Пандемия коронавируса сильно повлияла на бизнес всех масштабов и сфер. Однако если крупные компании могут оперативно выделить бюджет для оптимизации и стабилизации положения, то малый бизнес сейчас поэтапно проходит все круги ада. Особенно это касается магазинов розничной торговли: сперва снижение спроса, затем переориентация потребительских потребностей (здравствуй, гречка и туалетная бумага!), снижение трафика посетителей и впоследствии принудительное закрытие торговых площадок.
Чтобы такой удар не стал критичным и не поставил бизнес под угрозу существования, необходимо грамотно адаптироваться к ситуации. Для товарного бизнеса одним из лучших решений будет размещение своей продукции на маркетплейсах. О том, как это сделать, мы узнали у специалистов компании Buylike, помогающей предпринимателям в кратчайшее время перевести офлайн-ретейл-бизнес в онлайн.
Прежде чем мы приведем пошаговую инструкцию по переносу товарного бизнеса в маркетплейс, важно ответить на один вопрос: почему не собственный онлайн-магазин? На то есть три весомые причины. Первая — длительная разработка. На создание корректно работающего сайта с базовым функционалом понадобится не меньше двух месяцев. Вторая — это дорого. Тебе придется заплатить за регистрацию домена, разработку архитектуры и кода сайта; отдельно дизайнерам за отрисовку и так далее. В условиях кризиса такие вложения, мягко говоря, нерациональны. И третья причина — привлечение трафика. Одного создания сайта мало — он просто затеряется среди тысяч других, а затраты на привлечение покупателей могут обойтись гораздо дороже самой разработки. В случае же маркетплейса все три направления уже реализованы — тебе не придется делать это всё с нуля. С этим разобрались — рассказываем, что необходимо сделать, чтобы максимально быстро перенести свой бизнес в онлайн.1. Подписать договор с маркетплейсом
Чтобы разместить свои товары в каталоге маркетплейса, необходимо пройти регистрацию и подписать договор о сотрудничестве. Сама по себе эта процедура простая, но из-за незнания нюансов и высокого спроса в связи с пандемией процедура может занять больше времени, чем обычно. Обойти эти трудности и ускорить размещение товаров могут помочь компании по представительству на маркетплейсах. Этот вариант можно назвать наиболее эффективным, так как, подписывая только один договор с такой компанией, ты получаешь возможность размещаться сразу на всех ее партнерских маркетплейсах. В случае Buylike это сразу пять самых крупных площадок в России — Wildberries, Lamoda, Ozon, Goods, «Беру».
2. Выявить товары, на которые будет спрос
Особенно актуально для компаний с обширным ассортиментом, так как моментально выгрузить всю продукцию на все площадки очень сложно. Поэтому важно выявить флагманские товары, в спросе на которые нет сомнений, и в первую очередь выгрузить именно их. Это позволит практически моментально привлечь клиентов и уже впоследствии обратить их внимание на пополняющийся каталог.
3. Убедиться в достаточном количестве товара на складе
Большое количество компаний испытывает трудности с поставками из-за ужесточения таможенного контроля. Это провоцирует дефицит на товары в некоторых сегментах, что может стать конкурентным преимуществом для некоторых предпринимателей. Если поставки стали проблемой и для тебя — необходимо провести тщательную ревизию склада. Выгружать на сайт товары, которые остались практически в единичных экземплярах, нерационально. Начать следует с той продукции, которая не закончится спустя пару первых заказов. Причина в том, что продажи аккумулируют сами себя: число продаж, пользовательский фидбэк и отзывы, рейтинг — всё это влияет на индексацию запросов внутри маркетплейса.
4. Сделать качественные фото товаров
Совершая покупки на маркетплейсе, человеку не остается ничего, кроме как судить о товаре по фото. Если они будут качественными, смогут привлечь его и выделиться на фоне конкурентов, то вероятность покупки будет значительно выше. Здесь не прокатит просто сфотографировать товар на телефон и выгрузить изображение в маркетплейс. Лучше всего привлечь для этого мастера предметной фотографии, который сможет правильно настроить свет, положение, декорации, а в дальнейшем и обработать снимки. Просто вспомни все эти иллюстрации с Aliexpress — фотографы умудряются красиво запечатлеть даже самые непривлекательные товары. Именно они побуждают покупателя положить товар в электронную корзину. Однако в условиях карантина сложно найти подходящего фотографа. Ребята из Buylike это понимают, поэтому у них есть своя фотостудия, оборудование и опытные специалисты, чтобы оперативно решить и эту проблему.
5. Составить подробное описание товаров
Осознанным покупателям мало одних лишь красивых фотографий, поэтому стоить уделить отдельное внимание качеству и полноте описания. Как правило, оно делится на две вкладки: описание и характеристики. Первая должна содержать общую информацию и особенности товара. Здесь можно не скупиться на слова и всё подробно расписать, чтобы у клиента не оставалось никаких вопросов о товаре. Характеристики же — более лаконичная форма, отражающая габариты, материалы, вес, цвет, технические параметры и так далее. Правильно составленное описание устраняет сомнения и позволяет принять окончательное решение.
