Так случилось, что этот выпуск легендарной в широких кругах кинематографической рубрики с толстым налетом эмпирического восторга оказался между двумя равнозначными событиями: вручением премии «Оскар» и 8 марта. И само собой, ни один фильм в этом списке не будет связан с этими событиями. Разве что во всех лентах принимали участие женщины, а в некоторых даже лауреаты «Оскара». Но нам плевать на события — наша рубрика слишком независима, в отличие от кинопремии, которая вручает награды позорным фильмам с высокой концентрацией толерантности и чернокожих.
1. «Костяной томагавк» (Bone Tomahawk), 2015
Как оказалось, фильм с таким дебильным названием, которого даже фильмы категории B постыдились бы, может быть настоящим шедевром. Это не те ужасы, где каждые две минуты под таинственно-напряженную музыку происходит нечто, провоцирующее рвотный рефлекс. Нет, это прежде всего цельное, очень интересное и захватывающее повествование с действительно крутыми диалогами крутых парней, идущих высвобождать группу пленных из цепких, немытых лап жутких каннибалов. Трудно сказать, что это: вестерн или ужасы. Пускай будет так: первая половина — подготавливающая, ближе к вестерну, вторая — кульминация, тут сплошной ужас и жуть, с разрубленными напополам мужчинами (причем всё показано в мелких подробностях), снятием скальпа (чисто для галочки, это ведь индейцы) и женщинами с вырезанными глазами, которых используют как инкубатор. Перестрелки, как в приличном вестерне, тоже имеются. И до кучи несколько волнительных элементов медицины XIX века. Но главное достояние фильма — конечно же, актеры. Курт Рассел снялся здесь в один год с «Омерзительной восьмеркой», и, видимо, неспроста — чтобы не растерять приобретенный образ сурового мужика с Дикого Запада. Персонаж получился на загляденье — снимаем шляпу. Патрик Уилсон, известный по «Фарго», тоже несказанно порадовал. Бесил только Джек из «Лоста», но его, слава богу, убили.
Если соскучился по фильмам про крутых парней с хорошими диалогами, покалеченными конечностями и неожиданными поворотами — то ничего лучше на этой неделе не найдешь.
2. «Смертельная гонка» (Death Race), 2008
Джейсон Стетхем в жизни обаятельнее всех персонажей Джека Николсона вместе взятых. Парень с отличным чувством юмора и прущей наружу искренностью в кино играет угрюмых, молчаливых, суровых мужчин с выходящим из берегов тестостероном. Где только ему не приходилось стискивать зубы: и в лондонском пабе, и в каком-то фэнтезийном мире с драконами, и на лазурном берегу, но на этот раз его закинули в антураж, больше напоминающий шварцнеггеровского «Бегущего человека». Хорошего парня и по совместительству гонщика бросают в тюрьму и заставляют участвовать в гонке с отпетыми мразями с самого подгоревшего дна общества. Ну а тут всё привычно: машины, перестрелки, удары локтем в рыло. Одним словом, бодрое, прямолинейное действие с прекрасными декорациями, нераздражающие штампы, красивая латиноамериканка и неестественный хэппи-энд. В общем, динамичный боевик, чтобы уткнуться в экран и тупо смотреть, получая удовольствие. А удовольствие получишь, мы это гарантируем, ведь всё — от гонок до града пуль — снято с бодрым, захватывающим изяществом.
3. «Va-банк» (Runner Runner), 2013
Не нужно путать с одноименным шикарным польским фильмом, поскольку ему он, увы, в подметки не годится. Видишь же, заглавная буква пишется модно, латиницей. К тому же, фильм совсем про другое — про онлайн-игры, про массовый онлайн-обман. Ни для кого не секрет, что деньги там крутятся неприличные, а ведут себя воротилы не по-христиански. Совсем забыли аспиды про честь, уезжают в банановые республики, скармливают министров крокодилам, фактически правят страной, а потом кидают своих приближенных.
