Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Как создается бизнес: история «Автосуши»

Всматриваясь грустными глазами в печальный рынок вакансий, с сожалением ловишь себя на мысли, что больших денег, скорее всего, заработать не удастся. Единственным шансом видится открытие своего собственного дела. Но в наши тревожные времена это кажется занятием рискованным. Хочется послушать успокаивающие речи людей с солидным опытом за плечами. Вот потому мы и решили поговорить с Максимом Бургановым — генеральным директором международной сети кафе с доставкой «Автосуши». Это не просто крупная сеть доставки роллов и пиццы в 25 городах России, у которой открыто 104 кафе, но и успешный франчайзер. Ты можешь запросто купить её франшизу и развивать в двадцати пяти городах, на которые она нацелена. А планы у компании наполеоновские — захватить страну и открыть более 100 заведений в Первопрестольной. Похвально для успешного бизнеса, который вот уже 9 лет стабильно развивается.

Покупать франшизу «Автосуши» выгодно хотя бы потому, что руководство берет на себя 80% задач по запуску бизнеса, занимается оборудованием помещения, обучает персонал и делает все, что необходимо для успешной работы.

Нас интересует то, как при столь жуткой конкуренции они вышли на такие роскошные показатели. Поэтому мы решили обсудить ключевые моменты, на которые особенно стоит обратить внимание. И это не взятые с потолка данные, а опыт успешной франшизы.

Где искать идею для бизнеса

Зачастую идеи приходят откуда их не ждешь. Лично Максима на открытие «Автосуши» вдохновил удачный пример знакомого: незамысловатая доставка еды, в которую было вложено немногим больше 300 тысяч рублей, окупила себя уже в первый месяц.

Меня долго не цепляла идея с общепитом, и я сопротивлялся своему будущему компаньону как мог. У меня были амбиции в компании «Связной», и на тот момент я даже не думал о собственном проекте, потому что увидел, как можно зарабатывать, оставаясь при этом наемным сотрудником. У меня был уже дважды печальный опыт своего дела в совсем юном возрасте, и повторять в третий раз этот опыт не было ну совсем никакого желания. Я только-только начал получать кайф от стабильности и всего, что с ней связано. А свое дело — это всегда риск. Это всегда хождение по краю.

Но планы резко изменила беседа с тем самым знакомым. Достаточно было сказать, сколько он зарабатывает в месяц, чтобы мысль открыть «Автосуши» стала идеей фикс.

Изучение рынка: глубокая подготовка или чистая вера?

Прежде чем открыть свое дело, нужно в первую очередь изучить рынок. Иначе твои попытки захватить бизнес будут казаться такими же смешными, как мечты наивного абитуриента о том, что ему открыты все дороги. Особенно нужно обратить внимание на негативные стороны рынка.

Рынок больше изучали в части его негатива. А если говорить о полном смысле этого слова, то изучением это назвать можно было разве что с большой натяжкой. Весь этот процесс тогда сводился к заказу в нескольких доставках и профессиональной оценке нашим будущим шеф-поваром того, что мы заказали. Именно тогда он перевернул наше сознание о том, что такое качество, как к нему относиться и каким оно должно быть. Дальше пошла монотонная работа по формированию уникального торгового предложения (УТП). Я изучил огромное количество отзывов в интернете о доставках Нижнего Новгорода. Обитал на разных форумах. И, когда собрал в одном месте всю информацию и систематизировал ее по определенным признакам, я в конечном итоге пришел к следующему: по сути, все сводится к маленьким порциям, высоким ценам и плохому сервису. И я не придумал ничего умнее, чем сделать большие порции и маленькие цены. Это стало и нашим УТП, и нашим слоганом. И еще не помню, первые мы были или нет в Нижнем Новгороде, но по ощущениям одни из тех, кто сделал онлайн-магазин по заказу суши. Нет, сайты были, но заказать через сайт в 2009 году было не у кого. По крайней мере, мы сколько не искали — найти не смогли.

Где взять начальный капитал

Некоторые считают, что без нескольких миллионов открывать свое дело бессмысленно. Но капитал «Автосуши» был крайне скромным — всего 750 тысяч рублей. Деньги на самом деле смешные даже для 2009 года. Этого едва хватило, чтобы открыть первое кафе, но все-таки хватило. Недостающую сумму взяли у инвестора. Поэтому, если на сберегательной книжке не так много, всегда можно найти заинтересованное лицо с достаточным количеством кэша в кармане.

