Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Как сделать бизнес успешнее с помощью digital-технологий

Предприниматели с действующим бизнесом задаются вопросом: что нужно бизнесу, чтобы он стал проще и прибыльнее? Как повысить его эффективность? Как ни странно, ответ очень прост: digital-технологии.

Под этим понятием мы подразумеваем весь спектр возможностей, которые дает IT-индустрия: оцифровка материальных носителей, автоматизация бизнес-процессов, замена ручного труда программами, роботизация, внедрение информационной инфраструктуры, обновление морально устаревшего ПО и т. д.

Руководители как небольших компаний, так и огромных предприятий зачастую не знают или не понимают, что все старые схемы работы можно изменить, улучшить и автоматизировать. Что бизнес в принципе способен работать на ином фундаменте. В итоге предприятие либо теряет деньги, либо теряет рынок на фоне более продвинутых конкурентов.

Интернет, веб-сайты, сервисы и мобильные приложения давно и прочно вошли в нашу жизнь, и никого этим уже не удивить. Скорее наоборот: удивляет отсутствие интернет-магазина, а впоследствии и удобного мобильного приложения у более-менее популярной точки продаж.

В это же самое время для многих остается секретом, что разработка электронных устройств для промышленной или домашней автоматизации уже доступна как малому бизнесу, так и частным лицам.

Автоматизировать работу склада, станка или целого конвейера; обучить весы считать % жира и вести статистику в облаке либо кофемашину — вести подсчет выпитого кофе и расход зерна, контролировать температуру подаваемой воды. C использованием современных технологий и предлагаемых универсальных контроллеров это проще простого благодаря концепции IoT — интернета вещей.

Обо всем этом мы поговорили с очень крутыми ребятами из студии Cimpleo. Это профессиональная команда разработчиков, способных оцифровать абсолютно любую задачу, процесс или даже идею. Мобильные приложения, интернет-торговля, домашняя и промышленная автоматизация, веб-сервисы, IoT — все это их стихия.

Какие задачи решает команда Cimpleo, зачем это все вообще нужно и как выглядит разработка программных продуктов изнутри? На наши вопросы ответил CEO компании Андрей Kожухов.

Андрей КожуховCEO CimpleO
Instagram: @akozhuhov

 

Ваша команда создает решения для бизнеса и стартапов более 6 лет. В каких сферах деятельности вам приходилось работать?

Проекты и сферы за эти годы были самые разные: от приложения для диетологов, интернет-магазина и социальной сети до портала банка и процессинг-сервиса целой платежной системы.

Наиболее масштабные и интересные проекты, как правило, связаны с крупным бизнесом — логистикой, нефтянкой, банками, медиа, авиакомпаниями. Довелось поработать и с нашими нефтяниками, и с американскими.

С этими же проектами обычно связано и большинство проблем бесконечных согласований и «сломанных телефонов» на всех уровнях, но, возможно, именно благодаря этому опыту мы готовы выпускать проекты мирового уровня и любого масштаба, зачастую предвидя проблему еще до ее возникновения.

Сейчас большой интерес у нас вызывает сфера интернета вещей. Я считаю, что именно на стыке технологий и окружающих нас предметов и лежит огромная ниша для нереализованных идей и стартапов. Самое классное в этом то, что автоматизировать можно практически всё, в любой сфере и на любом предприятии.

Есть стойкое ощущение, что владельцы компаний старше 35–40 лет совершенно не понимают IT-сферу в целом и то, чем она может помочь бизнесу. Можете привести наиболее показательные примеры внедрения ПО и автоматизации?

Я бы не был столь категоричен. Тут скорее все зависит от личного опыта и готовности отказаться от привычных процессов. Из примеров могу вспомнить систему автоматизации отдела продаж и склада ирландской компании, занимающейся оптовой продажей множества позиций — от расходников для офисной техники до целых контейнеров с утопленными айфонами в неизвестном состоянии.

Ранее сделки с клиентами совершались следующим образом. Предложения рассылались в виде многостраничных excel-таблиц, в которых клиент заполнял поля количества и цены, если не согласен с предложенной, после чего все это вручную обрабатывалось и отправлялось назад. И так до бесконечности. В ходе торгов выяснялось, что часть позиций уже продана, но появились новые похожие.