6. Разместить товары в личном кабинете маркетплейса
Здесь тебе нужно правильно указать категорию товара, создать страницу и выгрузить фото и описание. Также, в зависимости от особенностей товара, важно указать другие переменные, влияющие на стоимость. Например, в случае электроники это может быть количество встроенной памяти, комплектация или цвет. Более того, нужно позаботься о корректном отображении количества товара на складе и подборке рекомендаций из каталога продавца.
7. Организовать все возможные способы доставки
Чтобы сделать это, необходимо сперва обсудить эти условия с представителями марктеплейса. Многие площадки имеют собственную развитую логистику, позволяющую использовать готовые решения по курьерской доставке, передаче посылок в постаматы или пункты самовывоза. Чем больше вариативность для покупателя, тем проще ему будет подобрать оптимальный для себя способ, а значит, и вероятность покупки будет намного выше. При этом ты должен помнить, что отгрузка заказов через службы доставки маркетплейсов производится с их складов. Следовательно, самым оптимальным вариантом будет использовать их складские помещения. Это сократит время ожидания для клиента, ведь товар отправится напрямую к нему.
8. Выбрать и подключить все способы оплаты
Существует два традиционных способа оплаты товаров: наличными или картой при получении или онлайн на сайте. Второй способ нередко поощряется маркетплейсами, которые предоставляют дополнительные скидки, бонусы или более выгодные условия покупки, так как этот вариант проще для обеих сторон. Помимо того, что он минимизирует риски неоправданных издержек (например, если человек выбирает оплату на месте и не является за заказом), этот способ позволяет оперативнее рассчитываться с поставщиком. Как правило, после оплаты онлайн средства поступают на счет уже на следующий день. Если же оплата производится в месте получения, то зачисление средств на расчетный счет происходит в течение пяти рабочих дней. Несмотря на неудобство второго способа, мы не рекомендуем пренебрегать им, так как в нашей стране до сих пор остаются люди, которые побаиваются оплачивать онлайн. На подсознательном уровне им намного спокойнее, когда оплата происходит при получении.
9. Правильно упаковать товар
В отличие от собственной доставки, маркетплейсы выдвигают четкий регламент упаковки разных видов товаров. Более того, у каждого из них свои правила, несоблюдение которых сделает ваше сотрудничество невозможным. Так, например, Ozon требует от своих партнеров использовать пупырчатую пленку для хрупких товаров вроде смартфонов, зеркал или стеклянных товаров, а для больших мнущихся товаров вроде календарей, плакатов или карт — тубусы. При этом есть четкие требования к размеру, виду и максимальному весу коробок, их маркировке и так далее.
В случае небольшого товарного бизнеса, который только делает первые шаги по продажам через маркетплейс, это может оказаться довольно сложным и трудоемким процессом, требующим выделения дополнительных ресурсов. Однако этого можно избежать. Так, например, ты можешь делегировать эту задачу сотрудникам Buylike. Они упакуют товар по индивидуальным требованиям каждого маркетплейса и возьмут на себя все расходы, связанные с этим. Это позволит избежать ошибок и упростить процесс продаж на онлайн-площадках.
10. Веди аналитику и адаптируй предложение
Тебе могло показаться, что маркетплейс — это волшебное место, куда достаточно просто загрузить товары, чтобы сразу посыпались заказы. Всё не так однозначно. Даже здесь есть конкуренция. Особенно сейчас в условиях пандемии многие компании резко обратили на них свое внимание. Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, тебе необходимо держать руку на пульсе бизнеса и вести подробную аналитику всех процессов. Хотя, как и в случае с упаковкой, ты можешь доверить ее специалистам, которые знают нюансы торговли на подобных площадках. В той же Buylike есть целый отдел, посвященный аналитике. Он берет на себя такие задачи, как составление и мониторинг цен товаров на маркетплейсе, ABC-анализ и получение данных о неликвидных товарах, минимизация рисков застоя товара на складе, формулирование и проверка гипотез, влияющих на рост продаж, сквозной анализ и мониторинг в разных разрезах. Совокупность всех этих показателей и данных позволит принимать стратегически верные решения по управлению продажами и, соответственно, извлекать максимальную прибыль.
Все эти этапы вполне реально пройти за пару недель, после чего твой товарный бизнес будет успешно функционировать в онлайн-пространстве. Чтобы значительно ускорить и упростить этот процесс, тебе достаточно обратиться к специалистам компании Buylike. Они внимательно изучат твой товар и подберут самые оптимальные площадки для размещения, сделают профессиональные фотографии, упакуют его согласно всем требованиям маркетплейсов и доставят на склады партнеров, оформят страницы продавца внутри площадок, а спустя определенное время предоставят аналитику продаж и скорректируют стратегию развития. За всем этим будет следить персональный менеджер, а в конце каждого месяца — предоставлять отчет по продажам. При этом заработок компании составляет лишь процент от продаж, а это значит, что они будут заинтересованы в росте количества заказов посредством маркетплейса.