Кино по субботам #350

Елена Никитина
18 сентября, 2021
13.2k
0
Культура
в избранное

Когда в твоей жизни появляется слишком много проблем, лучшим решением будет взять выходной и посвятить его полноценному отдыху. Никакой работы, выполнения бытовых обязанностей, закрытия горящих дедлайнов — только ты, ноутбук и новая подборка «Кино по субботам». Будь уверен, после такого времяпрепровождения ты наберёшься сил на всю следующую неделю.

1. «Полу-Нельсон» (Half Nelson), 2006

Американский драматический фильм от режиссёра Райана Флека с Райаном Гослингом в главной роли. В центре сюжета  молодой учитель истории Дэн Данн, совершенно не похожий на стереотипного преподавателя, со своей трагичной историей. Из-за наркотиков мужчина полностью разорвал все отношения со своими родными и близкими, не может найти себе любимого человека и постоянно чувствует себя одиноким. Одна из его учениц — Дрей (Шарика Эппс), чью жизнь также нельзя назвать счастливой, узнаёт о проблемах Дэна.

Эта малоизвестная картина раскрывает актёрский талант Райана Гослинга намного ярче, чем нашумевший «Драйв» или «Ла-Ла Ленд». Учитель, опустившийся на самое дно, но не переставший из-за этого быть достойным человеком — вот персонаж Гослинга. Он стыдится себя, хочет изменить свою жизнь, но не может найти в себе силы для этого, поэтому чувствует себя спокойно только в окружении детей, которые не осуждают его за внешний вид или поведение, в отличие от взрослых.

Фильм Флека — не из тех картин, которые навязывают однозначный взгляд на проблемы людей. Он ничему не учит, не заставляет разочаровываться в героях, не разбивает стереотипы. Он предоставляет зрителю гораздо большее: возможность переосмыслить свою жизнь и отношение к ней. В фильме нет сюжетных поворотов или привычной зрелищности — просто история двух людей: ребёнка и взрослого, развивающаяся на фоне трудностей и атмосферы отчаяния.

2. «Простая формальность» (Una pura formalità), 1993

Детективный мистический триллер от итальянского режиссёра Джузеппе Торнаторе («Легенда о пианисте», «Незнакомка»). Писатель Оноф (Жерар Депардьё) не помнит, как очутился ночью в лесу. Пытаясь спрятаться от грозы, он бежит, даже не разбирая дороги. Спустя какое-то время бесполезных скитаний он натыкается на трёх полицейских, которые арестовывают его и доставляют в участок для допроса. Странный комиссар (Роман Полански) берёт  дело в свои руки, и вызывается беседовать с Онофом: он то цитирует отрывки из его произведений, то угрожает задержанному. Герой не понимает, что за признание от него требуют полицейские, и что он делал в злополучном лесу. Он вынужден восстанавливать все события в памяти по мельчайшим крупицам, цепляясь за каждую деталь, бесконечно путаясь в своих показаниях.

Фильм заботливо предлагает зрителю секундные флэшбэки из памяти героя, которые, вместо пояснения, только добавляют таинственности в повествование героя. Главные персонажи картины — Оноф и комиссар, всё внимание сосредоточено на их диалоге. Именно в процессе общения героев становится понятно, кто они такие, и что скрывают друг от друга.

Финал картины невозможно предугадать: именно он расставляет всё по своим местам и оставляет зрителя в лёгком недоумении от происходящего. Тонкая и мастерская режиссура, блестящая актёрская игра, музыкальное сопровождение, огромное множество красивых, а главное — нужных, деталей — всё это создаёт неповторимую атмосферу.

3. «Мёртвая зона» (The Dead Zone), 1983

Фильм ужасов от режиссёра Дэвида Кроненберга («Экзистенция», «Оправданная жестокость»), экранизация одноимённого романа Стивена Кинга. В центре сюжета — житель небольшого городка Касл-Рок, учитель начальной школы Джон Смит (Кристофер Уокен). Возвращаясь домой после свидания в сильный шторм, он попадает в аварию, врезаясь в грузовик. Джон приходит в себя в больнице, где врач сообщает, что он очнулся после пятилетней комы. Жизнь мужчины круто изменилась: ему придётся заново учиться ходить, смириться с тем фактом, что возлюбленная давно вышла замуж и родила ребёнка. Но самое сложное для Джона — понять, почему вдруг его начали посещать странные видения. Одни говорят, что это — следствие полученной травмы, сказавшееся на психике, другие — что Джон получил божественный дар.

Всем известно, как сложно качественно экранизировать произведения Короля ужасов. Но картина Кроненберга, хоть и не получила заслуженную известность, всё же осталась одним из образцов для подражания. Возможно, из-за своей неповторимой атмосферы: здесь есть и тревожная музыка, и спокойные зимние пейзажи, и эмоциональная, но тем не менее до ужаса правдоподобная актёрская игра Кристофера Уокена. Напряжённый фильм с долей мистики точно понравится любителям триллеров 80-х годов и поклонникам творчества Кинга.

4. «Джон Кью» (John Q), 2002

Один из лучших фильмов американского режиссёра Ника Кассаветиса, с Дензелом Вашингтоном в главной роли. Криминальный триллер рассказывает историю Джона Куинси Арчибальда — рядового работяги, хорошего отца и преданного мужа. В жизни мужчины произошло ужасающее событие: его сыну срочно потребовалась операция по пересадке сердца. Но Джон не может оплатить её стоимость, а медицинская страховка не покрывает траты в несколько сотен тысяч долларов. Отец в отчаянии готов пойти на крайние меры, и пожертвовать всем ради здоровья сына.

Это потрясающе сильный фильм об отцовской любви, в котором не сопереживать главному герою просто невозможно. Вашингтон играет доброго и миролюбивого персонажа, который способен на безрассудные поступки во имя спасения ребёнка. Но даже совершая преступление, он не перестаёт переживать обо всех вокруг, что сильно отличает его от привычных нам стереотипных образов в кинолентах.

5. «Истина в вине» (Adieu, plancher des vaches!), 1999

Французская комедийная драма режиссёра Отара Иоселиани о семье хозяина роскошного дома и их взаимоотношениях с вином. В центре сюжета — старый мужчина, которого домочадцы стараются не показывать гостям, ведь большую часть времени он пьян. Он ворует вино из фамильного погреба, убегает выпивать с бродягами, собирает в своей комнате железные дороги. Его дети стыдятся своего положения, и кажется, одна лишь жена — хозяйка дома, довольна всем, что происходит в её жизни.

Фильм — ироничная притча, украшенная тонким юмором. Картина, однозначно, вызывает лёгкое недоумение, притягивает своими провокационными сюжетными поворотами и житейской мудростью. Это кино — самое то для того, кто хочет расслабиться в вечер выходного дня, посмотрев что-то душевное и человечное.