Образ жизни

Как шаурма из пищи
для бедных превратилась в культовый «свиток богов»

  • 9280
  • 0
  • Теодор Седин
Томимый изматывающим участием в бесконечном цикле мучений колеса Сансары, каждый среднестатистический гражданин со временем начинает искать отдушину — маленький плот, который увезет его подальше от разочарований; «прелесть», которая будет продлевать и наполнять его жизнь смыслом, как у Горлума. Кто-то выбирает наркотики, кто-то отдает предпочтение семье, а самых умных и, как оказывается, счастливых, судьба заводит в чудесные уличные храмы арабских богов, где желтозубый Алладин лихо скручивает божественный свиток, наполненный овощами, соусом, мясом и смыслом, а волоокая Шахерезада с усталой раздраженностью принимает гроши и с натянутой улыбкой желает приятного аппетита. И как только зубы прорывают подрумяненную пелену сухой лавашной кожи, когда сквозь отверстия от зубов в рот вытекает соусная кровь, когда богоподобная мешанина терзается зубами, душа пускается в пляс под пугающий микс из «хабиби» и любимой музыки. В голове, обезумевшей от вкуса, рождаются странные ассоциации и сравнения с сексом, приглашением на участие в «Поле чудес» — настолько это восхитительно.

Вот таким образом шаурма или, как говорят на языке оригинала: «شاورما», стала самым популярным, модным и обожествляемым блюдом прошлого года. Что странно, ибо шаурма оккупировала просторы нашей родины от Чухони до японских пределов сразу после развала СССР. Вот только раньше «шаву», как ее нежно называет выстроившаяся в очередь молодежь, было весьма стремно покупать. В народе ходили легенды о том, что мясо внутри на 100% состоит из невинной плоти уличных крысок, собачек и кошечек; не внушал доверия шаурмье с золотыми зубами, примитивным знанием русского языка и немытыми голыми руками, которыми он трогал лаваш сразу после денег. Дешевая и доступная еда для таксистов, бомжей и работников рынка. Формула сытного и здорового перекуса для тех, кто не хочет платить много. Но это раньше, а сейчас формулу распробовали, слово «шаверма» перестало ассоциироваться с поносом, и каждый хипстер расскажет, какую шавуху и где нужно брать. В очереди можно увидеть людей практически всех социальных слоев: от небогатых студентов до преподавателей и мажоров, от простых работяг до красивых девушек. Появились даже городские легенды о том, где именно можно найти якобы «настоящую», «лучшую» шавуху в городе, людям не лень проехать на другой конец города, чтобы попробовать «ту самую». Некоторые даже специально едут в Нижний Новгород, чтобы попробовать неофициально самую вкусную шаурму в России — легендарную шаурму на Средном, по слухам, немыслимо вкусную и невозможно большую. А во всех мало-мальски приличных сетевых забегаловках, помимо пустого и невкусного слова «ролл», стало фигурировать родное и теплое «шаурма». Некоторые из этих мест настолько элитны, что просят за свое блюдо почти 1000 рублей. У этого волшебного превращения из грязи в князи есть ряд простых причин.

Шаверма, шаурма, донер-кебаб, дюрюм, дюнер — всё это разные названия по сути одного и того же блюда. Так в разных странах называют жареное мясо с соусом и салатом, завернутое в лаваш или лепешку. Так, например, мексиканский буррито, армянский шашлык по-карски и главный конкурент шавермы в России и балканских странах — греческий гирос, напоминают между собой родственников, которые состоят в плохих отношениях друг с другом и тщательно отрицают родство.

Рецепт той самой шаурмы, которую мы имеем счастье вкушать, был изобретен относительно недавно, в 1972 году. Его создателем считается турок, проживавший в Германии, Кадыр Нурман. Он переработал традиционный рецепт кебаба. С легкой руки повара, который построил на производстве шаурмы свой бизнес, рецепт разошелся по всему свету.

Особенности приготовления блюда заключались в специально приготовленном лаваше или лепешке и в правильной обжарке мяса. Для наполнения использовались нашинкованные овощи и соус. Мясо использовалось разнообразно, но чаще всего в лаваш попадали говядина, филе курицы или индюшки.

Бургеры достали

Полярность и разнообразие фаст-фуда растут с геометрической прогрессией, что конечно, не может не радовать. Ибо за 26 лет с того момента, как ассортимент перестал ограничиваться сосиской в тесте, чебуреком и хачапури, все порядком устали от, казалось бы, вечно культовых гамбургеров. Одно время царствовали булки с котлетой посередине, затем пицца, затем суши. Всё надоело, пришло время для чего-то нового, искреннего и недорогого. А всё новое — это, как оказалось, презренное старое.

Растет качество санитарных норм

Шаурма всё еще делается немытыми людьми, которые своими грязными руками закручивают несвежее мясо в бесформенные листы. Но вместе с тем полно ухоженных забегаловок, в которых всё как положено: один крутит, другой принимает деньги и оформляет заказ. Это бизнес: с отчетностью, контролем и даже определенной культурой. Понимая, что хамство больше не в чести, хозяева точек теперь следят и за гигиеной, и за качеством и даже не забывают о рекламе и культуре общения с клиентом. После такого к шаурме относишься как к пище благородной, а не как к свитку диареи. А нужно всего-то поставить кассира, который не будет к ней прикасаться, чтобы все посчитали, что мясо в шаурме благородного происхождения.

