Культура

Кино по субботам #110

  • 13658
  • 0
  • Теодор Седин

Если немного перефразировать легендарного священника из изумительного по своей неадекватности фильма «Лабиринт», то получится что-то вроде: «Сейчас ты у меня таких фильмов получишь, сука-нах!». Не всегда получается так, что авторам подборки самим хочется пересмотреть сразу все фильмы. Но сегодня как раз тот редкий случай. Давай погрузимся в кинематографический запой вместе.

1. «Весёлые каникулы» (Get the Gringo), 2011

Господа прокатчики, какие, к черту, «Веселые каникулы», пускай даже в кавычках? Это что, рубрика из журнала «Веселые картинки»? «Поймать гринго» — что здесь не так? Ну назовите «Поймать американца», ведь даже в глухой деревушке на Таймыре пенсионер Василий Севастьянович знает, что так в латиноамериканских странах называют неиспаноговорящих иностранцев.

Ну да ладно, вернемся к самому гринго, которого в картине сыграл оголливудившийся австралиец с великим кинопрошлым. Мы искренне любим Мэла Гибсона и считаем его великолепным актером, режиссером и продюсером. В этом фильме он проявил себя практически во всех стезях, кроме режиссерской, и, тем не менее, это полностью выстраданный им фильм. Ему пришлось пройти через многое: через невыносимые условия съемки, через нежелание американских прокатчиков показывать его в кинотеатрах. И все-таки сброшенный с Олимпа Гибсон послал всех к черту, выкрикнул боевой клич Уильяма Уоллеса и сделал отменный фильм. Что в нем особенного? Да всё в нем прекрасно: от актерской игры до работы оператора, от перестрелок до диалогов. История злоключений пойманного мексиканскими властями преступника из Америки, заключенного в полную наркотиков и насилия тюрьму, цепляет с первых кадров. Мы там не сидели и не собираемся, но почему-то сразу веришь, что там возможно такое безумие. Собственно, из-за него фильм не пустили на экраны кинотеатров.

2. Певец на свадьбе (The Wedding Singer), 1998

Восхитительно милая комедия тех времен, когда Дрю Бэрримор еще узнавали в лицо и не лечили от алко- и наркозависимости, а Адам Сэндлер не выступал в качестве режиссера всех своих фильмов и не раздражал одним своим появлением. Здесь он, как всегда, играет единственного полуадекватного персонажа, когда все вокруг — полностью долбанутые фрики. И, как всегда, так же мерзко не то улыбается, не то расстраивается.

Но это не бросается в глаза, потому что фильм получился довольно милым, несмотря на некоторые пердильные моменты. Трогательная история про настоящую любовь, верность своему делу и Билли Айдола, который появился в камео. Комедия не лишена морали: неважно, сколько у тебя денег, главное — оставайся хорошим, искренним парнем, и тебе воздастся. Все тебя полюбят, а Билли Айдол отдаст твою песню на прослушку в студию звукозаписи.

Особый флер доставляет время повествования — 1985 год. Это же дебильные прически, отличная музыка и та самая Америка, в которую мы влюблялись с 90-х. Фильм и правда выглядит так, будто снят на 13 лет раньше, и это только добавляет ему обаяния. А еще там есть Стив Бушеми, как всегда, в небольшой роли. Но как ни странно, он там не умирает.

3. Студия звукозаписи «Берберян» (Berberian Sound Studio), 2011

Нет, это не армянская комедия, а вполне себе годный английский фильм ужасов про то, как англичанин приехал писать эффекты к итальянскому фильму ужасов.

Странная, меланхоличная история про столкновение характеров, разных миров и разного темперамента. Они слишком разные: главный «мягкий» герой и агрессивные работодатели. В их мирах всё по-разному, даже гудки в телефонах Италии и Англии отличаются. Но с каждым новым днем ситуация, кажется, только усугубляется, и кино постепенно превращается в один из лучших образцов современного сюрреализма. Некоторые сцены пропитаны настолько уместным чувством тревоги и нереальности происходящего, что начинает даже немного становиться понятно, почему «Студию звукозаписи «Берберяан»» относят условно к фильмам ужасов. Хотя загонять его в рамки жанра или даже называть артхаусом было бы непростительно.

Если ты не можешь себе представить, как можно показать проникновение зла с экранов в души без кишок и крови, то лучше пропусти этот фильм. Он нетипичен и вместе с тем очень хорош.

4. Адамовы яблоки (Adams æbler), 2005

Хочешь посмотреть на Мадса Миккельсена в комедии? Пожалуйста, смотри, кто ж тебе мешает. Сюда бы еще добавить Вигго Мортенсена — и всё лучшее, что есть в датском кинематографе последних лет, собралось бы в кучу. Но и без этого фильм шикарный.

Здесь все, что мы любим: чернуха, священники, неонацисты, юродивые и конфликт. Когда видишь блаженного священника не от мира сего, то невольно задаешься вопросом: а не над церковью ли смеются авторы? Падре живет в своем мире, прощает всех и считает даже воров и убийц хорошими, не отличая, по большому счету, Клинтона от Гитлера. Вот такой вот тонкий стеб над лютеранством, не вызвавший, кстати сказать, требований запретить фильм. Или фильм стебет неонацизм? Или европейские ценности? Или миграционную политику? Правильный ответ: стебет всё вместе взятое. Безжалостно и очень иронично. А легкая примесь криминала в этой чернухе только добавляет очарования. Отличное европейское кино для тех, кто понимает.

5. Че Гевара: Дневники мотоциклиста (Diarios de motocicleta), 2004

Если тебя смущает личность последнего романтика и идеалиста на этой планете, то просто прикрой его ладонью, листом бумаги, изолентой либо просто перестань обращать на него внимание. Иначе лишишь себя удовольствия просмотра замечательного, очень глубокого фильма, который пусть и не является философским, но заставляет задуматься о многом, в том числе и об устройстве этого дрянного мира. Эрнесто Гевара действительно совершил это грандиозное путешествие со своим другом Альберто Гранадо, и биографы считают, что после него молодой студент-медик заинтересовался идеями, которые впоследствии сделали его команданте Че Геварой.

Но в фильме мы видим не революционера, а простого парня, который поехал за впечатлениями в то время, как у его друга были куда более корыстные цели — переспать со всеми женщинами Латинской Америки. Мы видим двух жизнерадостных авантюристов, которые верхом на разваливающемся мотоцикле колесят по материку, который за эти 60 лет не сильно изменился. И можем поближе разглядеть человека, которого многие знают лишь как бренд, увидеть его переживания и чаяния. Как-никак, сценарий писался на основе дневников Эрнесто.

Получился потрясающе красивый road movie, который рассказывает о целом материке лучше атласов. Ни разу не скучный, и, как мы уже говорили, заставляющий думать о многом.