Как сохранить бизнес во время кризиса: 6 советов от юристов «Мосправо»

в избранное
партнерский материал

Сохранить бизнес и сделать его преуспевающим даже в обычное время довольно сложно. В условиях кризиса же любое неверное решение может привести к фатальным последствиям. Чтобы не допустить этого, мы совместно со специалистами юридической фирмы «Мосправо» составили несколько советов, которые помогут сохранить бизнес в этот непростой период.

1. Прими меры по защите коммерческой тайны

Во время кризиса и общего спада покупательской способности конкуренция между компаниями обостряется. Это вынуждает не самых благородных их представителей использовать грязные приемы — от агрессивной маркетинговой стратегии до промышленного шпионажа. Зависть к более успешным предпринимателям делает их ничуть не хуже Планктона, который пытается украсть секретную формулу крабсбургера. Если ты хочешь, чтобы твои конкуренты, как и Планктон, не достигли желаемого, стоит усилить меры сохранения коммерческой тайны.

КТ есть практически в любой компании, независимо от уровня и масштаба. Попав в чужие руки, она станет козырным тузом против тебя самого. Ценные разработки, бизнес-план, маркетинговая политика, производственные технологии — это и многое другое должно оставаться внутри твоего бизнеса. Для этого, как ни странно, нужно ввести упрощенный режим КТ.

Начни с составления перечня стратегически важной информации. Затем ограничь к ней доступ, доверив его только нескольким надежным сотрудникам; введи систему учета и включи в трудовые договоры пункты о неразглашении. Далее стоит позаботиться о физических носителях. Файлы должны быть сосредоточены на минимальном количестве устройств и защищаться паролем. Печатные варианты должны иметь соответствующую пометку и содержать ключевую информацию об обладателе.

2. Позаботься о безопасности персональных данных клиентов

Сейчас, когда практически все наши личные данные находятся в Сети, важно, чтобы они не попали в руки злоумышленников. Если твой сайт или систему взломают, а клиентские данные улетят в открытый доступ, тебя будут ждать огромные неприятности.

Сперва пострадавшие и разгневанные покупатели откажутся от твоих товаров или услуг. Одно это сильно пошатнет бизнес, лишив немалой части дохода. К тому же такие репутационные потери значительно усложнят поиск и привлечение новых клиентов. Далее последуют штрафы от государства, которые также ударят по сократившемуся бюджету. Финальным аккордом этого похоронного марша может стать групповой иск, издержки и штрафы которого могут привести к полному банкротству.

Для предотвращения утечки персональных данных клиентов нужно предпринять целый комплекс мер. Начни с разработки организационно-распорядительных документов, регламентирующих процесс получения, обработки, хранения и передачи клиентских данных. Это позволит выявить основные дыры, через которые информация может просочиться к злоумышленникам, и найти способы перекрыть их.

Решение этой проблемы может потребовать изменений внутренних бизнес-процессов и подхода к обработке данных. Более того, нужно пересмотреть партнерские соглашения с контрагентами и третьими лицами, чтобы полученная через тебя информация не утекала дальше. Если у компании есть сайт или приложение, которые содержат личные данные пользователя, то их стоит дополнительно обезопасить шифрованием, ввести промежуточный этап аутентификации, перейти на протоколы SSL или полностью переделать сайт, используя сложные языки программирования.

Важно инициировать обработку персональных данных согласно законодательным нормам. Так, например, если сделать это без согласия клиента, штраф составит 75 тысяч рублей. Но вряд ли для бизнеса это будет единичным случаем, а если ты соберешь данные ста пользователей, то сумма штрафа составит уже 7,5 миллионов. Другой пример — нарушение 152-ФЗ на тему локализации. Штраф может составить от 1 до 6 миллионов рублей, а за повторное нарушение — до 18 миллионов. «Фейсбук» и «Твиттер» уже оштрафовали по 4 миллиона каждый в феврале этого года. В момент кризиса для небольшой компании подобные проколы могут стать фатальными.

3. Защищай свою и проверяй чужую интеллектуальную собственность

Нарушение авторских прав и посягательство на интеллектуальную собственность может привести к постановлению о выплате штрафа до 5 миллионов рублей. И это только за одно нарушение. Если в ходе общей проверки обнаружатся и другие случаи, сумма будет расти в арифметической прогрессии.

Чтобы избежать этого, важно определить схему работы, исключающую несогласованное заимствование графики, текстов, фото, видео, софта. Более того, необходимо внимательно отбирать подрядчиков и фрилансеров, чтобы желание быстро разделаться с работой методом «Ctrl+C — Ctrl+V» не поставила под удар твою компанию. Заключай договор, прописывай четкое техническое задание и акты, которые в случае необходимости станут доказательством невиновности.