Внедренная система вела учет всех заявок и для каждой следующей устанавливала увеличенную цену, учитывала «ценность» клиента и предыдущие цены продажи конкретных позиций конкретному клиенту, закладывала в цену стоимость хранения позиции на складе. В результате процесс торгов был практически полностью автоматизирован, помощь оператора требовалась только в том случае, если предложенная клиентом цена значительно отличалась от нашей и других заявок на эту позицию не было. При совершении сделки система создавала заявку для работников склада на формирование заказа, вызывала курьера UPS и позволяла распечатать наклейки с трекинг-номерами для каждой коробки.

Для реализации некоторых возможностей нам пришлось сотрудничать с самой UPS, так как на тот момент их API позволяло не все либо не так, как нам бы этого хотелось. Это заняло значительное время.

Но при этом не стоит забывать, что технологии и автоматизация — это всего лишь инструмент, и только от грамотного его использования зависят результаты. «Серебряной пули» мы пока еще не разработали. Но зато можем перечислить сферы применений концепции IoT, в которых мы успешно работаем:

«Умные дома». За относительно небольшие деньги можно построить свой «умный дом», который будет следить за энергосбережением, за открытыми окнами и дверьми, электроустройствами, наблюдать за перемещением детей, гостей или животных в доме и на улице, оповещать о проникновениях и так далее. Можно автоматизировать и оптимизировать использование ресурсов, уборку, контролировать качество воды и воздуха, отопление, вентиляцию, освещение, климат, безопасность.

Город. Городской транспорт с датчиками перемещения, мусорные баки с датчиками наполнения,
планирование маршрутов транспорта на основании данных о перемещении людей по городу,
видеонаблюдение, контроль за уровнем воды в водоемах, датчики шума и загрязнения.

Транспорт. Современный управляемый автомобиль с датчиками для анализа состояния системы и быстрой диагностики — это уже реальность, а не очередной вымысел писателя-фантаста. Удаленный мониторинг, реализация fleet managment для любого класса транспорта (UBER-подобные системы), UBI-страхование, сервисы технического обслуживания, оптимизированная страховка.

Торговля и финансовые услуги. IoT для розничной торговли — это инструмент, который дает возможность повысить эффективность бизнеса, изучить поведение покупателя и создать новые бизнес-модели.

Решения для автоматической передачи и анализа данных с POS-терминалов, включая виртуальные:

— управление запасами домохозяйств как сервис;
— автокассы;
— оптимизация раскладки товара;
— умные CRM.

Индустриальный интернет вещей. Сюда входят такие сферы, как сельское хозяйство, машиностроение, кузницы, производство в целом. Возможна полная автоматизация работы таких предприятий — от создания распределенных систем управления активами, персоналом и парком оборудования до мониторинга всех производственных процессов. Обработка лесов, автоматизированные системы вегетации агрокультур, лесо- и недропользование, беспилотные тракторы и летательные аппараты.

Медицина. Медицинские приборы, подключенные к интернету, позволяют не только экономить на лечении, предотвращая серьезные осложнения, но и спасать жизни, так как система может оповещать врача, если показатели пациента слишком плохи или он не сделал их измерение вовремя.

Если обобщить, то в текущих реалиях возможны абсолютно любые системы для анализа и обработки любых данных, автоматизация всех процессов, где не требуется участие человека (т. е. там, где не нужен креатив и творческий подход).

Что скажете насчет стартапов? Что нужно знать их основателям, с чем они не ожидают столкнуться, почему не выстреливают? Несколько советов от вашей команды.

Мы бы не стали выделять стартапы в отдельную категорию. Для любого предприятия внедрение новых технологий — это своего рода стартап: либо отобьется, либо нет. Не стоит забывать, что любой стартап — это такой же бизнес с просчитанным бизнес-планом и путем развития.

На мой взгляд, главная проблема большинства клиентов без действующей системы продаж — попытка предусмотреть и придумать все на старте, вложить все деньги в реализацию идей и функционала, которые, возможно, рынку и не нужны, еще до запуска проекта. Часто это приводит к тому, что проект просто ходит по кругу бесконечных переделок. Мне известен случай из практики коллег, когда молодой стартап из США настолько увлекся проработкой ТЗ, дизайном мобильных приложений, веб-сайта и маркетинг-китов, что в течение пары лет оплачивал работу дизайнеров и системных-архитекторов, начиная каждый раз с нуля в поисках «идеала». На этом бюджет и закончился — никакой, даже MVP-реализации проект не увидел.

