Расскажите немного о вашем архитектурном бюро. Как вы его создавали? Какие основополагающие принципы лежат в его работе?
Индивидуальной архитектурной работой я занялся ещё в институте. Просто очень хотелось практики, а не теории. Занявшись индивидуальными проектами, я достаточно быстро почувствовал некий азарт от рабочего процесса, когда получаешь новую задачу и должен её решить. Мне всегда нравился Шерлок Холмс, поэтому я до сих пор отношусь к работе именно так: у меня есть какая-то загадка, и, пройдя через множество всяких приключений, я нахожу максимально точный ответ на неё. Каждый раз это некое испытание.
После окончания института я уже активно делал частные проекты, параллельно работал в нескольких крупных бюро. Они занимались самой разной архитектурой, в том числе жилыми комплексами. К слову, сейчас эти дома построены, и я часто делаю проекты квартир в них. Довольно забавно рассказывать заказчику, что я участвовал в проектировании этого дома, а теперь работаю с квартирой в нём.
Название бюро появилось случайно. Спустя пару лет работы я решил, что пора бы уже как-то назваться, иначе я буду несерьёзно выглядеть в глазах заказчика. Но придумать «имя» для бюро было сложно: не хотелось что-то слишком искусственное. А потом кто-то обратил моё внимание на мою же электронную почту, которая была создана еще в девяностых, в старшей школе. Её логин придумал мой папа в то время, когда интернет только появился – ARTEMUMA. Я посмотрел и понял, что название достаточно затейливое. Звучит модно, есть лёгкий намёк на искусство, и при этом оно персональное. Сначала название вызывало улыбку, но вскоре я привык. В итоге как назвались, так и плывём – легко и непринуждённо.
Мы работаем дистанционно. О каком-либо кредо мы никогда не думали, на мой взгляд, это слишком пафосно. Основная наша мотивация — интерес к сложным задачам и поиску решений. Результатом для нас является полностью реализованный проект, и мы стараемся приложить все усилия, чтобы его достичь. Иногда даже мы стараемся активнее, чем сам заказчик.
Подход нашего бюро мы позиционируем как комплексный, ведь при создании проекта учитывается множество факторов. От исходных данных до привычек и пожеланий клиента. Часто диалог начинается с фразы: «Сделайте мне красиво», но этого совершенно недостаточно для начала работы. Поэтому мы составляем подробное техническое задание, обсуждаем как технические моменты, так и функциональные, стараясь через диалог выяснить все пожелания клиента. Проект на бумаге — это не финал, мы предлагаем заказчикам подбор материалов или участие в нём, а также авторский надзор, чтобы довести объект до завершения.
Есть ли у вас какой-то отличительный стиль, характерные только для вашего бюро черты или детали в интерьере? Какой стиль импонирует лично вам?
Проекты, которые создаются архитектором, – это его впечатления, ощущения, пропущенные через сознание. Это идёт изнутри. Работа с индивидуальным архитектором хороша тем, что у каждого из них есть своё видение, своё понимание, стилистические особенности. Своя эстетика и философия. Это всё действительно важно. И прекрасно, что разных архитекторов так много, на любого клиента найдётся свой.
Если говорить про стили, то мне нравится скандинавское направление. Но в работе я стараюсь не привязываться к чему-то определённому. По большому счёту, стиля как такового сейчас не существует. Это историческое явление, со временем стили менялись, подчиняясь моде, технологиям и материалам. И только спустя долгое время историки определили названия того или иного стиля. Сейчас при использовании современных материалов и технологий воплотить определенный исторический стиль невозможно, это будет лишь пародия. И зачастую пародия плохая.
Я всегда любил простую архитектуру, функциональную, уместную. Уместность — это один из самых важных моментов в архитектуре, по крайней мере, для нас. Можно сказать, что мы занимаемся современной архитектурой, которая подходит для нынешнего человека и осуществима с помощью современных материалов, технологий и ресурсов.
Как строится ваша работа, это похоже на сотрудничество, или кто-то кого-то направляет?
Я пытался организовать некое партнёрство, но архитекторы слишком самовлюблённые натуры, себе на уме. У каждого своё мировоззрение, философия. Я убедился, что в одной компании не может быть две головы, иначе работа превратится в постоянное перетягивание одеяла и бесконечный поиск компромиссов. Поэтому в нашем бюро я главный архитектор. Все мы профессионалы своего дела и дружно движемся к цели.