Если же деятельность твоей компании сопряжена с созданием уникального авторского контента, дизайна, программирования и так далее, стоит, наоборот, использовать закон в свою пользу. Правильное оформление трудовых и служебных документов с творческими работниками и самозанятыми поможет получить права на интеллектуальную собственность. Это нужно для того, чтобы обозленный работник не обвинил тебя в краже, а также чтобы отстаивать свои интересы в ситуациях с откровенным плагиатом.

Узнать больше о защите интеллектуальной собственности

4. Подумай о промышленной безопасности

Техника безопасности важна не только на крупных промышленных предприятиях, но и в офисе или работе с транспортными средствами. Если сотрудник или клиент получит травму или возникнет риск нанесения вреда жизни и здоровью, то вся ответственность ляжет на тебя. Поэтому следует проработать все аспекты безопасности исходя из особенностей твоего бизнеса: проводить инструктаж, следить за исправностью оборудования, противопожарными системами, наличием средств индивидуальной защиты и так далее.

Сформулировать все необходимые положения и предпринять нужные меры помогут ГОСТы и стандарты для разных отраслей. В них уже прописаны основные методы и требования, направленные на минимизацию травм и заболеваний, связанных с производством. Тут ты найдешь информацию о количестве огнетушителей, эксплуатации оборудования, пожарной безопасности, сроках периодических ремонтных работ, уровне освещения и вентиляции, а также спецодежде.

Если не предусмотреть этого, то в один прекрасный момент собственные сотрудники могут подать жалобу в Государственную инспекцию труда. В конце концов, именно ты несешь ответственность за здоровье и безопасность своих подчиненных, и относиться к ним как к расходному материалу неправильно. Тем более в такой ситуации больше самого бизнеса страдает только его владелец, ведь, помимо штрафов, ему может грозить уголовная ответственность.

5. Тщательно проверяй покупателей и поставщиков

Падения продаж в период кризиса не должны превращать бизнес в голодного хищника, которому всё равно, чем питаться. Продажи — это хорошо, но прежде чем радоваться, нужно проверить некоторые нюансы. В противном случае ты и твое дело понесете дополнительные убытки.

Наглядный пример — банкротство клиента или партнера. Ты получаешь объемный заказ на большую сумму, поставляешь товар, а покупатель объявляет себя банкротом. В таком случае ты потеряешь деньги с реализации товара. Также будет и с накопившимися долгами контрагента, которые тебе уже не выплатят.

Хотя в некоторых случаях могут быть последствия посерьезнее. Например, если у поставщика не было реальных средств для твоего подряда, тобой заинтересуется налоговая. Они заподозрят ваши компании в финансовых махинациях, инициализируют проверку. Дело может дойти до того, что деятельность бизнеса будет приостановлена на момент расследования, что в кризисной ситуации равно закрытию.

Узнать больше о разрешении споров о банкротстве

6. Следи за соответствием доходов и расходов

Если ты тратишь больше, чем зарабатываешь, возникает закономерный вопрос: откуда деньги? Твой дополнительный источник дохода может вообще не касаться компании, но налоговые инспекторы заинтересуются их происхождением и начнут «копать». Причем дело касается не только твоих личных расходов, но и расходов всей твоей семьи.

Поэтому, если у тебя действительно есть дополнительные источники дохода, нужно следить за соответствием декларируемых покупок. Какие бы миллионы ни залеживались у тебя в карманах, не стоит покупать себе огромную виллу, а через месяц — яхту, если по налоговым накладным бизнес приносит тебе 100 тысяч рублей в месяц.

Если ты не хочешь столкнуться ни с чем из вышеперечисленного, следует изначально выстраивать деятельность бизнеса в правовом ключе, соблюдая все законные требования. Поможет в этом юридическая фирма «Мосправо», занимающаяся комплексным юридическим сопровождением компаний, включая вопросы договорного, корпоративного, налогового и IT-права, а также сопровождением сделок с недвижимостью и судебными спорами.

За 11 лет существования фирма собрала команду компетентных специалистов в различных областях российского и международного права и наработала внушительное портфолио. Сотрудничая с «Мосправо», ты не будешь содержать целый штат собственных юристов, сведущих в различных направлениях. У тебя будет готовое решение по любому из возможных правовых вопросов.

Узнать больше о юридической фирме «Мосправо»