Вкус и удобство

И все-таки она бы не была такой культовой, если бы не была такой вкусной и удобной. Даже несмотря на то, что не всякая шаурма напоминает ангельский поцелуй, и некоторая слишком сухая, в некоторой неравномерно распределена начинка, в некоторой вместо мяса хрящи и прожилки, а некоторая разваливается в руках, она очень редко разочаровывает. Особенно сытностью. Съесть две шаурмы подряд — занятие из разряда мифов. И в придачу к сытности, она сама по себе очень удобна. И по форме, и по содержанию, и по сути. У некоторых один такой «рулон счастья» заменяет полноценный обед. В конце концов, это хлеб с мясом и салатом, что само по себе вкусно. А тут оно искусно закручено заботливым жокеем, так что не нужно ни тарелок, ни столовых приборов — иди и грызи себе стильный свиток.

Место в культуре

И все-таки ничто не популяризует пищу так, как культура. И пример шаурмы уникален. По сути, это первое блюдо, которое стало культовым благодаря интернету, без рекламы и телевидения. То есть шаверма — во всех отношениях блюдо будущего, сумевшее раскрутиться без продюсеров и дополнительных вливаний. А дело обстояло следующим образом.
Не секрет, что фанаты пищи восточных богов имеют такую привычку, как пробовать шаурму в разных местах и таким образом находить лучшую, идеальную, тот самый идеальный рецепт, золотую формулу, воспетую Эриком Клэптоном («You're so beautiful»). Говорят, что Scorpions в песне «Send Me an Angel» («Here I am. Will you send me an angel?») подразумевали именно самый лучший рецепт. Но вернемся к шаурменным сталкерам, которые готовы обойти весь город в поисках священного грааля с курицей или свининой. Безобидная любознательность, благодаря соцсетям и искреннему желанию помочь собрату (взаимовыручка у любителей шаурмы на высшем уровне)? со временем переросла в культ. Всё началось с соцсетей. Во «ВКонтакте» начали массово появляться специальные группы, в которых фанаты мяса в лаваше публикуют обзоры на блюда, опробованные ими в самых разных местах. Постепенно вырабатывается специальный сленг и то, что начиналось как шутка, стало увлечением тысяч людей. Но если здесь глум перерос в нечто относительно серьезное, то по закону вселенной где-то ситуация с популярностью шаурмы должна дойти до крайних пределов здорового идиотизма. Так и случилось после появления паблика «Красивые девушки и шаурма». За два с лишним месяца на него подписались 22 тысячи человек, о странице написали российские и зарубежные СМИ, а количество постов перевалило за тысячу. Парадокс, но такая тяжелая и, казалось бы, совсем не женственная еда, пользуется большой любовью у представительниц прекрасной половины человечества.

За рубежом тренд на лучшее из блюд не остался незамеченным. Но любовь к восточной кухне вызвала у них жуткие опасения: а не является ли это всё частью путинской пропаганды, направленной на вытеснение крупных западных сетей джанк-фуда из России?

Некоторые издания серьезно написали о «шаурменном ударе по гамбургеру», но если бы эти глупцы имели вкус, они бы поняли, что любовь между пищей и народом взаимна и не навязана.

Но вклад пабликов в правое дело возвышения шавермы над остальными блюдами мизерный по сравнению с тем, что сделал для нее известный блогер, алкоголик, с недавних пор репер и просто хороший человек Юрий Хованский. Его шоу «Шаверма-патруль», в котором он со своими товарищами Кузьмой Гридиным и Максимом Богачевым патрулирует улицы неофициальной шаурмянной столицы России (именно такой титул, помимо званий «город-герой» и «культурная столица» носит город Санкт-Петербург) в поисках лучшей, набирает сотни тысяч просмотров. Что заставляет неотрывно смотреть на жующих шаурму парней и серьезно о ней рассуждающих, сказать сложно. Тут у каждого возникнут свои причины. Но теперь имя Хованского неразрывно связано с этим блюдом, и некоторыми он почитается как гуру божественных свитков. Одно можно сказать точно: с момента выхода шоу, толпы школьников, облепивших ларьки и кричащих: «С курицей!», «Со свининой!», выросли в несколько раз. Еще одним мерилом культовости является меметичность вещи или человека. После выхода «Шаверма-патруля» резко увеличилось количество шуток типа: «Я, конечно, не идеал, но и ты не шаурма», или картинок, где шаурма изображена как идеальный компонент романтического свидания. Старт дан, и венчает его самая трогательная композиция о взаимной любви, посвященная свитку из загадочного города Кулебаки. Если у пищи есть свой гимн — значит, она объединит народы и поведет нас в бой против пустого и порочного.

Никого не раздражает

И вот ведь какое дело: вступив в пору своей культовости, она еще никому не надоела. В отличие от вейперов, подкатанных джинсов и бороды. Всё потому, что шаурма еще никому не доставляла дискомфорт — она универсальна и способна найти подход к каждому. Ее аромат манит, а не вызывает удушье, ее пар согревает душу, а не заставляет астматиков кашлять, ее может позволить себе каждый. Она настраивает на дружеский лад, создает атмосферу уюта и тепла и учит вежливости. Потому что еще ни один любитель шаурмы не пытался убедить любителя гирос в том, что шаурма лучше.

Любовь к восточной кухне

На самом деле так уж исторически сложилось, что нам, народу, расположенному на стыке Европы и Азии, всегда были по душе блюда восточной кухни. Плов, пельмени, шашлык, хаш — эти выходцы из иноземных кухонь сделали наш рацион богаче и вкуснее, без них сложно представить классическую домашнюю кухню. К шаурме мы привыкали больше 20 лет, и сейчас просто настал тот момент, когда она заняла полноценное место в рационе большинства жителей страны. Но такова специфика времени — ничто популярное не избегает глумливого, ироничного взгляда общества.