Большую часть работы мы делали сами. Взял капитал у инвестора — его я нашел практически сразу — и познакомил с другом, который эту идею, собственно, и двигал долгое время. Так появилось трио!

Реализация проекта

Если ты ведешь бизнес с партнерами, то очень важно уже на первых этапах грамотно разграничить сферу деятельности. Желание держать все под контролем вполне оправданно, но подобное вмешательство только внесет хаос и неразбериху в деятельность.

Мы договорились, что я директор и вся операционная деятельность будет на мне, и они, как инвесторы, не вмешиваются. И начались суровые будни. Уже через 3 дня после открытия нужно было платить аванс, а через неделю — вторую аренду. Денег мне больше никто не дал за девять лет. Это были единственные 750 тысяч рублей, которые мы инвестировали в компанию. Поэтому у меня просто не было выбора.

Трудности и их решения

Мы не знали об общепите ничего. Мы не могли даже нагуглить поставщиков в Нижнем Новгороде и первое время возили все из Питера. Был полный информационный вакуум. Мы не знали ни одной нормы СЭС и ничего про Трудовой кодекс. Делали все по наитию и, как оказалось, не зря. Перфекционизм дал свои плоды, потому как действующее законодательство во многом само себе противоречило, а здравый смысл на определенном этапе победил. Может, конечно, не там искали, но что было, то было.

Трудности — это своего рода лакмусовая бумажка твоей профпригодности. От того, сможешь ты с ними разобраться или нет, зависит твой будущий успех. Все, что остается тебе, — это работать. Много, упорно, без выходных и отпусков. Как говорит Максим: «Приходили на работу раньше всех, а уходили позже». На алтарь успешности придется положить многое, например свой отпуск, время, проведенное с семьей.
Присоединиться к успеху «Автосуши»→

Взлеты и падения проекта, и как с ними справиться

Рано или поздно в любой, даже самой благополучной компании наступают смутные времена. И причина даже не в микроклимате команды, а в треклятых внешних факторах. Слышал про эмбарго, финансовый кризис, санкции и рост доллара? Именно они доставили проблем «Автосуши» в 14–15 годах — самое тяжелое время для компании. В такой ситуации они не задерживали зарплату персоналу и не перешли на сырье более низкого качества. С одной стороны, это похвально — удалось сохранить имидж и репутацию. Но с другой — все вышеперечисленное просто убило экономику компании.

Мы стали проедать запасы, пошли к поставщикам за отсрочками и стали заниматься всем. В этот период мы сфокусировались на внешних проблемах и совершенно перестали помнить про внутренние. И, как следствие, внешние проблемы породили внутренние. Розница стала неуправляемой и добавила нам массу проблем. Производство на этом фоне тоже решило стать оппозицией. Пришлось расстаться с большим количеством людей. И, по сути, начинать все заново.

В таком предкраховом состоянии «Автосуши» проработали почти год, устояли и не нарушили ни одного своего принципа. Возможно, если бы внутренним проблемам уделялось больше внимания, то многих жертв удалось бы избежать. Но с другой стороны, был приобретен бесценный опыт, а он всегда требует жертв.

После таких, мягко говоря, сложных ситуаций требуется большая встряска. В частности, Максим с подопечными обратились к одному бизнес-тренеру, поскольку встряска и новые знания нужны были всем, особенно руководству.

Может, это вовсе и не связанные вещи, но я предпочитаю думать, что именно тогда был главный сдвиг в сознании у каждого, кто принимал хоть какие-то решения в компании. Оставаться прежними было нельзя: мы умирали. И хорошо, что мы нашли в себе тогда силы признать это и средства для последующего роста.

Перспективы проекта

В самом начале перспективы у всех одинаковые. Взять хотя бы сферу, в которой работают «Автосуши». У каждого есть перспектива стать компанией номер один в мире. Просто кто-то доходит до этих границ, а кто-то умирает раньше. И это, опять же, сводится к таким банальным вещам, как твое трудолюбие.
Стать франчайзи «Автосуши» и «Автопицца»→

Борьба с конкурентами

Проблема многих начинающих предпринимателей в том, что они заведомо неправильно расставляют приоритеты, тратя время на бессмысленную ерунду. Например, на борьбу с конкурентами. Некоторые начинающие предприниматели настроены особенно агрессивно и приходят на рынок как на войну. Зачем? У «Автосуши» очень мудрый подход к своим конкурентам:

Тратьте энергию и деньги на то, чтобы стать лучшим, а не на то, чтобы замочить лучшего.

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)