Фильм местами снят сумбурно — не успеваешь понять, что происходит, поскольку сюжет явно не умещается в хронометраж и потому скачет, как красная кавалерия. Некоторые сюжетные повороты кажутся просто нереальными. Сидишь и думаешь, как такое вообще возможно, попутно пытаясь вспомнить, когда главный герой начал этим заниматься. И любимая женщина главных героев — страшная, как плод любви костюма финской группы Lordi и трансильванской тяжелоатлетки. Но несмотря на это, все 88 минут ты смотришь фильм без отрыва, словно это какой-то шедевр. И сюжетные скачки, оказывается, не так сильно бесят. И никому не известный брат оскароносного Кейси Аффлека Бен играет практически так же хорошо, как приглашенный специально для привлечения девиц в кинотеатры певец Тимберлейк. Ну тот кучерявый парень из ‘N Sync. А главное — сюжет хоть и фантастический, но чертовски интересный. А красота съемки заставляет простить все ляпы и посмотреть отличное изделие про человеческие пороки в модной оболочке.
4. «Обмануть всех» (I Spy), 2002
Разумеется, фильм «Я — шпион» можно назвать только «Обмануть всех». Ведь шпионы не шифруются, не рискуют жизнью, внедряясь во вражеские организации, а врут. Браво, прокатчики.
Ну а если без желчи, то ты, наверное, забыл времена, когда Эдди Мерфи был самым популярным и самым высокооплачиваемым чернокожим актером. Эксцентричного бывшего стендап-комика любили все, пускай во всех фильмах он одинаково быстро говорил, улыбался своей широкой как радиатор старого «Крайслера» улыбкой, а в последние годы играл сплошь успешных парней. Тогда он еще чередовал хорошие фильмы с плохими, и пускай критики считают сие не самой удачной работой Мерфи, мы настоятельно рекомендуем его посмотреть. Просто критики ждали фильмов вроде «Девушки мечты», за который его номминировали на «Оскар», а он вернулся в комедию.
Тогда, в начале 2000-х, было принято стебаться над шпионами. Вспомнить хотя бы фильм, где дети Антонио Бандераса выполняли задания. Здесь всё немного по-другому: герой Оуэна Уилсона, который тогда еще считался перспективным, а общественность верила, что он дорастет до «Оскара», посылается на задание под прикрытием вместе с известным, но слишком самовлюбленным и туповатым боксером. А что происходит, когда соединяются совершенно разные люди? Конфликт, разумеется. Благодаря тому, что один относится ко всему, как к развлечению, а второй просто очень плохой шпион, всё летит в известном направлении. И казалось бы, сюжет для комедии банален, но выглядит очень свежо. Даже сейчас, спустя 15 лет. Диалоги смешные, Мерфи смешной, ситуации комические. Оторваться сложно, да и не хочется. Здесь как-то всё мило, забавно, динамично и очень стебно. А стебут всех: и спортсменов, и ЦРУ, и особенно экс-президента Буша. Посмотри, не верь критикам.
5. «Охотник на оленей» (The Deer Hunter), 1978
Джо Казале, Роберт Де Ниро, Кристофер Уокен, Мерил Стрип — еще рекомендации нужны? Хорошо, сейчас будут.
Американцы сняли немало фильмов про главный бич поколения 60-х — Вьетнамскую войну. Есть откровенный шлак, есть «Цельнометаллическая оболочка» со «Взводом», а есть первый «Рэмбо» и «Охотник на оленей» — про судьбы, сломанные этой войной. Когда он только вышел, Страна Советов, на чьих останках ты сейчас живешь, устроила дикую истерику, разнося фильм в пух и в прах. В чем причина — не знал толком никто. Разгромные рецензии, запрет на прокат, бойкот фильма советской делегацией на фестивале. Видимо, за живое задело происхождение бывших ветеранов Вьетнама — все три имеют русские корни. Но никакой порочащей клюквы нет. Порочащая клюква — это в «Красной жаре». А может быть, их смутил антивоенный пафос. «Охотник на оленей» был выпущен в США всего лишь спустя три с половиной года после окончания войны во Вьетнаме и стал одним из первых кинопроизведений, говорящих о всеамериканском позоре и стыде.
Фильм охватывает сразу три периода из жизни героев — семейно-бытовой довоенный, жестко драматический военный и еще обостреннее воспринимаемый послевоенный, когда на испытываемый персонажами «вьетнамский синдром» накладывается ощущение собственной невписываемости в прежний идиллический мир. Исторической достоверности искать не стоит — он про эмоции и людей. Но именно за него великолепный Кристофер Уокен получил «Оскар». Удивляет только то, почему все остальные его не получили.
Комментарии
(2)все фильмы уже отсмотрены, поэтому негодовать не буду, но всё же.. зачем по Томагавку столько спойлеров? вроде раньше этим не страдали..
Я бы с автора за томагавк сам скальп снял! нельзя же так.