Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Как зарабатывать писательством

Вопрос

Здравствуйте. Нашел ваш ресурс не так давно, но уже успел ознакомиться с рядом интересных текстов. У меня есть своего рода мечта: хочу написать художественное произведение (не хочется использовать слово «роман») и жить за счет писательской деятельности. Данная вещь сейчас в процессе, но не знаю, что дальше с ней делать и как правильно преподнести. Собственно, сам вопрос: как правильно распространить свое произведение, и где его можно показать знающим людям?

Ответ

День добрый, старина! Рады, что ты присоединился к тусовке наших читателей. BroDude растёт, вопросов всё больше, и это приятно. Потому что хороших и дельных вопросов, на которые мы можем ответить, тоже становится больше.

Пишет тебе человек, которому-таки удалось что-то издать, но и который более-менее знает отечественную творческую среду. В целом советов полно, но главным будет следующий: если ты пишешь своё произведение исключительно ради зарабатывания золота, септимов или рублей, то лучше выбери другой вид деятельности. Писательство – довольно узкая и сложная тропа. Очень много годков пройдет, прежде чем ты реально сможешь окупить свои физические и умственные потери, которые ты изрядно тратишь на каждые десять-двадцать страниц. И, если говорить начистоту, многое в «окупаемости» совершенно не зависит от наличия или отсутствия литературного таланта. Однако это не означает, что его не должно быть.

Если взять, к примеру, запад и окрестности, то основную работу по монетизации писателя выполняет литературный агент. Там этот институт хорошо развит и отлично налажен. Каждый парень, что зарабатывает творчеством, имеет при себе подобного человека. А всё почему? Потому что художники, поэты и писатели должны писать, а не искать покупателей. Но в России дела обстоят иначе, и ни один агент не возьмётся за писанину новичка, который нигде не издавался, то есть взять обязанности собственного менеджера придется на себя, а это значит, тебя ждут переговоры с редакторами, издателями, владельцами баров и литературных пространств. Стоит понимать, что это рынок, и он действует по рыночным правилам, а значит, никто не будет издавать тебя, если это не будет выгодно, то есть тебе, как бы ты этого ни хотел, нужно научиться себя подавать и продавать.

Есть ещё один небольшой совет заключаются в следующем: если ты пишешь свой первый текст, то не вздумай его сразу же отсылать по сотням издательств и редакций. Отложи его на пару месяцев в стол, а после перечитай. Если до сих пор нравится, покажи друзьям. Если и им понравилось, отправь более профессиональным ридерам (это могут быть журналисты, поэты, другие писатели, либо просто «читающие люди»). Скажем тебе честно, первые вещи, как правило, оказываются лютым графоманским дерьмом даже у гениев. Люди пишут тысячи страниц и только потом выдают нечто стоящее. Бывают ли исключения? Наверное, но мы их не наблюдали. А первое впечатление портить не стоит, особенно в таком бедном литературном пространстве, которое есть сейчас в России.

Предположим, что из тебя средний такой писатель. Не плохой, не хороший, а именно такой, которого приемлемо издать. Ты уже дал почитать свой черновик (а это именно что черновик!) друзьям, знакомым и «читающим». Им понравилось, где-то они сделали замечания, что-то ты исправил, а что-то оставил. Первый вариант всегда надо переписывать с нуля, и, надеюсь, ты это тоже сделал. В общем, твоя тема стала круче, краше, обросла мясом. Время думать об отсылке письма в различные редакции.

Многие, забыв приличия, отсылают всем подряд. Допустим, ты написал роман об укурках с планеты Нибиру, а отослал его в православное издательство. Это просто некультурно, чувак. Потому и советуем тщательно изучить издательства и редакции, которые внутри них находятся. Если это крупное издательство, к примеру АСТ, то у них имеется куча коллективов, которые принимают работы по определенным критериям: кто-то занимается исключительно жанровой прозой, кто-то прикладной, а кто-то условно интеллектуальной. Надеемся, ты ясно определил жанр, в котором пишешь, ведь издатели терпеть не любят «пост-хоррор с примесями магического реализма, обернутого в иронический детектив». Им нужна конкретика, ибо время – деньги. Чем меньше они потратят минут на прочтение твоего письма, чем более ясно оно будет изложено, тем больше шансов, что твой труд вообще начнут читать.

Далее, в общении с редакторами и издателями важен синопсис и логлайн. Почитай, что это такое и как всё это пишется. Многие редакции не принимают на рассмотрение рукопись без синопсиса. Ну, это чисто техническое отступление.

Помимо АСТ и ЭКСМО есть тысячи мелких издательств, которые могут взять твою книженцию. Их изучать сложнее, ибо они меньше. Да и не каждое мелкое издательство заслуживает доверия. С другой стороны, вариант издать книги через них порой будет более реалистичным. Но тут важно понимать, что немалая доля небольших таких предприятий будет рекомендовать издаться за свой счёт. Если у тебя есть хоть капля самоуважения, то ты этого делать не будешь. Конечно, приятно подержать свою книжку в руках, но к литературе подобная процедура имеет малое отношение. Писатель не должен платить за то, что он пишет, и об этом многие новички забывают. Другие предложат издаться малым тиражом, ничего не заплатив или откупившись авторскими сборниками. В этом случае стоит подумать, ведь изданную книгу можно использовать как довод при общении с более крупными издательствами в будущем. Если тебя устраивает такая награда, то валяй.

И немного о деньгах и оплате за нелегкий писательский труд. Если опустить несколько десятков известных имен, то на литературе никто не жиреет. Я бы даже сказал, что, работая средним менеджером в какой-нибудь известной и стабильной компании, ты поимеешь гораздо больше денег. Писатели среднего пошиба (а это достаточно известные имена) тоже не шикуют и зачастую находят заработок на стороне. Пишут, например, статейки в журналы да рецензии, либо читают лекции.

А вообще, постарайся познакомиться с писателями и поэтами. Это довольно просто, ведь у многих есть аккаунты в сети, а общение с ними даст тебе хороший опыт и, что немаловажно, некоторые связи в литературном мире.

Будем считать, что на твой вопрос мы ответили и дали тебе некие ориентиры. Удачи тебе, чувак!

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(4)

transl1t

в свете последних событий из мира литературы, можно было бы написать про Алексиевич ;)

ойек

т.е. реально можно принести свою работу в издательство и её могут издать?) или даже читать не будут?

Иван Калягин

Если нормально написать сопроводительное письмо,составить занятный синопсис и адекватно изложить то, что ты хочешь от издательства/редактора и почему именно ты им нужен, то прочитают. Это же их работа.

Ka4

На верстке не экономь и проси сразу 3-4 варианта оформления. Есть сотни книг и уже изданных авторов и умерших, которые переиздают в таком ужасном исполнении, что читать противно…Шрифты скачут, с 10 слов в 1 строке, переносы слов корявые, поля нищенские. Я понимаю на всем хотят сэкономить, но рамки знать надо.
Автору совет, напиши несколько рассказов не коротких, не длинных и на формах размести в соответствующих темах (тот же пикабу или яп) с достоинством отнесись к комментариям, прими к сведениям и учитывай при написании последующих — Это если хочешь признания и популярности. А если для тебя важен сам факт написания книги, то пиши как хочешь, ты художник — ты так видишь.