Культура
04 марта, 2017

Кино по субботам #112

Так получилась, что этот выпуск выходит аккурат между вручением премии «Оскар» и 8 марта. Но нам плевать, мы не следуем трендам, мы советуем кино.

Так случилось, что этот выпуск легендарной в широких кругах кинематографической рубрики с толстым налетом эмпирического восторга оказался между двумя равнозначными событиями: вручением премии «Оскар» и 8 марта. И само собой, ни один фильм в этом списке не будет связан с этими событиями. Разве что во всех лентах принимали участие женщины, а в некоторых даже лауреаты «Оскара». Но нам плевать на события — наша рубрика слишком независима, в отличие от кинопремии, которая вручает награды позорным фильмам с высокой концентрацией толерантности и чернокожих.

1. «Костяной томагавк» (Bone Tomahawk), 2015

Как оказалось, фильм с таким дебильным названием, которого даже фильмы категории B постыдились бы, может быть настоящим шедевром. Это не те ужасы, где каждые две минуты под таинственно-напряженную музыку происходит нечто, провоцирующее рвотный рефлекс. Нет, это прежде всего цельное, очень интересное и захватывающее повествование с действительно крутыми диалогами крутых парней, идущих высвобождать группу пленных из цепких, немытых лап жутких каннибалов. Трудно сказать, что это: вестерн или ужасы. Пускай будет так: первая половина — подготавливающая, ближе к вестерну, вторая — кульминация, тут сплошной ужас и жуть, с разрубленными напополам мужчинами (причем всё показано в мелких подробностях), снятием скальпа (чисто для галочки, это ведь индейцы) и женщинами с вырезанными глазами, которых используют как инкубатор. Перестрелки, как в приличном вестерне, тоже имеются. И до кучи несколько волнительных элементов медицины XIX века. Но главное достояние фильма — конечно же, актеры. Курт Рассел снялся здесь в один год с «Омерзительной восьмеркой», и, видимо, неспроста — чтобы не растерять приобретенный образ сурового мужика с Дикого Запада. Персонаж получился на загляденье — снимаем шляпу. Патрик Уилсон, известный по «Фарго», тоже несказанно порадовал. Бесил только Джек из «Лоста», но его, слава богу, убили.

Если соскучился по фильмам про крутых парней с хорошими диалогами, покалеченными конечностями и неожиданными поворотами — то ничего лучше на этой неделе не найдешь.

Курт Рассел: главный «беглец» Голливуда Крутой в любом состоянии и в любом возрасте.

2. «Смертельная гонка» (Death Race), 2008

Джейсон Стетхем в жизни обаятельнее всех персонажей Джека Николсона вместе взятых. Парень с отличным чувством юмора и прущей наружу искренностью в кино играет угрюмых, молчаливых, суровых мужчин с выходящим из берегов тестостероном. Где только ему не приходилось стискивать зубы: и в лондонском пабе, и в каком-то фэнтезийном мире с драконами, и на лазурном берегу, но на этот раз его закинули в антураж, больше напоминающий шварцнеггеровского «Бегущего человека». Хорошего парня и по совместительству гонщика бросают в тюрьму и заставляют участвовать в гонке с отпетыми мразями с самого подгоревшего дна общества. Ну а тут всё привычно: машины, перестрелки, удары локтем в рыло. Одним словом, бодрое, прямолинейное действие с прекрасными декорациями, нераздражающие штампы, красивая латиноамериканка и неестественный хэппи-энд. В общем, динамичный боевик, чтобы уткнуться в экран и тупо смотреть, получая удовольствие. А удовольствие получишь, мы это гарантируем, ведь всё — от гонок до града пуль — снято с бодрым, захватывающим изяществом.

