Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Кино по субботам #188

Наступила очередная суббота, и такой кайф — начать ее с просмотра классных фильмов. Сегодняшняя наша подборка — это не просто список качественных картин. Это настоящий праздник кино, где собраны фильмы разные по жанру и стилю, но все одинаково интересные.

1. «Схватка» (Heat), 1995

Вчера знаменитый и всеми любимый актер Роберт Де Ниро отметил свое 75-летие. Мы решили по-своему отпраздновать его юбилей, поэтому открываем сегодняшний список фильмов одной из самых известных его киноработ. При этом «Схватка» примечательна наличием в актерском составе еще одной итальянской звезды — Аль Пачино. И вот эти два харизматичных старика на протяжении всего фильма вступают в заочную конфронтацию: Пачино играет копа, а Де Ниро — налетчика, который скрывается от своего преследователя. Пожалуй, наличие этого дуэта внесло значительный вклад в успех картины. Но не только. «Схватка» — по-настоящему мужской, в меру драйвовый, в меру умный боевик, в котором забористые перестрелки сменяются медитативными пейзажами ночного города, а дерзость героев — их нравственными порывами. И злодей Де Ниро здесь не такой уж и злодей. Ну да — грабит, ну да — преступник. Но при этом он способен полюбить женщину так, что его переживания в полной мере отражают роковую участь бандита, вынужденного делать фатальный выбор между любовью и свободой. Противостояние двух главных героев кем-то может быть воспринято как метафора конкуренции Де Ниро и Пачино в Голливуде. Но это не так. Потому что два великих актера не могут взаимоисключать друг друга в кино — они способны лишь его украсить, каждый по-своему. И «Схватка» это наглядно подтверждает.

2. «Совокупность лжи» (Body of Lies), 2008

Если ты до сих пор не видел этот фильм, то мы не понимаем, на что ты вообще тратишь время. «Совокупность лжи» — один из лучших боевиков нулевых и один из самых интересных шпионских триллеров за всю историю. Мы не преувеличиваем. Во-первых, какие ты еще можешь вспомнить? Безусловно, есть, но они вряд ли будут лучше этого. Во-вторых, ты просто посмотри на список задействованных людей для создания этой картины. Если Рассела Кроу и Леонардо Ди Каприо в главных ролях и Ридли Скотта в режиссерском кресле тебе недостаточно, то финальным аргументом пусть будет автор сценария картины Уильям Монахэн — тот самый парень, который написал «Отступников» и «Царство небесное». Теперь о самом фильме. Вышедший во второй половине нулевых годов, он посвящен особенно актуальной в то время теме войны на Ближнем Востоке и борьбы с терроризмом. Но, как и подобает неизбежно нравственному подходу Голливуда освещать важные проблемы человечества, «Совокупность лжи» рассказывает историю правдиво и непредвзято. Казалось бы, что может быть хуже террористов, взрывающих людей? «Система», — отвечают авторы картины. Та самая система, при которой насилие порождает еще большее насилие. Это и подтверждают слова бывалого ЦРУшника в самом начале фильма: «Чем дольше мы ведем войну с террористами, тем сильнее они становятся». А мы ведь знаем, кто всегда стоит по другую сторону от плохих парней в любой войне. Парни еще хуже.

3. «Оправданная жестокость» (A History of Violence), 2005

Представь себе ничем не примечательную американскую провинцию, в которой жизнь настолько размеренна и скучна, что самым интересным событием в ней может быть разве что цветение яблони. Главный герой Том Столл — обычный мужик, у которого есть небольшое кафе, красивая жена и двое детей. Не торопись пролистывать статью дальше, ведь такая скука в начале практически всегда предвещает какой-нибудь замес в дальнейшем. А уж у Кроненберга — режиссера картины, которого хлебом не корми, дай только утроить мясорубку в кино — пресным сюжет надолго оставаться не может по определению. И вот однажды в бар к Тому заходят двое мутных парней. Как выясняется потом, они являются бандитами, что недвусмысленно подтверждает наставленный в лицо главного героя пистолет одного из них. Дальше как обычно: «Давай сюда деньги!» и все такое — в общем, цель у бандитов тривиальная. И тут Том, долго не думая, выскакивает из-за стойки и начинает фигачить плохишей как самый настоящий коммандос. На следующий день об этом подвиге пестрят все СМИ, местные жители называют Тома героем, а он сам скромно отмахивается, мол: «Да что вы, в самом деле… Подумаешь, замочил парочку бандюков». Но по сравнению с тем, что происходит дальше, тот криминальный инцидент в кафе окажется сущим пустяком. Боевые навыки Тома привлекли внимание людей из его прошлого. А в прошлом ему, видимо, приходилось убивать людей не раз. Что будет дальше, ты узнаешь из фильма, как и то, что у жестокости есть две стороны. И, помимо злодейской, существует та, которая становится необходимой для защиты своей семьи.

