Культура
04 июля, 2024

Кендрик vs Дрейк: как музыка пришла к культуре диссов

Рассказываем про знаковые песенные дуэли в истории музыки, почему диссы появились еще до рэпа и что все-таки там между Дрейком и Ламаром.

Не рискуй называть себя и корешей «Топ-3 великих рэпера», если давно и прочно находишься в состоянии холодной войны с автором трека «Bitch Don’t Kill My Vibe». Жаль, что Дрейк не прочел нашего совета и язвительная строчка в песне привела к закономерному обострению конфликта с Ламаром и публичной музыкальной дуэли.

Прожарка как жанр — вещь не новая. В книге «Fighting words: writers lambast other writers» можно найти демонстрацию искусства оскорбления от классиков всех времен. Например, там есть подборка взаимных кинжальных шпилек от Хемингуэя и Фолкнера. Но это литература, с ней все понятно. А что с музыкой?

Если ты думаешь, что диссы появились вместе с хип-хопом, а до этого среди музыкантов царила дружба и жвачка, то приготовься удивляться. В статье по нотам разбираем знаковые скандалы: кто кого ямбил хореем (от The Beatles до Кендрика Ламара) и так ли важно, кто прав.

Джон Леннон vs Пол Маккартни

Еще до того, как рэп плотно вошел в музыкальные чарты, многие именитые музыканты, независимо от направления творчества, уже не стеснялись публично выяснять отношения и изливать свой гнев на пленку.

The Beatles не стали исключением. Сейчас многие по инерции ассоциируют группу с позитивным светлым вайбом песен вроде «I’m in love with my car», забывая, что в первую очередь «ливерпульская четверка» — рок-н-ролльщики. А значит, что в сердце своем — оторвы, хулиганы и не дураки показать друг другу и слушателям зубы.

Так, в 1971 году, после того как The Beatles распались, а Пол Маккартни начал судебное разбирательство против бывших партнеров по группе, Джон Леннон решил не молчать и включил в сольный альбом песню «How Do You Sleep?». Хотя имя Маккартни в треке ни разу не называлось, считать прямое ха-тьфу в адрес Пола было несложно. Кстати, в первой версии трека оскорбление было прямое и нецензурное. К релизу это убрали, но кадр из студии сохранился.

Маккартни в долгу не остался и в том же году выпустил дисс-трек «Too many people» в адрес Леннона, пройдясь и по сомнительному, на его взгляд, культу личности музыканта, и по Йоко Оно.

Журнал «The Rolling Stone» назвал дисс Леннона одной из наиболее сильных песен того года, но ужасающей и неоправданной. Дуэль закончилась ничьей и финальным обменом колкостей с помощью обложек альбомов. На «Ram» Маккартни изобразил себя с рогами барана. Джон обиделся, приняв выпад на свой счет, и вложил в «Imagine» открытку, на которой он держит за уши свинью.

Фредди Меркьюри vs Норман Шеффилд

Музыканты оскорбляли через песни не только друг друга, но и продюсеров. Самый яркий пример — скандал «Queen» с Норманом Шеффилдом, который буквально обворовывал группу. В то время, когда музыканты пытались поскрести по сусекам на покушать и кофе, продюсер покупал себе новые тачки и в ус не дул.

Разорвав с ним отношения и сев работать над первым культовым альбомом «Night at the Opera», Меркьюри решил не оставлять подлость Нормана без ответа и написал песню «Death on two legs». В ней группа со всей злостью и  красках проехалась по Шеффилду: перечисляла беды, которые он принес, и почти дословно рекомендовала перестать коптить небо.

Дисс стал открывающим треком «Night at the Opera». А в концертную версию на альбоме «Live Killers» вошел едкий комментарий от Фредди: «Следующая песня про этого джентльмена — настоящую сволочь, мы зовём его «Двуногая смерть».

Норман, разумеется, остался не в восторге. Он попытался засудить «Queen» с требованием запретить им упоминать его в своих песнях, но его попытка не увенчалась успехом. Меркьюри дураком не был и обошелся без конкретных явок и паролей. Как говорится, кто понял — тот понял, узнали себя — соболезнуем.

Busy Bee vs Kool Moe Dee

Часто диссы сравнивают с рэп-батлами. Можно понять почему — в базе оба жанра похожи и стоят на китах взаимных претензий.

