Взаимодействие с коллегами в рабочей среде не всегда приятное. Помимо людей, которые всегда готовы прийти на помощь, в коллективе могут оказаться и любители конфликтовать. Причем они вполне могут намеренно провоцировать на конфликт и тебя, неважно, есть ли на то объективные причины или нет. Но для того, чтобы сохранить репутацию и оставаться продуктивным, тебе необходимо научиться правильно вести себя с такими коллегами. Вот несколько стратегий, которые позволят тебе выходить из неприятных ситуаций победителем.
1. Не игнорируй его нападки
Наиболее распространенная защитная реакция в ситуациях, когда кто-то пытается вывести тебя на конфликт, — это игнорирование. Конечно, конфликт не закончится ничем хорошим для тебя, но это не значит, что ты должен терпеливо ждать, когда коллеге надоест над тобой издеваться. Кроме того, игнор с твоей стороны может только усилить напряжение между вами, поэтому вам двоим станет невыносимо работать на одной территории. Даже если ты редко пересекаешься с коллегой-провокатором, это не повод молчать.
Но и устраивать разборки с таким человеком — не лучшая идея. Откажись от активных действий, совершаемых на эмоциях. Вместо этого обозначь, что ты заметил перемены в поведении коллеги и они тебя не устраивают. Выясни отношения с ним сразу, задай вопрос и узнай, чем вызваны его слова и поступки. Так ты сможешь избежать лишнего стресса, сохранишь объективность и продемонстрируешь коллегам свой профессионализм.
2. Избегай жалоб на его поведение
Провальная стратегия — жаловаться на поведение человека коллегам или начальству. Чем больше ты будешь рассказывать о чужих проступках и попытках вывести тебя на конфликт, тем больше сомнений будет у окружающих в твоем умении работать в коллективе и решать насущные проблемы. Ты рискуешь создать себе имидж постоянно недовольного человека, нытика и жалобщика, который только мешает остальным трудиться. И избавиться от такой репутации будет очень сложно.
Кроме того, руководитель вряд ли будет вмешиваться в несерьезные конфликты между подчиненными. Если ты способен самостоятельно разрешить сложную ситуацию, сделай это, не втягивая в процесс никого вокруг.
3. Не обвиняй его в поступках, а говори о своих чувствах
Первое, что хочется начать делать, когда тебя провоцируют на конфликт, — это как-то обозначить действия человека. Например, указать ему на то, что ты распознал манипуляцию или понял, с какой целью он говорит те или иные вещи. Но не спеши обвинять коллегу в его поступках, хоть ты и уверен в своей правоте. Сами по себе обвинения никак не помогут тебе исправить сложившуюся ситуацию и только еще сильнее раззадорят провокатора. Это будет еще один повод в его копилку причин добиться желаемой ссоры. Людям крайне неприятно, когда их поступки анализируют и тем более когда их в чем-то обвиняют.
Попробуй другой подход, практически беспроигрышный. Вместо обвинений начни говорить о своих чувствах и реакциях, которые вызывает поведение коллеги. Так ты сместишь фокус на себя, избежишь обвинительного тона и четко дашь понять, откуда берутся негативные эмоции, которые ты испытываешь. Может оказаться, что человек вовсе не хочет конфликта с тобой, а искренне считает, что в его словах и действиях нет ничего обидного.
8 фраз, которые могут обидеть коллег и испортить твою карьеру
4. Не поддавайся на провокации
Человек, который провоцирует тебя на конфликт, будет пытаться любыми способами втянуть тебя в негативный диалог с ним или вызвать у тебя сильную эмоциональную реакцию. Твоя задача — не дать ему это сделать. Отвечать такому коллеге необходимо по-взрослому: отбросив все чувства, спокойным тоном и только по существу. Если у тебя получится выдержать конструктивный диалог с таким собеседником, считай, что ты уже победил в вашем противостоянии.
Забавный факт: чем дольше тебе удастся сохранять невозмутимость, тем больше твой негативный коллега начнет раздражаться сам. Если у человека не получается добиться своего привычным способом, он начинает сомневаться в своих силах и беситься из-за несоответствия ожиданий и реальности. Так что лучшая месть в твоем случае — это дать окружающим понять, что ты неподвластен их манипуляциям.
5. Будь честным и открытым в общении
Важное условие при взаимодействии с коллегой-провокатором — оставаться честным и открытым к диалогу. Честность вообще очень полезная черта, ведь она обезоруживает окружающих. Умение говорить о том, что ты чувствуешь, заявлять о своих желаниях и так далее делает тебя недосягаемым для большинства манипуляторов. Кроме того, оставаясь честным с коллегой, ты лишаешь его аргументов против тебя. Все вокруг будут видеть, что ты хорошо выполняешь свои должностные обязанности и проявляешь профессионализм также и в общении с коллективом.
Открытость в общении и твоя готовность вступать в диалог с провокатором помогут тебе продемонстрировать свои благие намерения. Закрываясь от взаимодействия, ты делаешь хуже только себе. Твой оппонент может использовать твое нежелание говорить с ним в своих целях, например, он может сообщить об этом начальству. Открытость к общению делает тебя неуязвимым перед провокациями, что сильно раздражает любого токсичного человека.
6. Оставайся спокойным
Крайне важно сохранять спокойствие в таких напряженных ситуациях. Будь внимательнее к своим эмоциям: тебе нужно по возможности держать себя в руках. Помни о том, что ты — взрослый человек и хочешь создавать правильное впечатление о себе. Настоящий профессионал своего дела вряд ли позволит своим эмоциям взять над ним верх. Сконцентрируйся на решении проблемы, которая возникла между тобой и твоим коллегой, а не на самом конфликте.
Оставаясь спокойным, ты сможешь следовать продуманной стратегии, анализировать свои и чужие поступки, проявлять рассудительность в диалогах с подстрекателем. Это, в свою очередь, поможет тебе заручиться поддержкой коллектива, ведь окружающие будут видеть твое стремление урегулировать конфликт мирно, а также попытки коллеги вывести тебя из равновесия.
3 типа коллег, которые постоянно жалуются, и как вести себя с ними