Кино по субботам #209

Марат Бабаев
Январь 12, 2019
15.9k
0
Культура
в избранное
Едва ты успел оправиться от праздничного марафона, как уже суббота. Не сказать, что выходных было недостаточно, но суббота есть суббота. Это всегда кайф! И привычным образом перечень ее достоинств дополняет наша киноподборка. Поэтому хватит испытывать на прочность свою печень — пора возвращаться к культурному обогащению. Приятного просмотра!

1. «Каждое воскресенье» (Any Given Sunday), 1999

Мы привыкли, что спортивные драмы несут в себе такой мотивационный заряд, что после просмотра каждой из них ты, стиснув челюсть, обещаешь себе завтра же отправиться в зал. Ну или как минимум начать бегать. Хрестоматийная фабула (сначала спортсмен проигрывает, а в конце — выигрывает), как правило, в подобных фильмах остается неизменной. Причем выигрыш этот не всегда буквальный — на ринге или футбольном поле. Вспомни «Рокки» — там герой финальный бой все же проиграл. Но в фигуральном значении это безусловная победа.

«Каждое воскресенье» вроде бы снят по привычным лекалам спортивной драмы. Но это тот случай, когда мы любим фильм скорее за манеру повествования рассказчика, а не за смысл его слов. Есть звездный спортсмен, есть тренер с буддистскими речами, которого, как обычно, никто не понимает. О чем хотят сказать герои в этой череде футбольных споров — не так важно. Гораздо важнее, что взявшийся за режиссуру Оливер Стоун сделал крайне стильный спортивный фильм, который без малого идет 2 часа 40 минут. И хоть ты ни черта не смыслишь в американском футболе, эстетизированные матчи и многозначительные взгляды героев придают картине такую клиповость, что не полюбить ее невозможно.

2. «Эверест» (Everest), 2015

1992 год. У подножия самой высокой горы на свете ведут свою предпринимательскую деятельность гиды. Они не очень похожи на полицейских, но их работа не менее опасна и не менее трудна. В задачу гидов входит сопровождение туристов, которым до тошноты приелась сухая рутина повседневности, и последним прибежищем их былых стремлений стало одно — покорение Эвереста. То, что для новичков является самым увлекательным и экстремальным приключением в жизни, для сопровождающих — работа. В привычном для себя порядке они собирают снаряжение, покровительственно предостерегая клиентов, мол, вы, конечно, смельчаки, но покорение Эвереста — дело опасное, поэтому будьте аккуратны. Собственно, то, что все пойдет не по плану, ясно еще на вступительных титрах, ибо таковы условия жанра. Остается только выяснить до какой степени. Усиливается интрига тем простым фактом, что история основана на реальных событиях, а кастинговую палитру пополнили несколько хорошо известных и любимых нами актеров.

3. «Мизери» (Misery), 1990

Если не брать в расчет два вечных хита «Побег из Шоушенка» и «Зеленую милю», то «Мизери» вполне оправданно можно назвать лучшей экранизацией Стивена Кинга. Литературный первоисточник, к слову, имеет репутацию не менее положительную, являясь одним из самых знаковых произведений писателя. В этом фильме нет пугающих чудовищ или аномалий. Здесь ужасает сама ситуация. А то, что главный герой фильма — писатель, делает историю более искренней, проецируя на нее, видимо, страхи самого автора. Посмотреть фильм стоит хотя бы потому, что он является классикой в широком смысле. Классикой триллера, классикой Кинга и талантливой компиляцией бытовой интриги и злободневной метафоры. Деликатно зарыть в однолинейный сюжет столь важную для творцов всего мира мысль о пагубности популярности может не каждый. Но великий мастер литературного ужаса смог. Видимо потому, что ему эта тема как нельзя близка.

4. «Все деньги мира» (All the Money in the World), 2017

Эту последнюю режиссерскую работу Ридли Скотта стоит восславить хотя бы потому, что каждый фильм мэтра является самым долгожданным событием современного кино. Говоря откровенно, «Все деньги мира» — не лучшая картина Скотта, но она по-скоттовски безупречна. Человек, удачно освоивший все основные жанры в кино, Ридли Скотт в этот раз воззвал к спекулятивной теме жадности и ее последствий. Это, пожалуй, можно назвать единственным недостатком картины, хотя бы потому, что идея не нова. Но постановочный талант Скотта способен превратить в хит даже текст налоговой декларации, а уж история про похищение внука нефтяного магната для него и вовсе раз плюнуть.

Скотт всегда умел балансировать на грани реализма и гротеска. Но в этой истории, где самый богатый человек мира не торопится заплатить выкуп за своего внука (хотя для него это не очень большие деньги), реальность так сильно граничит с вымыслом, что она вынужденно впитала в себя всю мощь художественных приемов Скотта. В некоторых моментах можно испытать ужас от того, насколько это дико и насколько это правда. Давно доказано, что жизнь — лучший сценарист. И эта, основанная на реальных событиях, история нуждалась лишь в талантливом постановщике. И более подходящей кандидатуры, чем Ридли Скотт, в этом случае представить невозможно.

5. «Человек в железной маске» (The Man in the Iron Mask), 1998

Достаточно вольная трактовка сюжета Дюма — «Человек в железной маске», пожалуй, именно этим и заслуживает своего внимания. История о четырех известных нам мушкетерах примечательна хотя бы выбором актеров, их играющих. Если Жерар Депардье в роли Портоса и Джереми Айронс в роли Арамиса — это еще можно себе представить, то вот Атос в исполнении Джона Малковича — это уже чистый постмодерн. Дополнительным аргументом в пользу фильма выступает Леонардо Ди Каприо, который в ту пору был более всего известен как невезучий пассажир известного корабля. Здесь он старательно изображает неоднозначно интерпретированный образ Людовика XIV. Предвосхищая твое недовольство по поводу того, что «тут все не по истории», стоит обозначить, что вся историческая часть «Человека в железной маске» более или менее ограничивается его декорациями. Фильм снят по вымышленной истории, а образы в нем имеют такой отблеск глянца, что в некоторых местах это больше походит на костюмированную вечеринку с известными актерами. Жертвуя аутентичностью сюжета в пользу острого нарратива, автор Рэндалл Уоллес (сценарист «Храброго сердца») опрокидывает на зрителя разноцветное конфетти. Пусть в чем-то бессмысленное, зато дико увлекательное — за два с лишним часа тебе не будет скучно ни на секунду. А если не в этом заключается первоочередная роль кино, то в чем тогда?