Моя рекомендация не меняется уже много лет: начните с малого, определите ключевой функционал, который позволит продавать продукт, и реализуйте в первую очередь его. У данного подхода есть множество модных названий — Scrum, Lean, Agile, но основная идея остается прежней: определите главное, запустите, попробуйте продать и только после этого продолжайте доработку всех своих идей. Чем раньше вы получите обратную связь от рынка, тем меньше времени и денег вложите в функциональность, которая не несет видимого эффекта.

Вы упомянули MVP, Scrum. Если абстрактно, то как выглядит работа над проектом с помощью этих «штук». Какую роль играет заказчик?

Если вкратце, то работа над таким проектом идет через максимальное упрощение на старте. Отказываемся от всего, что не является ключевым функционалом: дизайн, избыточная автоматизация, отказоустойчивость и масштабируемость. Главная цель — выпустить за минимальный срок продукт, который просто работает. И сразу начать его обкатку в реальной работе. Будь это приложение, веб-сервис или электронный компонент. Все предположения и догадки аналитиков ничего не стоят в сравнении с проверкой «боем».

После запуска MVP начинается этап итеративной разработки: задачи приоритезируются, оцениваются, и их реализация разбивается на итерации (как правило 2–4 недели), в конце каждой из которых работающий MVP дополняется новым функционалом. На протяжении итерации никакие работы над работающим MVP не ведутся, вероятность сбоя снижается. Хорошей практикой считаю использование таких обновлений в качестве мощного инфоповода для публикации новостей или рассылок. Разумеется, бывают и сбои. Тогда задача переносится в следующую итерацию.

Только представьте: запустить первую версию проекта с оптимальной стоимостью и сроками, экономить время и деньги на старте, начать получать прибыль от проекта уже сейчас, а не через год бесконечных доработок и изменений. После чего продолжить развивать проект шаг за шагом, наращивая функционал с каждой итерацией, расширяя публику через новости и рассылки о каждом значимом обновлении.

Нанимать в штат сотрудников-разработчиков VS обратиться к вам. Плюсы и минусы

Для каких-то задач это может быть и оправданно. Но если мы не говорим о создании сайта-визитки, то нанять придется целый отдел и поставить в нем процессы — без должной квалификации вы попросту не сможете выстроить и контролировать работу такого отдела. Если бы это было просто или экономически целесообразно, то, наверное, мы остались бы без работы.

Если подытожить, я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Если ваш бизнес — строительство, то незачем самостоятельно заниматься смс-рассылками, дизайном буклетов или программной разработкой. Доверьтесь профессионалам, как кто-то доверяется вам.

На случай если нас читают люди в теме: какой стек технологий используете и добавляете ли в него новые, если требуется?

Работать приходится в очень широком стеке, зачастую к нам обращаются компании с существующим проектом, требующим доработки/переработки. Такие же технологические компании, решившие отдать разработку на аутсорс. В таких ситуациях работаем с тем, с чем приходится: расширяем собственную экспертизу либо привлекаем экспертов в команду.

В собственных проектах, как правило, используем Laravel, Drupal, WordPress, Angular и React для веба, React Native для мобильных платформ, бэкенд пишем на PHP либо NodeJS. Для IоT используем семейства контроллеров Atmel, ESP32/8266 и MSP430.

Продукт готов. Что дальше?

Ха, если продукт готов — значит, скорее всего, продукт мертв. Что касается пострелизной поддержки — разумеется, мы ее оказываем. Очень редко работа заканчивается в момент релиза. Если проект выстреливает — он переходит в ongoing-разработку. С большинством проектов мы сотрудничаем годами, проходя вместе с ними через все успехи и неудачи, по сути становясь единой командой.

В заключение скажу, что предпринимателям и владельцам компаний стоит уделять больше времени IT-вопросам, иначе это сделают конкуренты. Для тех же, кто на данный момент располагает лишь идеей продукта или услуги, могу сказать, что любые идеи, даже самые безумные, можно построить на базе digital-технологий, а это как раз по нашей части.

Зачастую после запуска MVP по прошествии 1–2 месяцев у многих меняется видение и цели проекта, так как становится очевидно то, что действительно требуется рынку. По результатам аналитики прототипа мы составляем дальнейший план работ по развитию проекта и переходим к напряженной технической работе. И это интересный процесс не только для нас, но и для заказчика, ведь именно его видение и идеи в итоге получают программное и аппаратное воплощение.

Заказать разработку →

CimpleO+7(3812)35-37-81
e-mail: hello@cimpleo.com
Skype: cimpleo
Instagram: @cimpleo

 

Читать также:

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)