Культура

Кино по субботам #135

  • 6770
  • 0
  • Теодор Седин

Мир кино колбасит как лодку на волнах. Кара Делевинь, девушка, прославившаяся тем, что умеет смешно кривляться, продолжает убеждать мир в отсутствии у себя актерского таланта в новой, заведомо провальной ленте Люка Бессона. Некоторые другие киноновинки внушили нам серьезные опасения за будущее индустрии. Поэтому мы поскребли по сусекам и нашли 5 хороших фильмов. Не ходи в кино, дома посмотри. В кино можно только «Дюнкерк» смотреть.

1. «Бриллианты» (Diamonds), 1999

Замечательная история, в которой каноничный Спартак (Кирк Дуглас) играет престарелого боксера польского происхождения, у которого только и есть, что славное прошлое и весьма туманные перспективы на будущее. Меньше всего на свете он хочет оказаться в доме престарелых, а тут как нельзя кстати его навещают сын, с которым у него отвратительные отношения, и внук. Дедушка неожиданно вспоминает про гонорар — 13 бриллиантов, спрятанных в Рино, за которыми отправляются представители трех поколений.
По мере фильма нам предлагают послушать байки старого спортсмена из уст великого актера, претензии сына и взглянуть на отношения поколений, которые не пытаются друг друга понять. И, что самое прекрасное, благодаря актерам, ты воспринимаешь их взгляд исключительно как мнение поколения. В фильме есть кульминационный момент — когда все три кавалера зависают у проституток, делятся воспоминаниями, взглядами на мир, страхами. Мало того, что это выглядит забавно, так и в словах героев больше смысла, чем в большинстве пафосных крупнобюджетных лент.

2. «Жизнь взаймы» (Bobby Deerfield), 1978

Американцы назвали этот фильм «Бобби Дирфилд», как бы намекая, что с оригинальным произведением Ремарка у этого фильма мало общего. Но наши адаптаторы решили, что искажение сюжета, фамилий и образов — пустяк, да и зрителей гораздо сильнее привлечет название, как у романа. В результате получилась банальная ситуация: прочитавшие книгу возмущаются, что на книгу не похоже. Да и не нужно искать точечного воспроизведения писательского замысла. Это прежде всего история про человека, который задолбался. Бобби Дирфилд, которого играет Аль Пачино, трудится известным гонщиком «Формулы 1», но болид ему опостылел, потому он использует гибель друга как предлог никогда туда не садиться. Но, как это часто бывает, на жизненном пути ему встречается человек, который дает встряску его жизненной энергии. Конечно же, это женщина. Но это Ремарк, здесь всё не так просто, и женщина смертельно больна. И весь фильм — это беседа между человеком, по-настоящему обреченным, и тем, кто себя в своей обреченности убедил. Параллельно идут вставки из мира гонок, кругом потрясающая итальянская природа и недооцененная роль Аль Пачино, который, как всегда, прекрасен. И пусть не пахнет исходником, от этого фильм только выиграл.

3. «Парень-каратист» (The Karate Kid), 1984

Тот самый фильм про карате из детства, в котором всё стереотипно: мудрый сенсей с раскосыми, юный и чересчур дерзкий ученик, драки, соревнования. Но, несмотря на это, фильм получился в крайней степени душевным. Фильм получился слишком искренним и потому культовым для американских подростков 80-х. Режиссер Джон Эвилдсен уже снял один хороший фильм про обаятельного драчуна из ниоткуда. Но сравнивать с «Рокки» этот фильм нельзя. То была драма, а это бодрый боевик, в котором, о чудо, главный герой играет хорошо, несмотря на свой юный возраст. После таких фильмов очень сложно удержаться от того, чтобы не ударить подушку ногой. Кстати, в нем изначально должен был сниматься сам Чак Норрис, но ему показалось, что предложенный персонаж был слишком стереотипен и негативно отображал боевые искусства. Зато он с радостью нашел сенсеев и каскадеров, которые ставили сцены боев. Так что без Великого тут не обошлось.

4. «Дилетанты» (Amateur), 1994

Режиссер крутого порно скрывается от банды киллеров, которые ищут у него дискеты стоимостью в миллион долларов. Однажды он очухивается в неизвестном месте, весь в крови и под присмотром бывшей монахини-нимфоманки, которая пишет рассказы для порножурнала. И во всей этой дремучей смеси порно и крови умудрились затесаться элементы триллера, комедии и драмы. Некоторые считают, что фильму помешало стать культовым вышедшее в том же году «Криминальное чтиво». А так получилась не менее изящная криминальная сатира, от которой то кровь стынет в жилах, то пробивает на смех. А какие еще эмоции может вызывать картина, в которой монашенка желает стать нимфоманкой и автором порнороманов, а юная звезда порнокино, наоборот, мечтает о чистой любви?
Главное украшение картины — Изабель Юппер. Если бы Кара Делевинь могла хотя бы так же молчать — цены бы ей не было, а так выбирать, кем восхищаться, не приходится.

5. «Защита Лужина» (The Luzhin Defence), 2000

Еще одна экранизация романа одного популярного писателя прошлого века. В свое время именно фраза в титрах «По роману Владимира Набокова» заставила обратить внимание на его творчество. Было это очень давно, а фильм про нервного, потеющего, постоянно курящего шахматиста как был любимым, так и остается. Хотя экранизация от произведения значительно отличается.

Лужин — абсолютный шахматный маньяк и гений, живущий только партиями и игрой. Единственным мостом, который связывает его с реальностью, является свалившаяся на него Наталья. Он ее вроде и любит, но ищет в ней женщину, которая будет о нем заботится и заменит мать. Наталья, как человек адекватный, хочет другой любви. Она любит Лужина, но Лужин любит шахматы. И только шахматы. Два человека, которые созданы друг для друга, любят разное, как это паршиво. Именно про эту трагическую любовь, со вставками из детства и нервными шахматными партиями, писал Набоков. Про то же снят и фильм, после которого хочется дать Джону Туртурро побольше «Оскаров».