Несмотря на то, что сегодняшняя суббота рабочая, наши кинотрадиции остаются неизменными. Тем более что впереди длинные выходные и времени для просмотра кино будет предостаточно.
1. «Непрощенный» (Unforgiven), 1992
Недавно Клинту Иствуду исполнилось 88 лет. Грустно осознавать, что однажды этот мастер, когда-то стабильно выдававший по фильму в год, перестанет снимать вовсе. Грустно, потому что этот харизматичный актер, впоследствии ставший великим режиссером, является не только создателем культовых картин. Это один из символов золотой эпохи Голливуда, которая окончательно поблекла в ярких цветах хромакея. Будучи когда-то звездой спагетти-вестернов Серджео Леоне, так полюбившихся зрителям всего мира, Иствуд в начале 90-х решил оседлать собственного коня и оставить свой след в истории этого жанра. Так появился на свет «Непрощенный» — фильм, принесший Иствуду его первый «Оскар» за режиссуру, а в итоге получивший еще три.
В центре истории герой по имени Уильям Мунни — бывший наемный убийца, который решил завязать со своим кровавым прошлым и посвятить старость детям. Но суровая действительность Дикого Запада не позволит легко уйти на пенсию человеку с такой нужной профессией. Умения Уильяма Мунни понадобятся ему, чтобы выполнить заказ на убийство двух негодяев. Хотя определить, кто настоящий негодяй на Диком Западе, невозможно. В этом мире они повсюду: как среди других охотников за головами, которые составляют конкуренцию главному герою, так и среди стражей закона. Инфернальный образ последнего, кстати, блистательно воплотил на экране Джин Хэкмен, за что и получил свой «Оскар».
2. «Свой человек» (The Insider), 1999
Если ты до сих пор не слышал об этом фильме, то мы тебе завидуем и сочувствуем одновременно. С одной стороны, тебе предстоит насладиться этой замечательной картиной, с другой — ты упустил из виду один из лучших фильмов Майкла Манна, да еще и с таким актерским дуэтом. Аль Пачино и Рассел Кроу соревнуются не только в ипостасях своих героев, но и в актерском мастерстве. И при всей нашей любви к итальянцу надо признать безоговорочную победу Кроу. Возможно потому что ему досталась более характерная роль. Да это и неважно. Рассел Кроу — выдающийся актер, чья игра является украшением многих фильмов, в том числе и «Своего человека». Австралиец здесь играет ученого-химика, работающего на табачную компанию. Но черт его дернул однажды начать собственное расследование сокрытия важных данных о вреде сигарет. Точнее, дернул его не черт, а проснувшаяся совесть. В итоге он погряз в пучине журналистского скандала и судебных разбирательств. И что в итоге? Потерянная работа, ссоры с женой и перманентный депрессняк. Но в этом-то и вся соль. Что такое личный комфорт по сравнению со здоровьем всей нации, на которой цинично наживаются корпорации?
3. «Фальшивомонетчики» (Die Fälscher), 2006
Эта австрийская картина получила «Оскар» в 2008 году как «Лучший фильм на иностранном языке». К слову, обойдя на той церемонии «12» Никиты Михалкова. Несмотря на то, что все мы болели тогда за нашу картину, не признать заслуженность победы «Фальшивомонетчиков» нельзя. И это не дань политкорректности, как могло показаться. Ведь фильмы о Холокосте уже не в первый раз удосуживаются золотой статуэтки. Но что поделать, если они и вправду хорошие? Разве получившие «Оскара» до этого «Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна» или «Пианист» не заслуживали своих наград? Вот и австрийский фильм не изменил традициям и выдал отличный сюжет, основанный на реальных событиях времен Второй мировой войны.
История повествует о Соломоне — талантливом немецком фальшивомонетчике еврейского происхождения. В 36-ом году его арестовывают и отправляют в концлагерь. Впоследствии немцы обнаруживают талант еврейского заключенного и решают этим воспользоваться. Во время войны немецкое командование решило запустить выпуск фальшивых денег и внедрить их на рынок стран-союзников, чтобы дестабилизировать экономическое положение врагов. Но Соломон и его помощники, также евреи, подделывали деньги столь искусно, что незадолго до окончания войны, когда проблемы были уже у самой Германии, немцы сами использовали фальшивую валюту. Тем самым заключенные евреи стали невольно спонсировать ведение военных действий нацистской Германией. Что, конечно, не могло не привести к моральным противоречиям самих узников концлагеря.
4. «Матч Поинт» (Match Point), 2005
После этого фильма становится ясно, почему Вуди Аллен на протяжении долгого периода называл Скарлетт Йохансон своей музой. В «Матч Поинт» он выжал всю сексуальность актрисы до капли и размазал ее по всему хронометражу фильма. Но это не сублимация престарелого режиссера. Сексуальность важна для героини Йохансон. Она помогает оправдать поведение главного героя в первой половине фильма, который влюбляется в невесту своего друга, будучи женатым на его сестре. Сперва может показаться, что «Матч Поинт» — это удачная попытка показать, что из брака по расчету ничего хорошего получиться не может. Тем более когда на него идет мужчина. На самом дела это один из лучших (если не самый лучший) фильм Вуди Аллена, облаченный в жанровый синтез драмы и триллера. Глянцевыми декорациями лондонского истеблишмента «Матч Поинт» обнажает всю пагубность современного материализма, апеллируя одновременно к романам как Достоевского, так и Драйзера.
5. «Опасный бизнес» (Gringo), 2018
Когда видишь в титрах имена Шарлиз Терон или Джоэла Эдгертона, всегда рассчитываешь на то, что фильм окажется классным ну или хотя бы не разочарует. В случае с «Опасным бизнесом» так и произошло. Комедийный боевик про наркоторговлю не лишен жанровых штампов: много стрельбы и погони, злой картель, а за весь юмор на экране отвечает болтливый негр. Но с этим можно смириться, когда все это нанизано на интересный сюжет и переплетено с колоритными персонажами. А за глубокое декольте Шарлиз Терон крупным планом создателям хочется выразить отдельное спасибо и отдать авансом свое признание фильму. Актриса снова примерила на себя роль роковой женщины, которая занимается опасным бизнесом и, как в этом деле и полагается, общается с плохими парнями. Как раз с такими, кто похитил ее подчиненного и требует выкуп. Но помогать ему она не торопится, ведь неизвестно, кому больше выгодно его похищение.