Первый батл случился в 1981 году и вообще случайно. Тогда МС были еще  обыкновенными диск-жокеями, по большей части разгоняющими на толпу фристайловые развлекушки и подкалывающими со сцены своих корешей по цеху.

Зачастую стебали тех, кого на концерте не было, так можно было острить безнаказанно. Вот и Busy Bee руководствовался той же логикой: неосторожно задел тогдашнего рэпера-новатора Kool Moe Dee, не зная, что тот находится в зале. Ответ не заставил себя ждать. Kool Мо почти сразу же выскочил на сцену, запросил бит и буквально размазал оппонента в рифмованный тонкий лист.

А дальше пошло по накатанной. Кто-то в толпе смог записать это на аудиокассеты — запись разлетелась в рэп-комьюнити, и довольно скоро музыканты стали использовать диссы как самостоятельный жанр, а не способ насовать друг другу претензий за воротник. Под впечатлением от Ди многие рэперы стали уходить от развлекательного формата в технику читки и лирику. Это заложило основу и рамки всех известных нам сейчас рэп-батлов: двое исполнителей друг напротив друга в стихах выясняют отношения и наваливают сложных отсылок.

Кендрик Ламар vs Дрейк

В чем, собственно, суть да дело и почему все следят за этим конфликтом? Дрейк и Ламар недолюбливают друг друга уже лет десять: с 2013 года они время от времени делают взаимные выпады без прямых упоминаний в треках, но фанаты все равно находят в них признаки диссов.

22 марта 2024 года Кендрик перешел Рубикон и в открытую назвал творчество Дрейка легкомысленным. Ну и понеслось.

Сначала в конфликт влез Джей Коул с треком «7-Minute Drill» и припиской «Может, потом удалю». Спойлер: довольно быстро Джей и правда слился, удалил песню со стриминговых платформ и принес Ламару публичные извинения.

После к диссу на стороне Кендрика присоединился The Weeknd. Строчку «Слава богу, что я не продался» считали почти буквальным панчем под ребро лейбла Дрейка «OVO Sound».

К 13 апреля мы, наконец, дождались ответ — в один день Дрейк выпустил целых две ответки Кендрику. Почти моментально они вызвали скандал, но не из-за текстового содержания. В треке музыкант использовал сгенерированные нейросетями голоса Тупака и Снуп Догга, что многие посчитали оскорбительным по отношению к классикам рэп-культуры.

Пока что конфликт продолжается и больше напоминает пинг-понг горящими ядрами. Нам остается только наблюдать, чем все закончится, ну и наслаждаться классными треками.

Есть ли разница, кто прав

Пожалуй, и нет. В любом случае от дисса в первую очередь выигрывают слушатели. Мы получаем отличные песни и можем заценить их крутость, независимо от того, какую сторону конфликта принимаем.

Клевой музыке — клевые гаджеты. Чтобы получить удовольствие от песни и разобрать дисс на мельчайшие отсылки, важно, чтобы трек воспроизводился без помех. Ведь музыканты бросают друг другу не только рифмованные, но и ритмические перчатки. Например, тот же Леннон буквально настругал в «How Do You Sleep?» все предыдущее битловское творчество.

Полное погружение ты получишь с виниловым проигрывателем. Хорошим вариантом станет модель Reproductor RP-LP2XBT. В нем есть все для комфортного прослушивания музыки: пассиковый привод, встроенный фонокорректор, регулятор прижимной силы иглы, функция антискейтинга для ровного звука и сохранения целостности пластинок.

В Reproductor RP-LP2XBT стоят две скорости воспроизведения музыки. Адаптер для третьей есть в комплекте, так что ты сможешь слушать треки любой давности выпуска — от самых свежих до классики диссов. Громкость при этом ты можешь выбрать сам, колонки подключаются к проигрывателю по Bluetooth и через выходы RCA. Так что, если у тебя есть классная аудиосистема, это ее выход.

Reproductor — это выбор тех, кто ценит качество, надежность и внимание к деталям в аудиотехнике. Бренд виниловых проигрывателей воплощает в себе передовые технологии, многолетний опыт разработок и исключительное внимание к звуку. С их устройствами ты сможешь наслаждаться музыкой так, как она была задумана авторами.

Реклама
ООО «Бизнес-фабрика»
LjN8JudBj

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: