Многие не знают, что такое — капоэйра. И даже слова такого не слышали. А кто слышал, думают, что это изобретенная бразильскими неграми борьба. И в общем-то, правильно думают. Хотя, если быть совсем точными, капоэйра — это одновременно и боевое искусство, и танец под ритмичную музыку. А сами капоэристы называют свое увлечение Игрой.
Капоэйра родилась в Бразилии лет четыреста назад, когда португальцы привезли негров в свою колонию. Португальцы с рабами не церемонились. За любое неосторожное движение — били кнутом, а за нападение на охранника — убивали. В ответ рабы создали боевое искусство, которое замаскировали под танец. Это искусство позволяло рабу, внезапно упав на связанные руки, сбить с ног нескольких охранников и скрыться в лесу. Те, кому удавалось бежать, создавали в лесах свободные поселения. Вспомогательное оружие капоэристов — короткие лезвия. Их зажимали между пальцами ног и, опираясь на связанные руки, одним движением ног легко перерезали горло врагу.
Когда португальцев прогнали и рабы обрели свободу, капоэристы ввели драки между собой. Во время поединка противники полосовали друг друга лезвиями, и побеждал тот, кто был более искусен и вынослив. Поэтому долгое время капоэйра оставалась вне закона. Только в 30-х годах мастер по имени Бимба добился легализации капоэйры и создал первую академию. Он же ввел первые правила. Бимба систематизировал названия, правила, технику ударов, запретил использование лезвий.
Десять лет назад капоэйрой неожиданно заинтересовались и за пределами Бразилии. Сначала Игра появилась в США, потом в Европе и вот дошла до нас.
Специфика капоэйры — ударная техника ног. Большое внимание уделяется рукам как опоре. Хороший капоэрист должен ходить на руках точно так же, как на ногах, и управлять ногами столь же свободно, как руками.
Объяснить, на что похожа Игра, непросто. Участники поединка, а их может быть сколько угодно, садятся, образуя круг. Мастер сидит на возвышении, держа в руках лук с тетивой. Ритмично ударяя палочкой по тетиве, он начинает петь. Участники Игры хлопают в ладоши, затем в круг выходят двое — начинается поединок. Бой больше похож на танец, который отдаленно напоминает брэйк-данс. Каждый танцор выполняет затейливые комбинации уклонений, прыжков и ударов, но друг друга противники не задевают. Особых правил нет, кто хочет — выходит в круг и танцует, пока не надоест, а надоест — идет стучать в бубен или барабан.
Рассказать об Игре мы попросили президента Российской межрегиональной федерации капоэйры мастера Тэймозу. Не подумайте, что он бразилец-эмигрант. Это наш, российский гражданин, просто, следуя капоэристской традиции, он попросил не называть его настоящего имени. Традиция берет начало со времен, когда капоэйра в Бразилии была вне закона и мастера придумывали себе вторые имена, чтобы не попасться в руки полиции. В России органы капоэристами не интересуются. Но — Игра есть Игра.
Послушаем мастера Тэймозу:
— Мое имя — Тэймозу, что значит “Упрямый”. У нас занимается парень по имени Бандейра — «Флаг», и еще один, которого зовут Бока — “Большой Рот”. А наш очень высокий капоэрист получил имя “Жираф”.
Сам я узнал о капоэйре в 1994-м, посмотрев фильм “Только сильнейший”. Года через два купил несколько видеокассет с мастерами капоэйры и начал заниматься сам. Посмотрите этот фильм, может быть, и вы захотите попробовать себя в Игре.
Прежде всего капоэйра — это искусство владения своим телом, хотя умение быстро размахивать руками, делать высокие прыжки или драться далеко не самое главное. Более того, когда капоэйра превращается просто в драку, она теряет свою суть. Кроме того, капоэйра — искусство плести паутину из движений. Как паук плетет паутину, чтобы заманить муху, гак и каноэ-рист плетет паутину движений, чтобы запутать своего соперника и нанести решающий удар.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ
По технике боя капоэйру разделяют на два направления.
Первое — Ди Ангела, стиль низкой игры, когда используется очень много стоек на руках и голове (партнеры как бы ползают по полу).
Второе направление — Режиональ — спортивное, с очень быстрыми движениями. Капоэристы практически не касаются пола, используют много акробатических упражнений. Но на самом деле неправильно выбирать для занятий что-то одно. Капоэрист должен быть мастером в обоих направлениях.
Основной элемент Игры — жинго, или боевой танец. Поскольку капоэй-ра — искусство, а правила — условности, то на высших уровнях мастерства жинго приобретает индивидуальный характер: у одного мастера — жинго очень плавный, у другого более резкий, у третьего очень низкий.
Второй важный элемент — нигачива, который помогает уходить от удара. Нигачива — это приседания то на одну, то на другую ногу.
Многие элементы делаются на базе жинго. Один из основных ударных приемов — миа луз ди компасе. Прием очень коварный: быстрый наклон — и неожиданный удар ногой либо в бедро, либо в голову. Еще один ударный прием — армада, удар ногой, как в карате. Вообще, ударная техника внешне похожа и на карате, и на другие воинские искусства. Тут могут отличаться только названия.
МУЗЫКА
Без музыки капоэйра перестает быть искусством и превращается в обычный, очень тяжелый спорт. Существуют четыре основных музыкальных инструмента:
атабаке — большой барабан;
беримбау — лукообразный инструмент. Ударяя палочкой по металлической тетиве и прижимая или удаляя от себя деревянный шар, прикрепленный к луку, можно извлечь множество звуков. Обычно играют три беримбау: большое беримбау заводит, как бас-гитара, задает ритм, другие два, поменьше, поддерживают ритм;
пандейро — бубен;
кашиши — погремушка.
Песни в капоэйре — диалогового характера: поет ведущий, и ему отвечает хор. Одну песню можно петь очень долго — смысла мало, и слова повторяются одни и те же. Песни могут быть какими угодно, чаще они шуточные или подзадоривающие.
СОРЕВНОВАНИЯ
Соревнований специально по капоэйре нет — только фестивали. Сам фестиваль больше похож на праздник жизни. Полное отсутствие какой-либо агрессии. А вот жесткая, контактная капоэйра бывает только на соревнованиях, в которых наряду с капоэристами участвуют другие бойцы — например, каратисты или самбисты. На таких соревнованиях капоэристам приходится использовать технику не только капоэйры, но и тех же карате, самбо. Очень часто капоэристы применяют технику джиу-джитсу, которой обучаются параллельно.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Посвящение, или батизада, происходит после года занятий. Мастера и ученики садятся, образуя круг. Ученик должен выйти из круга и вступить в соревнование с мастером.
В конце поединка мастер делает ученику подсечку и тот падает. Затем мастер говорит: “Видишь, ты сейчас упал, значит, тебе есть к чему стремиться”. После поединка, исходя из определенных качеств, ученику дают имя. На некоторые имена мастера может натолкнуть забавный случай. Очень много имен, которые обозначают “помидор”, “кабачок”, “лук”.
В конце батизады ученику дают первый пояс зеленого цвета, и с этого момента он может называть себя капоэристом. Чтобы получить белый пояс, тренироваться нужно не менее четверти века.
МАСТЕРСТВО
Мастером считается только тот, кто без особых усилий может предугадать движения партнера, а это умение приходит в результате тренировок в течение как минимум 25 лет. Только к 40 или даже к 50 годам мастер достигает своего наивысшего уровня. При этом он выполняет все комбинации с той же легкостью, что и в молодости. А если посмотреть на спортсменов других видов спорта? Для них 40 лет — пенсионный возраст!