Невозможно контролировать поведение окружающих людей, но важно уметь говорить, что ты считаешь его неподобающим. Чтобы твои слова не стали причиной крупной ссоры, стоит соблюдать несколько рекомендаций, как вести диалог на эту тему.
1. Говори о поведении, а не о личности собеседника
Как правило, люди более эмоционально реагируют на критику, которая касается их личности, мировоззрения и характера, поэтому стоит избегать подобных замечаний, даже если ты возмущен. Вместо того, чтобы говорить: «Ты просто хам», стоит заметить, что слова человека звучат грубо и неприятно. Это позволит указать на его неподобающее поведение, но в то же время избежать оскорбления личности.
2. Будь спокоен
Важно, чтобы ты был спокойным и собранным, когда говоришь о плохом поведении другого человека. Эмоции, такие как гнев и открытое проявление раздражения, только усугубят ситуацию и приведут к ссоре. Помни, что цель твоих слов — обратить внимание человека на его поступки, а не заставить его защищаться и оправдываться перед тобой.
3. Избегай пассивной агрессии
Бывает, что хочется намекнуть человеку о его неподобающем поведении в пассивно-агрессивной форме. Например, с помощью фраз: «Без обид, но твои поступки оставляют желать лучшего» или «Почему бы тебе не постараться выслушать меня, а не перебивать каждые пять минут?».
Подобные замечания, сарказм и невербальные сигналы, такие как закатывание глаз или цоканье языком, могут обидеть собеседника и заставить его разозлиться. Помни, что лучше вести честный, открытый и подкрепленный аргументами диалог, если хочешь тактично донести свою мысль до другого человека.
4. Будь готов к тому, что можешь ошибаться
Невозможно знать на 100%, почему человек поступает тем или иным образом, поэтому важно быть готовым к тому, что можешь быть не прав. К примеру, ты считаешь, что собеседник отвлекается на свой смартфон из-за того, что не хочет тебя слушать, а он в это время ждет звонка от работодателя, у которого проходил собеседование, но не рассказал тебе об этом. Ты говоришь, что его поведение неподобающе, но потом узнаешь о его истинной причине. Лучшее, что можно сделать в таком случае, — извиниться перед собеседником.
5. Подумай, чего ты хочешь добиться
Некоторые конфликты и попытки изменить поведение другого человека могут быть пустой тратой времени, например, когда объясняешь интернет-троллю, в чем он не прав. В этом случае не стоит пытаться указывать на его неподобающее поведение ради своего спокойствия — лучше игнорировать нападки, завершить беседу или отправить его в черный список, удалив комментарии со своей страницы.
В случае, когда разговор предстоит с важным для тебя человеком, необходимо понять, какова конечная цель вашего диалога. Она может заключаться в том, чтобы заставить его задуматься о последствиях поведения, выстроить между вами комфортные границы общения или донести информацию о том, что твои чувства были задеты.
6. Не сравнивай его с кем-то или с собой
Вряд ли найдется человек, которому будет приятно, когда его сравнивают с кем-то другим, особенно если это не в его пользу. Не стоит говорить о неподобающем поведении, приводя в пример окружающих — это может звучать оскорбительно, заставить собеседника сомневаться в себе и являться триггером эмоциональной боли.
Также откажись от того, чтобы сравнивать его с собой, так как подобные комментарии звучат высокомерно и снисходительно, что обидно для того, кто их слышит.
7. Выбери лучшее место и время для разговора
Важно не только правильно подбирать слова, когда хочешь сказать человеку о его неподобающем поведении, но и место, где это произойдет. Не проводи беседу публично, чтобы не оскорбить собеседника и не испортить с ним отношения.
Также подумай, насколько ему комфортно обсуждать подобные темы при личной встрече — бывает, что разговор о неподобающем поведении продуктивнее вести по переписке, чтобы человек мог расслабиться и лишний раз не волноваться. А еще стоит проводить его дистанционно, если переживаешь, что реакция собеседника будет для тебя неприятной.
8. Будь готов к худшему
Не все люди адекватно реагируют даже на малейшие замечания о своем поведении, поэтому важно быть готовым к худшему сценарию. Возможно, собеседник будет очень зол и предпочтет отказаться от общения с тобой на какое-то время из-за того, что услышал, или начнет говорить о твоих недостатках, занимая оборонительную позицию.
Нередко люди отрицают тот факт, что их действия были неподобающими, и обвиняют того, кто об этом сказал, в неправильной интерпретации их мотивов. В подобном случае важно иметь «план Б»: подумать, сможешь ли ты приспособиться к их поведению или предпочтешь отказаться от общения с ними.