Итак, ты, наконец, получил вожделенную корочку из рук декана и чувствуешь себя вправе претендовать на нечто большее, чем должность кассира в макдональдсе. Жаль только, что большинство работодателей не разделяет твой взгляд на карьерные перспективы. Вчерашний студент, как впрочем и его блестящие достижения в учебе, их не интересует. Всем нужен кандидат, имеющий практические навыки работы, а не теоретические представления о том, как всё должно происходить.
Что же делать, как начать работать, когда, кажется, весь мир против тебя?
1. Бесплатная стажировка
Чтобы найти работу, не имея никакого опыта за плечами, придется попотеть. Приготовься к тому, что поначалу ты будешь иметь дело с бесплатными стажировками. Многие компании никогда не возьмут тебя на оклад, но с распростертыми объятиями примут в качестве стажера. Бесплатная рабочая сила не бывает лишней. Конечно, никто не позволит тебе полноценно участвовать в работе компании, и уж точно не поручит работу над собственным проектом. К тебе не приставят персонального ментора, обучающего уму разуму. Все это попросту не нужно компании. Вероятнее всего, ты будешь выполнять черную работу, возможно, никак не связанную со специальностью, указанной в твоем дипломе.
Однако, если тебе повезет, ты все-таки научишься чему-нибудь полезному, наблюдая за работой коллег. А если повезет еще больше, и ты сумеешь отличиться во время стажировки, тебя, возможно, даже возьмут в штат. А если и не возьмут, не отчаивайся. Теперь в своем резюме ты имеешь полное право указать название компании, в который ты стажировался, а это какой-никакой, но опыт.
2. Волонтерство
Если ты задался целью пробиться в штат крупной, возможно, международной компании, тебе обязательно понадобится наличие такого пункта в резюме как «участие в волонтерских программах».
Добровольческая деятельность развивает в тебе, как в соискателе, многие привлекательные для потенциального работодателя качества: умение работать в команде, организованность, самостоятельность, нередко — стрессоустойчивость.
Проще говоря, такой же, как и ты, выпускник ВУЗа, не имеющий за плечами опыта участия в добровольческих проектах, на фоне тебя — волонтера со стажем, будет выглядеть зеленым, не вкусившим горечи мира, юнцом.
3. Онлайн-презентация
Озаботься созданием онлайн-портфолио, а так же конструированием позитивного имиджа в соцсетях. Для тебя, должно быть, не будет новостью, что сегодня личность любого соискателя в обязательном порядке проходит проверку гуглом. Совершенно не лишним, в таком случае, будет обзавестись персональным сайтом (пускай самым простым, одностраничным), содержащим информацию о твоих достижениях и ссылки на плоды твоих трудов. Если создание собственного сайта по каким-то причинам невозможно для тебя, воспользуйся ресурсами, предлагающими услугу бесплатного размещения портфолио.
В общем, пусть интернет-пространство работает на тебя.
4. Контакт с нужными людьми
Помимо обычных соцсетей, в интернете существует масса ресурсов, построенных также по принципу социальной сети и предоставляющих возможность непосредственной коммуникации людям, трудящимся в одной сфере. Так называемые «профессиональные сети» позволяют не только презентовать себя в узком кругу товарищей по роду деятельности, но и выйти на связь с «нужными» людьми. Используй их.
5. Мнение
Нет, ты вовсе не должен строить из себя профессионала с двадцатилетним стажем, но и лелеять статус tabula rasa тоже не стоит. Для того, чтобы работодатель начал воспринимать тебя всерьез, тебе следует иметь свое мнение по некоторым рабочим вопросам.
Какие, на твой взгляд, существуют тенденции в твоей сфере деятельности сегодня, что, ты полагаешь, будет актуально завтра? Ты выглядишь более интересным как работник, когда тебе есть, что сказать. Однако, ни в коем случае не пытайся говорить, если у тебя в действительности нет собственной позиции по данному вопросу. Нет ничего хуже, чем человек, разглагольствующий о том, в чем он не разбирается. И не гонись за оригинальностью позиции. Главное здесь то, что она (позиция) у тебя есть, и что она твоя, а не то, насколько сильно она отличается от мнения большинства.