Слушай подкасты нашей студии
Слушать
Как стремление к роскоши может оставить тебя без друзей

Как стремление к роскоши может оставить тебя без друзей

Сейчас мы попросим тебя совершить максимально приятное мыслительное упражнение. Представь, что у тебя есть Ferrari. Клево? Идем дальше. Представь, что на твоем левом запястье сверкает Rolex, а на берегу твоей трехэтажной виллы пришвартована огромная яхта. А теперь подумай о том, есть ли у тебя настоящие друзья и как они выглядят? И тут станет ясно, что представить себе красный Ferrari или стеклянный фасад прибрежной виллы намного проще, чем мотивы людей, которые тебя при этом окружают.

Подобным вопросом задались исследователи из Мичиганского университета, чтобы выяснить, как финансовый статус человека с сопутствующими внешними атрибутами влияет на отношение к нему со стороны окружающих. Ведь до сих пор многим кажется, что роскошный автомобиль или дорогая одежда способны скорее приковать к себе внимание других людей, чем наоборот.

Но этот самый вопрос статуса легко разрешается очевидными примерами знаменитостей. Если на Instagram Криштиану Роналду подписано 100 миллионов человек, это не значит, что у футболиста 100 миллионов друзей. И в этой вот разнице между настоящими друзьями и теми, кто хочет им быть, и заложена главная суть поднятой исследователями проблемы.

Как бы ты жил, если бы вдруг разбогател

В ходе исследования каждому участнику была предложена гипотетическая ситуация: если бы он владел автомобилем стандартного класса и класса люкс и ему надо было бы отправиться на массовое мероприятие, какую из машин он бы выбрал, чтобы приобрести там новых знакомых? 66 процентов опрошенных предпочли бы дорогой автомобиль в качестве более эффективного инструмента для привлечения внимания окружающих.

Но в ходе исследования была еще одна группа участников, которым задавался симметричный вопрос: «Если бы Вы на общественном приеме заметили 2 человек, один из которых имеет обычную, а другой — дорогую машину, с кем из них Вы будете заинтересованы в дружбе?». И в этом случае большинство респондентов проголосовало за вариант человека с обычным автомобилем.

Результат данного исследования показал, что хоть люди и думают, что наличие больших денег способствует расширению круга знакомых, но в вопросе приобретения друзей высокий статус играет роль неоднозначную.

Когда начинается дружба

В качестве дополнительного доказательства эти же исследователи призвали обратить внимание на некоторые посты из Instagram Флойда Мэйвезера. Аккаунт этого боксера вообще выглядит как одна большая реклама самых дорогих брендов в мире. Вот он стоит между двумя суперкарами; вот смотрит в окно собственного самолета, где на всей поверхности стола распластаны стопки наличности. Мэйвезер своего богатства не скрывает, а даже, напротив, кичится им, превратив в своего рода бренд (не зря же боксер имеет прозвище Money). Но вот в комментариях под одним из этих постов исследователи обнаружили следующие сообщения:

pyrex908: «Кажется, ему там одиноко наверху» [имеется в виду в самолете]

coltencharles: «Чувак выглядит так скучно, лол»

basketballstudios: «Материализм — это сокрытие неуверенности, я чувствую ее у этого человека»

Заметь, в этих комментариях нет никакой ненависти или критики за показную роскошь. Здесь указывается на одиночество этого человека, поскольку именно с одиночеством ассоциируется каждый пост Мэйвезера.

Это концепция, которую исследователи Стивен Гарсия, Кимберли Уивер и Патриция Чен назвали «парадоксом кричащего статуса», эффект которого был доказан ими и в других исследованиях. В следующем примере рассматривался эффект наличия дорогих наручных часов.

Основываясь на схожей модели эксперимента, участников спросили, какие часы они предпочтут надеть на общественное мероприятие. Большинство из них выбрало наиболее дорогие марки часов. Затем другую группу спросили, с кем бы они захотели подружиться на мероприятии при тех же условиях. Как ты уже мог догадаться, участники из второй группы снова назвали людей с относительно недорогими часами.

По мнению психологов, данный результат сводится к разнице социального восприятия. «Когда мы решаем,что надеть, мы находимся в роли человека, стремящего продемонстрировать себя с лучшей стороны и выглядеть ярче остальных, — объясняет Стивен Гарсия. — Однако, принимая точку зрения окружающих людей, стоит отметить их нежелание выглядеть хуже и быть обделенными вниманием. Другими словами, хотя мы и хотим выгодно выделяться на фоне остальных, нам так же не хочется оставаться в тени людей с высоким статусом».

Твои друзья тебя используют, или Как выглядит настоящая дружба

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)