Мне активно помогает супруга, она важная часть нашего бюро. Жена всегда была для меня неким цензором, у неё прекрасный вкус, и я ей доверяю.
Случалось ли такое, что вы брали на себя главную роль и переубеждали клиента?
Практика показывает, что вести борьбу ни с кем не нужно. Любое давление вызывает противодействие. Но нам почему-то везёт: с теми, кто становятся нашими клиентами, у нас складываются очень хорошие человеческие отношение. Весь процесс основан на большом доверии, переубеждать и бороться не приходится. Мы не работаем на публику, а создаём решение для конкретного человека, которые комфортны именно ему.
Я слышу людей, учитываю все их малейшие пожелания, даже те, которые они озвучивают между делом. В итоге получается очень точно отвечать на запросы клиента. На первой встрече я пытаюсь «раскрутить» его на интересные решения. Люди часто обращаются к архитектору и просят сделать «как у соседа». Но стоит начать разговаривать и объяснить, что есть много классных и интересных вариантов, показать примеры, привести доводы. И тогда может получиться действительно крутой проект.
Расскажите об одном из самых интересных для вас проекте. Чем он вам запомнился, почему вы выделяете именно его?
Этот проект я выделил, потому что он достаточно необычный. По крайней мере, из тех квартир, которые мы делали до сих пор.
К нам обратился молодой человек, он жил за городом, но купил небольшую квартиру в современном московском жилом комплексе, где-то недалеко от работы. Запрос был на мужское холостяцкое жильё в достаточно брутальном стиле. В связи с этим изначально заказчик хотел использовать грубые материалы. На этапе концепции мы предложили натуральное дерево и настоящий листовой металл.
Но к моменту реализации заказчик пошёл на упрощение. Металл заменили сначала на керамогранит, а потом на краску и обои. Так же произошло и с фитостеной, которую заказчик хотел изначально. Позже её заменили на конструкцию с плющом. Это наглядный пример того, как клиент переосмысляет свои начальные пожелания , а архитектор должен грамотно реагировать на изменения, чтобы добиться классного результата.
Планировка квартиры необычна тем, что теперь она совершенно не похожа на начальный вариант застройщика. Сейчас кухня и гостиная — это самое светлое и комфортное пространство, оно расположено вдоль светового фронта. И хотя пространство это длинное, оно делится на поперечные функциональные зоны, что визуально его сокращает. В дальней части собраны все подсобные помещения и спальня.
Я решил попробовать сделать скатные потолки, чтобы из высокой гостиной с ровным потолком подсобные помещения выглядели как ячейки, которые словно вырезаны в белой плоскости. У каждой ячейки определённый цвет.
Скатные потолки по нашей задумке создают ощущение загородного дома с крышей. Такая тема «домиков» начинается со спальни, продолжается в прихожей и заканчивается в санузле, где тоже скатный потолок. В итоге получилось очень гармонично.
Также здесь много конструкций – это и разграничение спальни и жилой комнаты, и стена с плющом в кухне, чтобы намеренно сделать комнату меньше и максимально заполнить пустоту.
Ещё в этой квартире мы сделали довольно интересный свет. Подсветка выбрана светодиодная, в гостиной светильники накладные, а в скатном потолке – встроенные. В ванной светильник начинается снизу одной стены и плавно «перетекает» на потолок. На мой взгляд, это очень необычный и интересный приём.
В результате нашей работы пространство вышло нестандартным, светлым и очень функциональным. Мы смогли соблюсти баланс между эффектностью и удобством. Наше бюро стремится к деликатности, и в этом проекте нам удалось этого достичь.
Что, по-вашему, нужно для создания действительно гармоничного функционального интерьера?
Нужно выбрать архитектора, с которым вы на одной волне, не опираясь на ценник (стоимость услуг – это важно, но вторично). Большая ошибка — экономить деньги уже на стадии проектирования. Ведь работа архитектора – это прежде всего его мысли и идеи, а это бесценно. С архитектором больше шансов получить классный результат, чем без него. Так что найдите «своего» архитектора и доверьтесь ему.
Создать индивидуальный архитектурный проект квартиры с бюро «Artemuma»