Фильмы и книги о морских походах в эпоху Великих географических открытий пропитаны романтикой. Перед моряками открывались манящие перспективы. Одни экспедиции отправлялись на поиск сокровищ, другие имели более глобальные цели вроде прокладки новых торговых маршрутов или открытия неизвестных земель. Бескрайний океан становился свидетелем проявления всех человеческих качеств: от безграничной отваги и чести до вероломства и трусости.
Европейские мореплаватели XV-XVIII веков устремлялись во всех направлениях, и большинству из них предстояло пройти суровое испытание. Реальная жизнь на небольших кораблях, которые неделями оставались в море, сильно отличается от укоренившегося в культуре образа. Там почти не было места для романтики, но имелось сколько угодно опасностей и лишений. Попробуем хотя бы частично воссоздать атмосферу, царившую на обычном парусном судне, что медленно двигалось по волнам в неизвестность.
В дальний путь без GPS
В 1492 году после 36 дней в открытых водах Христофор Колумб разглядел сушу. Путешествие длиной более 6 000 километров наконец подошло к концу, хотя главная неожиданность все равно оставалась еще впереди. Великий мореплаватель был уверен, что достиг Индии, хотя в действительности перед его глазами открылись Багамские острова. Собственно, отсюда и пошло общее название островитян, а позже и всех коренных американцев. Они стали индейцами случайно, из-за неверного представления о местоположении. Впрочем, Колумбу крупно повезло: не имея карты мира и GPS навигатора, он открыл Новый Свет.
Многие другие мореплаватели навсегда сгинули где-то в водах мирового океана. Кто-то из них тоже мог совершить великое открытие, прибыв к берегам Южной Америки, Австралии или Антарктиды раньше всех. Только об этом никто не узнал, важно было еще и вернуться назад.
Что произошло с неудачливыми завоевателями и первопроходцами
«Бич морей» — цинга
Человек должен есть фрукты и овощи, хотя бы время от времени. В повседневной жизни с этим нет проблем, но оказавшись в изоляции, на небольшом судне, подобное становится роскошью. Места в трюме всегда недостаточно, нужно везти с собой пресную воду, пушки и прочее оружие, может быть, какие-то дары. Из еды только то, что можно хранить долго, то есть засоленное мясо да мука.
Медицина все еще оставалась в зачаточном состоянии, и потому цинга уносила огромное количество жизней. Например, Васко да Гама на пути в Индию потерял более 100 из 160 членов экспедиции. Согласно оценкам исследователей, в период с 1600 по 1800 годы на кораблях в дальних плаваниях от цинги умерло не менее миллиона моряков. Впервые обязательный запас фруктов был введен в Британском флоте. Моряков стали снабжать лаймом, который богат витамином С.
Главная угроза — погода
Сама по себе «Морская болезнь» — вещь малоприятная, но представь, что в таком состоянии тебе еще нужно выполнять тяжелую физическую работу. Никаких выходных или отгулов. Впрочем, это далеко не самая большая проблема. Парусные корабли были крайне уязвимы от бурных штормов или изнуряющих штилей. В общем-то, успех экспедиции часто зависел от погодных условий. На корабле особо не согреешься и не скроешься от палящего солнца. Внезапный шторм может сбить судно с курса или вообще разбить о рифы.
Воды Карибского моря до сих пор остаются главным кладбищем кораблей. Тысячи, если не десятки тысяч судов покоятся на дне возле Кубы и Гаити, в Мексиканском заливе и у берегов Флориды. Такое крушение почти всегда означало гибель команды и потерю всего груза. Этим маршрутом из Нового Света в Испанию отправлялись корабли, набитые золотом. Речь идет о многих тоннах драгоценностей, что и сейчас покоятся на глубине.
Жизнь рядом с крысами
Рано или поздно каждый корабль заходит в порт. Там происходит пополнение запасов или выгрузка добычи. Вместе с продовольствием на судно приникали крысы, становясь серьезной проблемой, способной уничтожить команду и сорвать экспедицию. Они быстро размножаются в трюме, начинают искать еду и могут перегрызть запасы еды. Это вызовет настоящий голод на корабле. Повезет, если какой-то порт окажется в зоне досягаемости, но что если до него пара недель хода?
Кроме этого, крысы переносят множество болезней, в том числе бубонную чуму, сыпной тиф и пятнистую лихорадку. В стесненных условиях у моряков не было возможности избежать контактов с крысами, поэтому происходили эпидемии и локальные апокалипсисы в рамках отдельного корабля или экспедиции. В итоге люди прибегли к древнему и проверенному способу борьбы с грызунами: на борт стали брать кошек, их требовалось кормить, даже если крысы не обнаружатся, но это небольшая плата за относительное спокойствие.
Жестокие наказания
Жизнь в сырости и тесноте, изнурительные работы и скудный рацион разбавлялись жестокими наказаниями за проступки или неповиновение. На парусном корабле, которому предстоит многодневное плавание, должна быть железная дисциплина. Она — залог успеха и выживания команды. Только она же требует применения бесчеловечных методов. Наиболее суровыми наказаниями были на торговых судах. Чаще всего применяли «поцелуй дочери канонира». Человека привязывали к пушке, раскаленной от солнца, и пороли кнутом. После чего могли так и оставить под палящим солнцем. Жизнь несчастного полностью зависела от воли капитана, который проявит милосердие и прикажет развязать матроса или решит преподать урок устрашения остальным.
Уличенных в заговоре и подготовке мятежа вешали на мачтах. Иногда применялась казнь через протаскивание под килем. Осужденного опускали вниз головой в воду и при помощи веревок протягивали на другую сторону корабля. Обычно это заканчивалось смертью, хотя оставались шансы на выживание. Впрочем, даже если моряку повезло не захлебнуться, он оказывался изрезан наросшими на днище раковинами и мог погибнуть от потери крови.
Невольные путешественники
Теперь ты можешь сложить усредненную картину жизни на парусном корабле и представить, с чем сталкивались рабы, помещенные в трюмы не по собственной воле. Их жизни имели свою ценность, но уже в качестве товара, и стоили несоизмеримо меньше, чем жизнь самого плохого матроса.
От Невольничьего берега в Африке до Северной Америки около двух месяцев пути. Угнанные в рабство люди проводили это время в кандалах, не поднимаясь из трюмов на поверхность. Ни один капитан не имел цели уморить свой «груз», но и тратить лишнего не стал бы. Минимальное количество еды, недостаток воды, невыносимая жара и постоянная стесненность скоро делали невольных путешественников абсолютно обессиленными. Далеко не все доплывали до нового берега, их тела обычно сбрасывались в океан как испорченный товар. Только за XVI и XVII века 11 миллионов африканцев были порабощены. Во многом именно их руками создавались европейские колонии в Северной Америке.
Комментарии
(0)