Когда ты летал, чувак, тебя наверняка хоть раз посещала мысль вроде: «А что, если с пилотом вдруг что-то случится? Как посадить эту штуковину? Что мне вообще делать?» Или, с адаптацией к нынешней моде: «Что если террористы захватят самолет, и мне нужно будет вести себя как Чак Норрис и обезвредить этого говнюка?»
Да ты, чувак, герой! Ты прав: если с пилотом что-то приключится, кому-то придется садить самолет. Расслабься, это не так тяжело, как может показаться на первый взгляд. Несколько простых манипуляций — и ты уже на земле, в целости и сохранности, главный герой пресс-конференций, герой с газетных фотографий!
Поддерживать управление самолетом (прямо и ровно)
Как только ты попадешь в кабину пилота, по возможности займи место слева — там обыно сидит капитан. С этого места открывается более легкий доступ к некоторым инструментам управления полетом. Однако большинство рычагов и кнопок доступны с обоих сидений.
Как только ты сядешь в кресло, глубоко вздохни и посмотри, каков курс самолета: он идет вниз (ты видишь больше земли, чем неба), вверх, поворачивает или что там еще. Если самолет летит прямо и ровно, ничего не трогай, автопилот со всем справится и без тебя. Однако если самолет приближается к земле или поворачивает, тебе нужно будет выровнять курс, чтобы лететь дальше по прямой. Тут всё прямо как в видеоиграх: потяни на себя штурвал, чтобы поднять самолет, нажми вперед, чтобы снизиться, и поворачивай влево или вправо, чтобы самолет летел влево или вправо.
Если вокруг облака и ты не можешь сказать, как движется самолет, используй автогоризонт (также его называют искусственный горизонт). Это инструмент, который дает представление об положении самолета между небом и землей. Если в самолете есть такая штука, то велика вероятность, что она будет расположена на дисплее прямо перед тобой. W-образная фигурка в середине означает крылья самолета, коричневое поле изображает землю, а синее — небо. Так что если ты видишь, что синее с коричневым поля равны друг другу, это значит, что с траекторией всё в порядке. Если ты видишь что-то другое, скорректируй направление полета, чтобы в итоге синее поле равнялось коричневому.
Свяжись по радиосвязи
Итак, самолет под контролем, и следующий твой шаг — связаться со службой организации воздушного движения, обрисовать ситуацию и попросить о помощи. В большинстве самолетов микрофон радиосвязи расположен прямо на штурвале, где обычно располагается указательный палец, когда ты просто держишь штурвал. Проблема в том, что переключатель автопилота часто помещается примерно там же, и без надлежащих знаний ты можешь случайно его отключить, а это чревато сам понимаешь чем. Более безопасная альтернатива — использовать ручное радио, которое обычно крепится слева от места пилота прямо рядом с боковым иллюминатором. Используй его как рацию: нажми, чтобы говорить, и отпускай, чтобы слушать.
Попробуй сделать вызов на настроенной частоте и жди отклика. Скажи «СОС» или «Мэйдэй», сообщи, кто ты и что произошло. Не заботься об этикете. Это экстренная ситуация, так что говори обычным языком и объясни, что ты не знаешь, как поступить, и тебе нужна помощь, но не подавай признаков паники. В конце концов, ты мужчина и у тебя всё под контролем.
После того как ты всё скажешь, отпусти кнопку и слушай что тебе скажут. Если никто не реагирует, попробуй поменять частоту на УКВ (VHF) 121,5 Мгц (это частота бедствия, ее всегда мониторят). Радиоблок, как правило, расположен между пилотом и вторым пилотом или непосредственно перед первым пилотом на центральной панели.
Делай, что тебе говорят
С этого момента всё будет прямо как в кино. О вашем бедствии уведомят разные учреждения, и они обязательно найдут эксперта, который поможет тебе посадить самолет. Он будет знать устройство кабины и расположение всех необходимых рычагов и кнопок — так что тебе детально объяснят, что нажимать и за что тянуть. Тебе также будут говорить, куда поворачивать, где находится ближайший аэропорт, в котором можно приземлиться. Если ты будешь неукоснительно следовать инструкциям, всё будет хорошо. Посадка будет не самая мягкая, но обойдется без жертв.
Сажаем самолет
Повторяю, всё не так сложно, как кажется. Современные самолеты почти полностью автоматизированы (что касается в том числе и посадки). По меньшей мере они смогут найти центр взлетной полосы еще с высоты. Всё, что тебе нужно буде сделать вручную:
- выравнивание (потяни штурвал, чтобы основные стойки шасси коснулись земли первыми);
- направить носовое колесо на землю (штурвал от себя, пока передняя стойка шасси не коснется земли);
- убрать тягу (переводим рычаги управления тягой в заднее положение);
- нажать на тормоза, расположенные в верхней части рулевых педалей прямо под ногами;
- когда съезжаешь с взлетно-посадочной полосы, слегка подруливать рулевыми педалями, чтобы отрегулировать положение самолета относительно осевой линии полосы.
Мои поздравления, чувак, ты приземлился! Прежде чем ты с облегчением откинешься на спинку сидения и будешь почивать на лаврах, вот тебе еще несколько рекомендаций.
Рекомендации-советы
- Прежде чем садиться, выпусти шасси. Без этого какая тебе успешная посадка? Ребята в такой экстренной ситуации могут забыть упомянуть этот момент: для них-то это азбучная истина.
- Чтобы сбросить скорость перед посадкой, тебе нужно будет воспользоваться разными переключателями — например, задействовать предкрылки (на больших самолетах) и закрылки. Благодаря им самолет находится в горизонтальном положении, двигаясь с небольшой скоростью во время посадки. Эти рычаги находятся рядом с рычагами управления тягой.
- Когда имеешь дело с шасси, закрылками и предкрылками, помни, что их можно использовать только на низких скоростях. