Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Как твой разум влияет на то, какую еду ты считаешь вкусной

Задумывался ли ты, почему ты считаешь одну еду вкусной, а другую — неприятной? И почему кому-то нравятся блюда, к которым ты никогда не прикоснешься?

Дело в том, что на пристрастие к еде влияет не только ее вкус как таковой, но и восприятие. Можно сказать, что именно разум формирует то, какой нам покажется пища, причем еще до первого укуса. Почему так происходит?

Эффект плацебо

Один из самых заметных способов, которыми разум формирует кулинарный опыт, — эффект плацебо. Как простое ожидание того, что таблетка сработает и сможет облегчить боль при отсутствии терапевтического свойства, так и ожидание от блюда может значительно повлиять на то, насколько вкусным оно покажется.

Исследование, проведенное в Китае, показало, что ожидание удовольствия или боли может заставить мозг по-разному интерпретировать одну и ту же еду.

Участники исследования были разделены на две группы: тех, кому нравился острый соус, и тех, кто на дух его не переносил. Обе группы попробовали образцы разных соусов высокой и низкой интенсивности в то время, как их мозговая активность фиксировалась с помощью МРТ.

Им также показывали изображения серого или красного перца. Этот визуальный сигнал намекал на уровень остроты соуса, который они собирались попробовать, хотя участникам не говорили, что именно означают рисунки.

После каждой дегустации обе группы просили оценить остроту соуса и то, насколько он им понравился.

Когда группа, которой нравился острый соус, ожидала мягкий вкус благодаря подсказкам, их оценка уровня остроты была ниже, чем когда они пробовали тот же соус без таких ожиданий.

Ожидания не изменили оценку уровня остроты в группе, участники которой не любили жгучие соусы. Они усилили свою неприязнь, независимо от того, ожидали ли соус с низкой или высокой интенсивностью вкуса.

Это исследование показало, что субъективный вкус соуса является продуктом как фактической, так и ожидаемой остроты.

Примечательно, что две группы участников продемонстрировали разные нейроповеденческие реакции. Среди тех, кому нравился острый соус, ожидание остроты увеличило активность в областях мозга, связанных с реакцией на плацебо, что также является признаком удовольствия.

С другой стороны, паттерны мозговой активности, связанные с болью, показали всплеск в группе, которой не нравилось острое.

Таким образом, обе группы чувствовали жжение во рту и жажду после еды, однако негативное ожидание усилило интенсивность остроты для тех, кто не любит жгучую пищу.

Соответствие шаблонам

Когда ты кусаешь что-то, похожее на конфету, ты ожидаешь, что оно будет сладким. Если этого не происходит, ты, скорее всего, получишь неприятный жизненный опыт.

Ученые из Великобритании в рамках своего исследования предлагали участникам розовое мороженое, но необычное: по вкусу оно было как лосось.

Одной экспериментальной группе оно было представлено как мороженое, а другой — как холодный пикантный мусс.

Ученые отметили, что люди, получившие «мороженое», даже если любили лосось, все равно испытали негативные ощущения. А вот те, кто ел «холодный пикантный мусс», оказались более подготовленными и оценили по достоинству вкус блюда.

Все дело в том, что в их голове произошел «разрыв шаблона». Они ожидали сладость, основываясь на внешнем виде блюда и собственных ожиданиях, что и стало причиной большого разочарования.

Человеческий мозг создает внутреннюю модель мира на основе прошлого опыта. Ожидания того, как что-то должно ощущаться или какой вкус оно должно иметь, создают когнитивный ярлык, позволяющий быстро обрабатывать входящие стимулы. Но когда ожидания не соответствуют сенсорному входу (например, вместо мороженого ты получаешь рыбу), то мозгу приходится адаптировать свою внутреннюю модель, и это сопровождается не самыми приятными ощущениями.

Негативные ассоциации

Еда, вызывающая сильные негативные ассоциации, в том числе по культурным или социальным причинам, также является примером нарушения ожиданий.

К примеру, рассмотрим дуриан — мясистый и сладкий фрукт, обладающий сногсшибательным специфическим запахом. Для человека, выросшего в Тайланде или других странах, где произрастает это растение, его «аромат» не будет проблемой.

А вот для людей других культур, которые не сталкивались с подобной едой, запах дуриана может напоминать гниль или залежавшиеся носки. Они не ожидают, что фрукты будут пахнуть таким образом, поэтому и могут воспринимать их как потенциально невкусные.

Эмоциональное состояние

Исследование, проведенное в 2020 году, показало, что эмоциональное состояние, в котором ты находишься во время приема пищи, во многом может повлиять на вкус еды.

Участников эксперимента разделили на две группы. У первой вызвали положительное эмоциональное состояние, сказав, что они заслужили денежный бонус, а у второй — отрицательное состояние, подвергнув людей стресс-тесту.

Затем участникам предложили попробовать новый для них сумаши-суп и привычный овощной. Оценивалась не только субъективная приятность еды для каждого человека, но и готовность забрать ее домой и в каких объемах.

Группа с отрицательными эмоциями восприняла новый суп как относительно неприятный, а знакомый — как приятный. У людей с положительными эмоциями такого результата не наблюдалось.

Ученые сделали вывод, что этот эффект может быть связан с восприятием знакомой еды как менее стрессового и успокаивающего фактора.

Спустя неделю ученые попросили участников снова продегустировать те же самые супы и оценить их. Результаты в группе с отрицательным настроением оказались идентичны тем, что были при первом исследовании.

Это может объяснять, что от эмоционального состояния зависит не только вкус еды, но и то, каким мы его запоминаем.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)