4. «Отрочество» (Boyhood), 2014

«Отрочество» — один из главных фильмов 2014 года и в карьере режиссера Ричарда Линклейтера, который без преувеличения снимал его на протяжении 12 лет. Такая неторопливость понадобилась ему для передачи сюжетной достоверности. Дело в том, что фильм рассказывает историю одной американской семьи, растянутую на несколько лет. При этом сами актеры не меняются от начала повествования и до его конца. В том числе и главный герой — маленький мальчик, который прямо на глазах становится все более взрослым. Такой подход, передающий старение героев с биологической точностью, позволяет воспринимать сюжет картины более достоверно и за три часа экранного времени делает персонажей по-настоящему родными для зрителя. При этом, несмотря на такой большой хронометраж, фильм не кажется скучным нинасколько. Напротив, биологическое взросление главного героя интереснее наблюдать вкупе с сопутствующим ему социальным преобразованием, когда игривость ребенка постепенно превращается в созерцательную меланхолию взрослого парня с первыми свиданиями и раздумьями о карьере. Линклейтер всегда выделялся тягой к реализму, но в «Отрочестве» он явно превзошел самого себя.

5. «В погоне за счастьем» (The Pursuit of Happyness), 2006

Если ты думаешь, что семейное кино не может быть интересным для взрослого парня, то ты прав. Но «В погоне за счастьем», пожалуй, является исключением. Да и называть его семейным надо с оглядкой на присвоенный фильму непонятно зачем возрастной рейтинг «13+» и на то, что история эта будет интересна преимущественно взрослым. Хотя она и вправду семейная, причем начиная с сюжета и заканчивая кастингом — Уилл Смит здесь играет вместе со своим сыном Джейденом Смитом. Не передать словами, насколько сильно Смит-старший заслужил номинацию на «Оскар» за актерскую игру в этом фильме, как и не передать словами радость за то, что любимый нами герой боевиков на деле оказался не просто хорошим актером, а выдающимся. Впрочем сюжет картины иного подхода и не заслуживает. Это абсолютно вдохновляющая, можно сказать, мотивирующая история успеха, произошедшая на самом деле с человеком по имени Крис Гарднер. Жизненные обстоятельства, происходящие с героем, и без того слишком эмоциональны, а в старательной постановке итальянца Габриэле Муччино они и вовсе способны довести зрителя до кипения. Поэтому, если после одной из сцен обнаружишь у себя на щеке влажный след от одиноко стекающей слезы, не удивляйся. Хоть мужчинам плакать и несвойственно, но подобная история преодоления трудностей такие эмоции вызвать может, напоминая нам о том, что с самого дна есть только один путь — наверх. И если счастье находится от тебя далеко, то за ним нужно бежать. В случае с героем Уилла Смита — иногда в буквальном смысле.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(4)

loukiker

одна из лучших подборок. естественно, всё давно уже отсмотрено/по тысяче раз пересмотрено. тем, кто не видел, бегом навёрстывать упущенное.

Граф

Оправданная жестокость мой любимый в этой подборке

BeyondGodlike

Спасибо за подборку. Из шорт-листа видел только ранее «В погоне за счастьем».P.S. Совокупность лжи — очень понравился фильм

loukiker

А мой «Схватка». И не только в подборке. Один из любимых и часто пересматриваемых. Мощнейшее муви и эталон в жанре. Перестрелка при ограблении банка — одна из самых крутых, пожалуй, вообще в кинематографе, и тема для отдельного разговора, ибо вдохновляла, вдохновляет и будет вдохновлять создателей подобных фильмов ещё очень долго. Как по мне, наиболее удачное её прочтение получилось у Аффлека в «Городе воров» (по сути весь фильм из сплошных заимствований из «Схватки» и «На гребне волны») и в «Убийце» с Бролином и Дель Торо. Но что-то я увлёкся:-)