Когда кто-то говорит, что раньше было лучше, то он просто забыл, что прогресс вносит свои коррективы. Мы так привыкли к современному уровню комфорта, медицины и потребления, что нам кажется, будто так было всегда. Но жизнь была иной, порой разительно отличаясь от нынешней, по крайней мере до изобретения некоторых важных вещей.
До появления инсулина диабетикам приходилось жить на опасных низкоуглеводных диетах
В наши дни диабет лечат инсулином, и это помогает людям с этим заболеванием вести нормальную жизнь. Ты можешь даже не знать, что твой знакомый диабетик, и это хорошо, ведь раньше им жилось намного хуже. Первые работы по использованию инсулина были опубликованы Леонидом Соболевым в 1900 году, а в 1921 на основе этих исследований его применение было доказано на практике канадскими исследователями Фредериком Бантингом и Чарльзом Бестом. При этом инсулин стал использоваться позднее, в 1923 году.
Единственным методом лечения диабета до создания препаратов инсулина было изменение диеты. И нет, это не те диеты из блогов фитнес-тренеров, где предлагается сбалансированный рацион. Врачи заставляли диабетиков придерживаться строгих диет, где исключались все углеводы, а энергетическая ценность всего рациона за день могла быть ограничена 450 ккал, что составляет лишь четверть от нормы для мужчины. В итоге продолжительность жизни диабетиков составляла не более 5 лет, которые проходили в состоянии постоянного голода и усталости.
До появления тестов на беременность врачи стимулировали овуляцию у крыс
Сегодня, чтобы проверить, беременна ли женщина, достаточно зайти в аптеку и купить тест. Следуя инструкции, можно убедиться в положительном или отрицательном значении за несколько минут. Это существенно упростило жизнь женщин.
Однако так было не всегда. Более того, первые домашние тесты на беременность на Западе появились лишь в 1977 году. До этого было много методов, например, смешивание мочи с вином и другие необычные способы. А еще был метод стимуляции овуляции у крыс.
Для этого мочу женщины, которая считалась беременной, вводили неполовозрелой самке крысы или мыши, и если дама находилась в положении, у грызуна начиналась течка вследствие гормонального всплеска. Правда, определить это можно было только после вскрытия существа. Этот метод был разработан в 1920-х годах и использовался следующие 50 лет.
До появления лифтов богатые жили на первых этажах, а бедные на верхних
Богатые люди, живущие в мегаполисах, предпочитают занимать один или несколько верхних этажей, создавая там роскошные пентхаусы. Оттуда открывается вид на город, и, что важно, никто не будет ходить ночью в туалет и обратно, стуча тапками по полу. За такую роскошь богатые люди готовы отдать более 100 миллионов долларов, если речь идет о мегаполисах вроде Нью-Йорка.
Однако до изобретения лифтов все было ровно наоборот, и богатые предпочитали селиться как можно ближе к земле, занимая первый или второй этажи. Это понятно, ведь мало кому понравится постоянно ходить пешком на пятый и, тем более, на десятый этаж. Верхние этажи считались жилищем для бедняков или для прислуги.
До изобретения колючей проволоки мясо было более дорогим
Мы воспринимаем колючую проволоку как ограждение охраняемых объектов или как преграду на войне. Однако в 1874 году, когда колючая проволока была запатентована, она применялась для одной цели — ограждения крупного рогатого скота, а точнее, территории, на которой он мог пастись.
До этого изобретения применялись разные методы, от оврагов до высоких заборов, но коровы, бараны и другой скот легко ломали дерево и проходили в неположенные места, поедая посевы. Кроме того, оградить участок в несколько гектаров деревянным забором было очень дорого, тем более что пастбища регулярно менялись.
Из-за этого стоимость мяса была намного больше, чем сегодня, ведь приходилось постоянно следить за скотом и ограничивать его количество, чтобы можно было его пасти.
До изобретения аппарата искусственного кровообращения спасти пациента могло только соединение с другим человеком
Если ты смотрел фильм «Аватар», то видел у местных жителей систему, которая позволяла двум существам буквально соединить между собой свои тела, превратив их в общую систему. До изобретения аппарата искусственного кровообращения, который позволяет проводить операции на открытом сердце, при этом не давая пациенту отправиться на тот свет, это было не фантазией, а реальностью.
Когда возникала необходимость в операции на открытом сердце, например, шунтирование, самым простым способом сохранить жизнь пациенту было его «присоединение» к кровеносной системе другого человека с той же группой крови. В таком случае и пациенту, и донору делали наркоз, а после соединяли часть их кровеносных сосудов так, чтобы донор являлся вторичной кровеносной системой. Это позволяло прогонять кровь, насыщенную кислородом, по телу пациента, что давало хирургам время на операцию.
До создания манекенов для краш-тестов использовались живые добровольцы и мертвецы
Как только первый автомобиль поехал по дорогам рядом с каретами и повозками, люди поняли, что машина — это опасный транспорт. Риск погибнуть в автомобильной аварии был намного выше, чем в той же повозке, особенно по мере развития мощности двигателей и растущей скорости. Уже в 20-30-х годах понимали, что необходимы тесты, а их активное применение началось в 50-60-х годах, когда производители автомобилей все чаще стали задумываться о безопасности своих изделий.
Современные краш-тесты — это дорогостоящее, но совершенно безопасное и этичное мероприятие, которое помогает создавать все более совершенные автомобили. Но таким оно стало лишь с 80-х годов, когда были изобретены анатомически достоверные манекены.
До этого краш-тесты были странным, а иногда и опасным действием. Начнем с того, что в них участвовали добровольцы за вознаграждение. В некоторых случаях они получали серьезные травмы. Но надо отдать должное, живых людей испытывали лишь в незначительных ДТП.
Если возникала необходимость проверить автомобиль в более жестких авариях, в ход шли трупы. Это могли быть как неопознанные тела, так и люди, завещавшие свое тело науке. Труп усаживали за руль или на пассажирское кресло и отправляли машину прямиком в стену или в столб, сбрасывали с обрыва, поджигали и так далее. После врач осматривал тело на наличие повреждений, и на основе этого создавались системы безопасности, не допускающие подобных травм у живых людей.
Кроме того, испытывали и животных, особенно обезьян, которые по анатомическому строению схожи с людьми.