3. «Va-банк» (Runner Runner), 2013

Не нужно путать с одноименным шикарным польским фильмом, поскольку ему он, увы, в подметки не годится. Видишь же, заглавная буква пишется модно, латиницей. К тому же, фильм совсем про другое — про онлайн-игры, про массовый онлайн-обман. Ни для кого не секрет, что деньги там крутятся неприличные, а ведут себя воротилы не по-христиански. Совсем забыли аспиды про честь, уезжают в банановые республики, скармливают министров крокодилам, фактически правят страной, а потом кидают своих приближенных.
Фильм местами снят сумбурно — не успеваешь понять, что происходит, поскольку сюжет явно не умещается в хронометраж и потому скачет, как красная кавалерия. Некоторые сюжетные повороты кажутся просто нереальными. Сидишь и думаешь, как такое вообще возможно, попутно пытаясь вспомнить, когда главный герой начал этим заниматься. И любимая женщина главных героев — страшная, как плод любви костюма финской группы Lordi и трансильванской тяжелоатлетки. Но несмотря на это, все 88 минут ты смотришь фильм без отрыва, словно это какой-то шедевр. И сюжетные скачки, оказывается, не так сильно бесят. И никому не известный брат оскароносного Кейси Аффлека Бен играет практически так же хорошо, как приглашенный специально для привлечения девиц в кинотеатры певец Тимберлейк. Ну тот кучерявый парень из ‘N Sync. А главное — сюжет хоть и фантастический, но чертовски интересный. А красота съемки заставляет простить все ляпы и посмотреть отличное изделие про человеческие пороки в модной оболочке.

4. «Обмануть всех» (I Spy), 2002

Разумеется, фильм «Я — шпион» можно назвать только «Обмануть всех». Ведь шпионы не шифруются, не рискуют жизнью, внедряясь во вражеские организации, а врут. Браво, прокатчики.

Ну а если без желчи, то ты, наверное, забыл времена, когда Эдди Мерфи был самым популярным и самым высокооплачиваемым чернокожим актером. Эксцентричного бывшего стендап-комика любили все, пускай во всех фильмах он одинаково быстро говорил, улыбался своей широкой как радиатор старого «Крайслера» улыбкой, а в последние годы играл сплошь успешных парней. Тогда он еще чередовал хорошие фильмы с плохими, и пускай критики считают сие не самой удачной работой Мерфи, мы настоятельно рекомендуем его посмотреть. Просто критики ждали фильмов вроде «Девушки мечты», за который его номминировали на «Оскар», а он вернулся в комедию.

Тогда, в начале 2000-х, было принято стебаться над шпионами. Вспомнить хотя бы фильм, где дети Антонио Бандераса выполняли задания. Здесь всё немного по-другому: герой Оуэна Уилсона, который тогда еще считался перспективным, а общественность верила, что он дорастет до «Оскара», посылается на задание под прикрытием вместе с известным, но слишком самовлюбленным и туповатым боксером. А что происходит, когда соединяются совершенно разные люди? Конфликт, разумеется. Благодаря тому, что один относится ко всему, как к развлечению, а второй просто очень плохой шпион, всё летит в известном направлении. И казалось бы, сюжет для комедии банален, но выглядит очень свежо. Даже сейчас, спустя 15 лет. Диалоги смешные, Мерфи смешной, ситуации комические. Оторваться сложно, да и не хочется. Здесь как-то всё мило, забавно, динамично и очень стебно. А стебут всех: и спортсменов, и ЦРУ, и особенно экс-президента Буша. Посмотри, не верь критикам.

5. «Охотник на оленей» (The Deer Hunter), 1978

Джо Казале, Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен, Мерил Стрип — еще рекомендации нужны? Хорошо, сейчас будут.

Американцы сняли немало фильмов про главный бич поколения 60-х — Вьетнамскую войну. Есть откровенный шлак, есть «Цельнометаллическая оболочка» со «Взводом», а есть первый «Рэмбо» и «Охотник на оленей» — про судьбы, сломанные этой войной. Когда он только вышел, Страна Советов, на чьих останках ты сейчас живешь, устроила дикую истерику, разнося фильм в пух и в прах. В чем причина — не знал толком никто. Разгромные рецензии, запрет на прокат, бойкот фильма советской делегацией на фестивале. Видимо, за живое задело происхождение бывших ветеранов Вьетнама — все три имеют русские корни. Но никакой порочащей клюквы нет. Порочащая клюква — это в «Красной жаре». А может быть, их смутил антивоенный пафос. «Охотник на оленей» был выпущен в США всего лишь спустя три с половиной года после окончания войны во Вьетнаме и стал одним из первых кинопроизведений, говорящих о всеамериканском позоре и стыде.

Фильм охватывает сразу три периода из жизни героев — семейно-бытовой довоенный, жестко драматический военный и еще обостреннее воспринимаемый послевоенный, когда на испытываемый персонажами «вьетнамский синдром» накладывается ощущение собственной невписываемости в прежний идиллический мир. Исторической достоверности искать не стоит — он про эмоции и людей. Но именно за него великолепный Кристофер Уокен получил «Оскар». Удивляет только то, почему все остальные его не получили.

Оскар, расизм и изнасилованные немки Когда «расизм» становится частью большого шоу.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: