Мода на растительность на лице циклична, и в одни годы борода и усы считались эталоном красоты, а в другие казались людям признаком варварства. Это же касается и прошлого века, который стал переломным во многих аспектах, в том числе и в плане моды. В этой статье ты узнаешь, как выглядели самые модные стрижки бороды и усов с начала и под конец 20 века. В основном здесь будет перечислена западная мода как эталон, которому следовало большинство стран мира.
1900-е — закрученные усы кавалериста
В конце 19 века наука развивалась такими темпами, что мало кто успевал за новыми веяниями. Люди стали задумываться о гигиене не только как об уходе за внешностью, но и как о профилактике заболеваний. Именно в это время стала пропагандироваться мысль о том, что волосы на лице могут быть привлекательными для бактерий и вирусов.
Из-за этой мысли, которая в чем-то была верна, мужчины стали сбривать бороды, причем еще в 19 веке. К началу 20 века лишь небольшой процент мужчин на Западе носил бороды, ведь они считались грязными.
Однако мужчинам хотелось быть брутальными, и тогда они нашли выход — носить усы. Правда, усы были закрученными, но не столько из-за стиля, сколько для уменьшения контакта волос с кожей лица. Все из тех же побуждений в целях борьбы с инфекциями.
1910-е — от пышных усов к гладковыбритому лицу и обратно
1910-е стали одним из самых ярких десятилетий за всю историю человечества, в том числе и в моде. В начале второго десятилетия 20 века продолжалась мода на закрученные усы, которые впоследствии стали ниспадающими. Однако теперь моду диктовали не только первые лица государств или известные личности, но и компании.
На Западе были созданы безопасные бритвы, которые сделали бритье лица простым и значительно снижали травматизм. Особенно отличилась компания Gillette, которая проводила рекламную кампанию с целью продвижения своих безопасных бритв. В ней маркетологи закладывали мысль о бритье лица как о цивилизационном процессе. То есть если ты не бреешься — ты неандерталец, только в более мягкой форме.
Когда началась Первая мировая война, миллионам мужчин пришлось носить противогазы, а делать это с бородой и усами было неудобно. Поэтому солдат заставляли брить лицо наголо, и это быстро вошло в моду. После окончания Первой мировой в качестве контркультуры в моду вновь вошли пышные усы.
1920-е — гладковыбритое лицо голливудской звезды
Третье десятилетие 20 века ознаменовалось практически однозначным отношением к волосам на лице как к чему-то грязному, и это, в том числе, касалось и усов.
Над демонизацией растительности работали многие производители бритвенных изделий. Ну а доступность бритья вкупе со снижением травматизма поспособствовали облысению лиц миллионов мужчин по всему миру. Теперь не нужно было идти к цирюльнику, чтобы поправить свой образ, достаточно пойти в ванную и за несколько минут привести себя в порядок.
Кроме того, на стиль мужчин 20-х повлиял и зарождающийся Голливуд. Тогда фильмы были еще немыми, и для того, чтобы зрители понимали все эмоции героев, они должны были иметь определенные черты. Хорошие парни были всегда гладковыбритыми или как максимум носили аккуратные усы. Злодеи же были небритыми, нередко носили козлиную бородку.
1930-е — короткие усы актеров и диктаторов
Мода на гладковыбритые щеки и бороду продолжалась, но теперь мужчины начали экспериментировать, в основном повторяя за любимыми актерами и правителями.
Уже в начале 30-х стали популярны короткие усы, которые редко выходили на сантиметр дальше носа. Особенно популярными они стали после возвышения в кино Чарли Чаплина и других актеров Голливуда. Какое-то время с короткими усами ходили и монаршие особы Европы, что так же сказывалось на популярности такой стрижки у простых горожан. Эта мода, кстати, докатилась и до СССР. Так, например, короткие усы носил маршал Клим Ворошилов.
Кроме того, на моду повлияли и знаменитые усы Адольфа Гитлера, разумеется, до того, как он открыл в себе завоевательные амбиции и не начал самую разрушительную войну в истории. Не только немцы, но и сочувствовавшие им народы переняли эту моду, и в каждом городе можно было встретить тысячи мужчин с подобным стилем.
1940-е — тонкие усы
Пережив тяготы Второй мировой войны, мужчины захотели чего-то отстраненного от брутальности, более элегантного стиля. Так, постепенно, особенно с веяниями Голливуда, все более модными становились тонкие усы, также известные как усы карандаш.
