Наверняка ты когда-нибудь задумывался о том, почему мы так любим кино. Фильмы могут заставить нас забыть о реальности на пару часов, погрузиться в совершенно незнакомый для нас мир, где все работает по другим законам, ассоциировать себя с человеком, которого мы видим на экране. Неважно, что тебе ближе: блокбастеры с захватывающим сюжетом и спецэффектами или камерные картины, где фокус смещается на внутренний мир героев. Одно мы знаем точно: ты определенно найдешь в нашей новой подборке фильм, который придется тебе по душе.
1. «Бараны» (Hrútar), 2015
Драматический фильм от исландского режиссера Гримура Хаконарсона («Деревня», «Страна вечного лета»).
Братья Гумми (Сигурдур Сигурйонссон) и Кидди (Теодор Юлиуссон) живут по соседству на отдаленной исландской ферме. Они не разговаривают друг с другом уже сорок лет, общаясь лишь посредством записок. Единственное, что до сих пор их связывает, — общее увлечение, а именно разведение овец. Когда на ферме Кидди обнаруживаются животные, пораженные инфекционным заболеванием, власти принимают суровое решение: уничтожить всех овец в регионе для предотвращения эпидемии.
Гримур Хаконарсон создал не просто фильм, а пронзительную элегию об одиночестве и гордости. Актерская игра в картине просто безупречна: персонажи Сигурдура Сигурйонссона и Теодора Юлиуссона немногословны, но взгляды, жесты и мимика говорят сами за себя, выражая бурю эмоций. Между братьями чувствуется многолетняя обида, но при этом они ощущают нерасторжимую связь друг с другом.
Фильм мастерски передает суровую красоту исландских пейзажей: здесь и бескрайние просторы, и величественные горы, и северное сияние. Настроение картины подчеркивается использованием холодных тонов, длинными планами, множеством деталей, которые помогают зрителю лучше понять переживания героев.
В общем, «Бараны» — это красивый фильм о молчании, невысказанных обидах, гордости, которая мешает двум близким людям выстроить общение друг с другом, и трагедии, которая может стать катализатором примирения.
2. «Универсальный язык» (Une langue universelle), 2024
Абсурдистский комедийно-драматический фильм от канадского режиссера Мэттью Ранкина («XX век», «Табула Раса»).
Мэттью (Мэттью Ранкин) — государственный служащий, который решает уволиться и вернуться в родной городок Виннипег. Только вот оказывается, что за время его отсутствия место сильно изменилось. Все в городе говорят на фарси — персидском языке. Кроме того, Мэттью не может распознать ни одной вывески, не понимает, почему люди начали заказывать нетипичные для них еду и напитки и почему вместо привычных ему канадцев улицы заполнены иранцами.
Картина представляет собой тонкое и многослойное исследование взаимоотношений между людьми, культурных различий и, конечно же, влияния языка. Режиссер умело балансирует между забавными ситуациями, возникающими из-за различия в речи, и философскими отступлениями о природе коммуникации.
Юмор в фильме тонкий и ненавязчивый, он берет свое начало из реальных жизненных ситуаций и человеческих слабостей. Визуальный стиль фильма многие сравнивают с творениями Уэса Андерсона, так что, если ты поклонник его творчества, картина Мэттью Ранкина как раз для тебя. Что можно сказать — остроумное и местами трогательное абсурдистское кино, которое оставляет после себя приятное послевкусие и заставляет задуматься о серьезных вещах.
3. «Южный ветер» (Juzni vetar), 2018
Криминальный триллер от сербского режиссера Милоша Аврамовича («Балканский ветер», «Секрет портного»).
Фильм рассказывает историю Мараша (Милош Бикович) — молодого автоугонщика, живущего одним днем. Его жизнь — это цепочка мелких преступлений, погонь и опасных связей. Он не стремится к богатству или славе, его цель — просто выжить в мире, где закон давно потерял свою силу. Но однажды Мараш совершает ошибку, угоняя автомобиль, принадлежащий влиятельному наркоторговцу. С этого момента его жизнь превращается в настоящий ад.
