1. Предложи альтернативу
Самый лучший способ сообщить плохую новость — это сделать так, чтобы на ней ваш разговор не закончился. Как-то не прикольно обрушивать на человека негативную информацию, а затем оставить его наедине со своими переживаниями и видом твоей отдаляющейся спины. Зато гораздо лучше, если есть такая возможность, предложить альтернативный исход разговора, в котором может быть заключено решение проблемы. Например, ты говоришь своему соседу по квартире о том, что скоро съезжаешь, но при этом добавляешь, что нашел другого человека на свое место. К сожалению, этот метод не всегда возможен, тем более что есть куда более существенные проблемы, чем потеря напарника по квартплате. Но даже если ты не можешь предложить решение проблемы в данный момент, то сгладить разговор чем-то позитивным не будет лишним.
2. Не оттягивай момент
Перед тем как сообщить человеку новость, не нужно добавлять к ней огромную преамбулу, чтобы плавно подойти к проблеме. Ты не киносценарий рассказываешь, где есть необходимая завязка конфликта. Таким образом ты доставишь дискомфорт не только своему собеседнику, но и себе. Если тебе необходимо сообщить коллеге, что его увольняют, то не надо перед этим рассказывать о положительной динамике на рынке труда и что он толковый парень и всегда сможет найти для себя работу. Ну а если ты хочешь расстаться со своей девушкой, то не вздумай перед этим выдавать получасовую тираду о преимуществах одинокой жизни — переходи сразу к делу. Любая смягчающая информация пускай последует потом. Но это не значит, что ты должен произносить информацию быстро, с механизированной интонацией робота, а после — выдохнуть, стирая пот со своего (и не только) лба. Твоя речь должна быть спокойной и степенной, ведь гораздо хуже, если нервничать будут оба. Если твой собеседник захочет прервать тебя, чтобы задать вопрос или что-то уточнить, то дай ему эту возможность.
Вежливые фразы при расставании, которые мы неправильно понимаем
3. Сопереживание не будет лишним
Да, новости бывают до того неприятными, что последующая попытка успокоить человека может показаться ему раздражающей. Сопереживание не должно быть неуместным или неестественным. Если у человека сгорел дом, вряд ли его успокоит твой совет «Ничего, построишь новый!». И уж тем более не сработает вариант перевода этой ситуации в шутку и попытку развеселить человека. Негативную информацию лучше сопроводить предложением помощи или дельным советом. Можно сказать, что ты попадал в похожую ситуацию, и пусть твой пример станет подтверждением решаемости проблемы. Но даже если ты не знаешь, как помочь человеку, то твой неравнодушный тон и эмоциональная поддержка смогут существенно снизить градус напряжения.
4. Выбери правильный момент
Не доставляй плохую новость небрежно и мимолетно. Выбери момент, когда слушатель будет наиболее восприимчив и когда ты сам сможешь подойти к этому вопросу более подготовленным. Если информацию нужно сообщить прямо сейчас, то скажи человеку, что у тебя к нему серьезный разговор. Тем самым ты установишь подходящий контекст для предстоящего диалога.
5. Больше конкретики
После того как ты сообщишь плохие новости, будет нелишним добавить какие-нибудь детали произошедшего. Человеку наверняка захочется получить более подробную информацию о причинах случившегося и о том, какие меры были предприняты, чтобы это предотвратить.
6. Думай о своей реакции
Часто бывает так, что негативную информацию отождествляют с теми, кто ее транслирует. Вряд ли найдутся люди, кто слышал в свой адрес больше претензий, чем сотрудники различных «горячих линий». Но зачастую не они виновны в проблемах их организаций. Поэтому если ты сообщаешь кому-то неприятное известие, то будь готов, что человек выльет свой негатив на тебя. В этом случае ты должен понимать, что его реакция скорее импульсивная, поэтому постарайся быть деликатным и не отвечать слишком резко. Лучше дать человеку понять, что твоей вины в произошедшем нет, и указать ему на бессмысленность его претензий.
7. Преподнести информацию под другим ракурсом
Это не всегда работает, но иногда негативное восприятие можно сгладить, если позволить человеку взглянуть на ситуацию более позитивно. Люди разные, и иногда их реакция не соответствует масштабу трагедии. Указав человеку на положительные стороны случившегося, порой ты можешь существенно облегчить ваш разговор. Например, если сотрудник ожидал повышения зарплаты на 20%, но получил лишь 15%, то его негатив можно сгладить словами о том, что 15 — это лучше, чем ничего. Главное, чтобы подобная аргументация была обоснованной и не выглядела как отмазка или отвлекающий фактор.
Комментарии
(0)