Особенно популярными на Западе эти усы стали после появления на экранах актера Кларка Гейбла. Его знаменитый стиль с тонкими усами стал настолько влиятельным, что миллионы мужчин по всему миру после фильма «Унесенные ветром» стали подражать ему.
Мужчинам с тонкими усами приписывались элегантность, высокие манеры, харизма и другие качества, которые нравятся женщинам во все времена. Так что если бы ты прошелся по улицам США или послевоенной Европы, то увидел бы десятки парней с тонкой линией над губой.
1950-е — эспаньолка
1950-е года ознаменовались пиком джаза, и многие музыканты стали отращивать эспаньолки, то есть волосы на подбородке. При этом щеки оставались гладковыбритыми. Считается, что такая мода возникла в США по весьма утилитарным причинам: эспаньолка помогала прикрывать губы музыкантов, чтобы надутые на высокой ноте лица не выглядели нелепо. Хотя это больше похоже на забавную выдуманную историю. На деле мужчинам того времени просто хотелось чего-то экстраординарного после ограничений прошлых лет.
1960-е — густая эспаньолка и гладковыбритые лица
1960-е были эпохой хиппи и других видов контркультуры. В западных странах миллионы мужчин, протестовавшие против видневшейся на горизонте новой мировой войны между США и СССР с обменом массированными ядерными ударами, стали отращивать густые бороды. Но при этом они все еще оставались верны массовому стилю на тот момент — эспаньолкам.
Этот стиль противопоставлялся более массовому — чисто выбритым лицам, которые предпочитало куда большее число мужчин. Именно этот момент можно назвать условной границей, когда мужчины перестали повально следовать моде на растительность на лице и стали больше самовыражаться, хоть и в рамках принятых стилей.
Можно сказать, что гладковыбритые лица стали мейнстримом, а густые эспаньолки — символом протеста против массовой культуры.
1970-е — широкие усы и бакенбарды
Если в 60-е контркультура на Западе только зарождалась, то в 70-е она развернулась уже в масштабе. Многие мужчины, которые прежде гладко брились, стали отращивать подковообразные усы. На такой экспрессивный выбор внешности влияли уже не голливудские актеры, а телеведущие, рестлеры и другие звезды экрана. Примерно в это же время стиль подковообразных усов взяло на вооружение быстро растущее сообщество байкеров.
Такой стиль четко ассоциировался с мужественностью, по крайней мере до середины 70-х. Но с новым витком сексуальной революции все чаще на свет стали выходить лица с открытой нетрадиционной ориентацией, и с помощью подковообразных усов они как бы идентифицировали себя в обществе. Из-за этого факта ближе к концу 70-х мода трансформировалась, и появились бакенбарды, дополняющие усы и делающие мужчин более брутальными, а также отличающие большинство от представителей меньшинства с нетрадиционной ориентацией.
1980-е — гладковыбритое лицо офисного клерка и аккуратные усы
Это десятилетие ознаменовалось бурным ростом крупных компаний и корпоративной культуры. Поэтому многие мужчины, которые прежде носили роскошные густые усы, стали массово сбривать свою гордость, чтобы подходить под единые стандарты корпораций.
Однако контркультура никуда не девалась, и все так же находилось немало людей, экспериментировавших с усами. При этом растительность на щеках все так же оставалась чем-то вроде табу.
В конце 80-х мода на усы вновь вернулась благодаря Голливуду. Однако теперь это были аккуратные усы, которые доходили до кончиков губ.
1990-е — гладковыбритое лицо и легкая небритость
Последнее десятилетие 20 века продолжило разделение на мейнстрим и контркультуру. Однако теперь этот разделение стало менее заметным. Усы отходили на второй план и оставались лишь в рядах преданных последователей. Большинство мужчин отдавало предпочтение гладковыбритому лицу.
В начале 90-х музыкальная сцена стала массово пополняться представителями контркультуры. Звезды предпочитали небрежный вид, который заключался, в том числе, в легкой небритости с отчетливыми контурами эспаньолки или со своеобразным напылением щетины по всей площади лица.
Из этой, как бы это странно ни звучало, массовой контркультуры небрежная щетина перешла в фильмы, а оттуда и на лица миллионов людей по всему миру.
Комментарии
(0)