«Южный ветер» не пытается романтизировать преступный мир. Наоборот, он показывает его реалистично: наркотики, насилие, предательство и безнадежность. Здесь нет героев и злодеев — есть лишь люди, которые вынуждены бороться за свое будущее, порой переступая через свои моральные принципы. Каждый персонаж, будь то жестокий гангстер, мирный житель или коррумпированный коп, вызывает противоречивые чувства у зрителя.
Что касается визуальной составляющей, она также находится на высоте. Фильм строится на контрастах, умело противопоставляя мрачные улицы Белграда ярким краскам ночных клубов, а также богатству и блеску боссов преступного мира. Музыкальное сопровождение идеально дополняет картинку, усиливая эмоциональное воздействие.
Если ты искал кино, которое заставит тебя с новой стороны взглянуть на собственные ценности и задуматься о том, можно ли вырваться из порочного круга, когда ты уже встал на преступный путь, то это оно.
4. «Роллербол» (Rollerball), 1975
Спортивная антиутопия от канадского режиссера Нормана Джуисона («Ураган», «Правосудие для всех»). Сюжет картины основан на одноименном рассказе американского писателя Уильяма Гаррисона.
2018 год. Корпорации заменили правительства, а спорт превратился в жестокое развлечение, призванное отвлечь массы от реальных проблем. Зрителям предлагается зрелище, где на огромном стадионе игроки на роликовых коньках пытаются забросить мяч в специальную ловушку. Джонатан И. (Джеймс Каан) — суперзвезда роллербола, символ эпохи, воплощение силы и ловкости. Его популярность становится опасной для корпораций, которые стремятся контролировать все.
Это фантастический фильм об обществе, которое избавилось от войн, голода и болезней, но при этом потеряло нечто фундаментальное. Герой Джеймса Каана — человек, который отказывается быть винтиком в огромной машине, а вместо этого отчаянно пытается найти смысл.
Визуально фильм впечатляет даже спустя полсотни лет. Огромные стадионы, футуристические интерьеры, жестокие сцены игры — все это создает атмосферу мрачной, но в то же время завораживающей антиутопии. Музыкальная тема добавляет фильму эпичности и трагизма.
«Роллербол» — это динамичный экшен, глубокая философская притча о свободе воли, социальное предупреждение. Это классика жанра, которую обязательно должен увидеть каждый любитель фантастических фильмов.
5. «Смерть супергероя» (Death of a Superhero), 2011
Драматический фильм от ирландского режиссера Йена Фитцгиббона («Фильм со мной в главной роли», «В тихом омуте»). Сюжет картины основан на одноименном произведении новозеландского писателя Энтони МакКартена.
Дональд (Томас Сэнгстер) — обычный подросток. Он талантливо рисует, его воображение населено супергероями и злодеями, эпическими битвами и мечтами о спасении мира. В его рисунках реальность переплетается с фантазиями, отражая его внутренний мир, полный страха, гнева и отчаяния. Юноша считает, что из-за болезни не успеет дожить до своего совершеннолетия, поэтому хочет прожить отведенное ему время на максимум.
На первый взгляд фильм легко подвести под категорию подростковой драмы о смертельно больном юноше. Но на самом деле это кино гораздо глубже и сложнее, чем кажется. Дональд в картине — это не просто страдающий ребенок, а личность со своими мечтами, страхами и надеждами. Зритель видит, как персонаж мечется между отрицанием действительности и принятием, между страхом и верой, силой и слабостью.
Рисунки Дональда оживают на экране, создают яркий и фантастический мир, который контрастирует с мрачной реальностью. Такие вставки дополняют и углубляют внутренний мир персонажа, позволяя зрителю лучше понять его чувства и мысли.
Картина буквально кричит о том, как важно ценить каждый момент жизни, быть собой, любить и быть любимым. Этот фильм заставит задуматься о смысле жизни и о том, что ты хочешь оставить после себя.