Образ жизни
30 ноября, 2013

Как просрать выходные #18: играть в настольные ролевые игры в плохой компании

Настольные ролевые игры — отличный способ провести с пользой, весельем и интересом как пару вечеров, так и целые выходные. К сожалению, про такой вид развлечений знают далеко не все. К еще большему сожалению, многие люди ничего не знают о настольных ролевых играх, а пользуются стереотипными представлениями об их любителях как о группке прыщавых задротов, которые сидят вокруг стола и фантазируют, что они прекрасные рыцари, которые убивают драконов. На деле, если утрировать и объяснять для ничего не ведающего человека, ролевые настольные игры — это смесь «Мафии», обычных настольных игр и компьютерных игр, за исключением одного факта: они появились ГОРАЗДО раньше всех этих трех явлений (хотя, говорят, в «Мафию» при советах играли). Первая настольная ролевая игра Dungeons&Dragons появилась в начале 1970 года, созданная буквально с нуля на основе военно-тактических игр с миниатюрами.

Гарри Гигакс

Создана она была классным и умным чуваком Гарри Гигаксом, который разработал не только правила, но и много чего еще, пошел в гору, стал известным писателем и кумиром многих и многих людей. Собственно, ролевые игры: компьютерные, настольные, полевые — появились как явление именно благодаря ему (даже за те, которые в постели, мы тоже должны сказать ему спасибо). Переизданная версия правил Dungeons&Dragons в 1977 году разошлась по миру тиражом в 8,5 миллионов копий. Подобное раньше удавалось только «Монополии». Явление стало пугающе популярным, и на него даже начали гонения религиозные организации. По правилам, мирам и вселенным игры создавались фильмы, комиксы и компьютерные игры. Игра переиздавались множество раз, на данный момент мир ждет пятую редакцию, но самой удачной автор считает версию 3,5, по которой играет большинство людей на планете. В этой статье я возьму ее за образец, потому что знаю ее лучше, чем World of Darkness, GURPS и прочие. И еще она классная.

Г. Гигакс был даже в «Футураме»

Что тебе понадобится для игры:

Что это вообще такое?


Как я уже писал выше, это настольная игра, в которой можно делать все, что душе угодно. Но если в настольной игре ты всего лишь пешка без личности, а в компьютерной — набор пикселей с численными характеристиками, то в ролевой игре ты персонаж с определенными чертами, характером, особенностями и умениями. Если в компьютерной игре тебе никогда не потребуется навык «готовка», потому что в большинстве игр персонажи не едят, в ролевой игре тебе он вполне может пригодиться, поскольку тебе нужно будет следить за тем, ест ли персонаж, выспался ли он и какое у него настроение.

Для начала игрок создает персонажа, которым он будет играть. В большинстве ролевых игр, особенно как раз в редакции Dungeons&Dragons 3,5, главная задача — достаточно реалистично смоделировать реальность фантастического и фэнтези-мира (а можно и реального, но с особенностями — почему бы и нет?). Персонаж — это как живой человек, у него тоже есть ряд особенностей: профессия (или несколько), мировоззрение (не просто добрый, нейтральный и злой, а еще куча дополнительных градаций), личностные качества, физические качества, умения и знания. Все особенности персонажа выражаются числовыми характеристиками, которые вполне можно перенести на реальную жизнь, чтобы понять, «много» это или «мало». В Dungeons&Dragons 3,5 есть шесть основных характеристик: сила, ловкость, интеллект, мудрость, телосложение и харизма. Как определить эти характеристики? Нужно кидать кубики, чтобы понять, какими характеристиками наградила судьба твоего героя. Кубики для настольных игр могут перевернуть представление любого человека о кубиках вообще, потому что в наборе есть кубы от 2 граней (монетка) до сотни. Поскольку это многогранники, а не кубики, игроки называют их дайсами (от английского dice — игральные кости).

Весь процесс игры представляет собой обмен репликами между мастером и игроками. Игроки заявляют любое (здесь полная свобода!) действие, мастер оценивает, насколько оно имеет право на жизнь, придумывает историю, отыгрывает неигровых персонажей, придумывает им реплики и изобретает любые способы, чтобы игрокам было интересно играть. Хороший талантливый мастер может придумать с нуля красочную историю с кучей интересных поворотов сюжета, интересные ситуации и сложных, но не слишком, врагов. Хорошая компания игроков, которые успешно отыгрывают свои роли, может скрасить вечер таким образом, что ты не заметишь, как прошло восемь часов! Задача мастера — придумать серьезное испытание и хороший сюжет, задача игроков — отыграть характеры своих персонажей, пройти все испытания, получить удовольствие и не умереть (в игре, конечно).

Как можно это все испортить?

Как и любое хорошее препровождение времени, настольную ролевку можно легко испортить. Каким образом? Я тебе расскажу.

Своеобразный контингент с психическими нарушениями

В ролевые игры играют разные люди. Обычно это хобби: поиграл, поприкалывался, изображая сурового варвара, решил сложные задачи мастера и вернулся к своей обычной рутине, хорошо проведя время на выходных. Но хуже всего, когда ты попадаешь в компанию игроков, которые буквально живут в придуманных мирах. Это немного пугает. В начале 90-х существовало своеобразное движение толкинистов, которые на полном серьезе считали себя эльфами, гномами и прочим фэнтези-сбродом. Эти ребята практически из одной оперы. Для них ролевые игры — способ уйти от реальности, в которой их ожидает только некрасивая женщина, редкие заработки и отсутствие перспектив. Все, что у них есть — выдуманная реальность, к которой они относятся… болезненно. Такие ребята порядком портят имидж обычного хобби, которое ничем не отличается от покатушек на велике или изготовлению мебели. Очень часто они считают неролевиков темными, скучными, унылыми и ничтожными людишками — так поступают все те, которые считают свое хобби элитарным. Играть с такими ребятами как-то неловко. Они странные!

Малолетки

Если малолетки открывают книжки правил любой нормальной ролевой игры, они испытывают примерно то же, что и глупенькая одухотворенная девушка, открывающая книжку Юнга, Шопенгауэра или Фейербаха. Сама книжка большая и полновесная, что уже само по себе пугает, а обилие на самом деле простой математики, частных случаев и прочей ерунды, которая при желании легко запоминается, заставляет школьников испытывать ужасную попаболь. В результате они придумывают свои системы, в которые невозможно нормально играть. Как человек с каким-никаким опытом, могу сказать с уверенностью: 90 процентов всех самопальных систем — полное говно. А знаешь почему? Потому что есть нормальные, придуманные профессионалами высокого класса системы, которые не только логичны, но и не допускают бессмысленных ошибок. Пример стандартной ошибки: невозможность совершить самое простое действие, если персонаж специально не тренировал этот навык, вкладывая в него очки характеристик. Грубо говоря, ты не можешь положить гранату, если ты никогда не вкладывал очки в навык «положить гранату». Бред, короче! Школьники, либо книжки читайте, либо валите отсюда!

Мастер козел

От мастера зависит то, как будет идти игра. На самом деле быть им непросто. Если ты захочешь организовать игру, чтобы порадовать своих друзей, у тебя, во-первых, должны быть базовые организаторские навыки. Во-вторых, ты должен хорошо знать правила игр, частные случаи и некоторые особенности. В-третьих, тебе нужно придумать историю, но это не так уж и страшно, ведь профессиональные писатели пишут модули на игры, где подробно расписана история, все ситуации, характеристики неигровых персонажей, реплики и все частные случаи, которые могут произойти с игроками во время истории. Некоторые модули, если честно, очень интересно читать как литературные произведения. Последнее, что нужно знать: не стесняться отыгрывать разных персонажей. На жизненном пути компании героев (или злодеев) встретился мудрый старик, куртизанка, странный робот или хитрый эльф-цыган? Попробуй отыграть его как можно более похоже, не стесняйся, на деле это весело. Хороших мастеров игроки настолько любят, что при мне был случай, когда одному очень хорошему мастеру и интересному человеку оплатили дорогу из другого города и проживание, чтобы он только приехал и всех поводил.

Если мастер козел — пиши пропало. Этот чувак может жизнь положить на то, чтобы самореализоваться за счет унижения несчастных игроков, ставя их в безвыходные ситуации, убивая и всячески глумясь. Этот человек делает все, чтобы ему было интересно играть, выливая на игроков ушат своих комплексов. Иногда он не знает правил, а игрокам приходится объяснять ему самые банальные ситуации. Такой мастер любит все запрещать и не давать игрокам продохнуть, то помещая их на рельсы сюжета, то не давая им какой-то сюжетной линии. Другое дело, когда мастер — унылый, а его игра представляет собой бесконечные бои без возможностей поговорить с неигровыми персонажами мира.

Неудачные игроки

Хорошие игроки могут вытянуть самый скучный сюжет и выйти из любой ситуации победителями. Они могут порадовать окружающих оригинальными решениями, отличными характерами, классными шутками и умением быстро реагировать на происходящее. Чуваки, которые отлично отыгрывают свои роли, тоже очень радуют как друг друга, так и мастера.

Но хуже всего, если игроки неудачные. Если кто-то не знает правил — это одно, но если кто-то не знает самых банальных основ, это жопа, товарищи! Иногда кто-то приводит на игру свою девушку или парня, который не в теме, и они все равно пытаются играть. Этот чувак сидит в углу, с удивлением смотрит на все происходящее или ковыряется в телефоне. Когда приходит его очередь ходить, он с удивлением осматривает игроков или поле боя, а потом пытается вникнуть в процесс. Но иногда новички очень удачно вписываются в игру.

Есть люди, которые отыгрывают свои роли плохо или вообще не отыгрывают. «Я бью вот этого воина» или «Я лечу вот этого союзника» — вот приблизительный набор реплик, которые от него можно услышать. Играть с ними скучно, ведь они просто хотят компьютерную игру, но без компьютеров.

Манчкины, наверное, худшие люди, которые могут встретиться тебе в игре. Эти ребята хотят обмануть систему, обмануть правила, выигрывать всех вокруг с огромным счетом и делать из своего персонажа машину для убийств. Они не играют для удовольствия, они играют для того, чтобы показать всем, что они лучшие. А в этой игре нет подсчетов, потому что она командная.

В заключение добавлю: поначалу я думал, что ролевые настольные игры — это полная бредятина. Сидят взрослые люди вокруг стола, рисуют карты, кидают кубики, передвигают фигурки, спорят, пытаются обмануть мастера, решить разные ситуации. Ты постоянно слышишь что-то типа «Я ломаю эту дверь плечом», а другой чувак отвечает ему «Кидай кубики, но у тебя повышенная сложность, потому что тебе недавно повредили плечо» и думаешь, что это какая-то неправильная фигня, потому что в этой комнате нет двери, которую кто-то будет выламывать, а есть группа людей, которые заявляют действия. Но стоит начать включить фантазию, и ты понимаешь, что это то же самое, что читать книжки и играть в разные игры, хорошее коллективное хобби, которое при наличии нормального коллектива игроков может сделать твои выходные, а при наличии плохих — просрать их так, что больше возвращаться к настолкам не будет никакого желания.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: