Ждёшь новую серию «Игры престолов»? Ну и жди. А пока ждёшь, посмотри пятёрочку отличных фильмов, испытанных временем. Пусть они не кажутся тебе старыми, у кино нет срока годности. Даже «Евротур», которому уже 12 лет.
1. «Фанатик» (High Fidelity), 2000
Один из немногих фильмов, в котором адаптированное название подходит лучше, чем исконное (High Fidelity – «Высокая точность», термин, обозначающий, что качество воспроизведения приближено к оригиналу).
Молодой и нецелованный Джек Блэк, который ещё не начал раздражать своими кривляньями, Джон Кьюсак, который всегда остается Джоном Кьюсаком, и куча второстепенных персонажей, чьи имена не запоминаются, а образы очень даже.
Главный герой Роб – истинный фанатик своего дела, но этим делом оказывается не покорение космоса, а продажа пластинок. Он истинный фанатик своего дела, но жизнь его скучна, а события тянутся монотонно и однообразно, как виниловый диск на проигрывателе. Каждый день одна и та же песня. Но потом его бросает девушка, жизнь переворачивается с ног на голову, и одержимому меломану придется прокрутить свою жизнь назад, чтобы найти ту самую ошибку, которая привела к разрыву.
Фильм не претендует на шедевр, а просто радует отменной музыкой и прекрасной игрой Кьюсака. Жутко обаятельный шельмец. Картину нужно оценивать сердцем, а не головой. Во-первых, потому что фильм не о меломане, а о женщиномане; во-вторых, фильм, где так много музыки воздействует на эмоции и только на них.
2. «Одержимая» (Possession), 1981
Значит, такая вот история: приезжает муж из командировки и начинает замечать, что жена как-то сильно изменилась. Слишком уж они чужды друг другу. Муж, разумеется, начал подозревать её в измене, решил найти любовника ради профилактического мордобоя. А жена действительно полюбила другого, и этим другим стал демон. С каждым днём женушка все сильнее погружается в пучину безумия, и выглядит все это, мягко говоря, жутко. Красиво и жутко. Потому что это не типичный ужастик категории «В», не фэнтезийный шарж на адских тварей, это высокохудожественный фильм с сильным смыслом, который претендует ни много ни мало на место в кругу высокого авторского кино.
В главную героиню фильма – Изабэль Аджани – просто невозможно не влюбиться. Это такая рискованная самоотдача, такое обнажение чувств, такие эмоции… Именно её игра – то самое жуткое, что есть во всей картине. Это не ужастик с лужами крови, это высокохудожественное кино, от которого на душе становится очень боязно.
3. «Побег из Нью-Йорка» (Escape from New York), 1981
Джон Карпентер есть Джон Крапентер. Снейк Плискин есть Снейк Плискин. «Побег из Нью-Йорка» – шедевр на все времена.
Карпентер хотел показать, как американские политики ведут страну по пути деградации, как большие города превращаются из центров цивилизации в клоаки преступности, и как даже бывшие герои, усыпанные медалями ветераны, утрачивают свои идеалы и превращаются в циничных эгоистов и преступников.
Так появился образ Нью-Йорка 1997-го года, в котором Манхэттен превратился в огороженный загон с преступниками и маньяками всех сортов. Туда попадает президент, которого, как водится, надо спасти. Сначала на роль спасителя (он же Плискин) хотели взять Клинта Иствуда, но тот вовремя сообразил, что «Грязный Гарри» начнёт диктовать свои условия. Томми Ли Джонса с Чарльзом Бронсоном тоже отмели. Остался лишь Курт Рассел, идеально воплотивший режиссерские заветы.
Заваленные бутафорским мусором кварталы, куча отбросов, беззаконие, кровь – и на фоне всего этого невозмутимый одноглазый герой, с врожденным цинизмом и стальными яйцами. Что ещё нужно для крутой антиутопии с шикарным сценарием?
4. «Евротур» (EuroTrip), 2004
Победитель в номинации «Выбор подростков, родившихся после 85-го года». Фильм, который стыдно смотреть с мамой и бесконечно приятно пересматривать снова и снова. История про путешествие американских студентов в Европу с целью признаться в любви немке, которую Скотти Томас принимал за парня.
В комплект входят: стереотипное высмеивание Европы, шутки про задротов и очень милая и приятная история в Европейском антураже. Некоторые гэги стали эпохальными, вроде итальянского извращенца говорящего «Мискузи». Благодаря этому фильму, Братислава напоминает нам Воронежскую область и кажется чудесным краем, где за 50 центов можно открыть свой отель.
«Евротур» – та самая молодёжная комедия, которую можно смотреть в любой компании и которая мотивирует отправиться с друзьями в путешествие сильнее, чем «Проект Х» мотивирует устроить тусовку невиданных масштабов. И знаешь, все-таки шутки про «Папу Римского», кексы с гашишом, песня «Scotty doesn’t know» и битва с мимом – это то, без чего бы не было нашей молодости.
Ах да, «Флюгергехаймер». Без него мир был бы совсем другим.
5. «Служители закона» (U.S. Marshals), 1998
Сюжет весьма банален для боевиков. Самолет, перевозивший заключенных, терпит аварию и совершает вынужденную посадку. Воспользовавшись ситуацией, из-под конвоя бежит особо опасный арестант – бывший секретный агент, обвиненный в убийстве двух других агентов. За ним гонится полиция и другие личности, в чьих интересах заткнуть слишком много знающего преступника навсегда.
Но несмотря на банальный сюжет, получился сильный, яркий, стильный боевик 90-х с роскошными элементами экшена и динамики. И возможно, это лучшая роль Томми Ли Джонса. Ему вообще идёт играть суровых мужчин с высоким интеллектом. Так же, как и Уэсли Снайпсу играть плохих парней. Отличный противовес харизме Томми Ли Джонса, без которого картина получилась бы постной.
Необычность – слово, которым можно охарактеризовать все в этом фильме. Нестандартный подход к постановке экшена, смысловому подтексту, логике развития событий. При том, что все это если не на высшем, то на очень высоком уровне: трюки, погони, массовки, драма.
Комментарии
(1)Но ведь «Флюгегехаймен»…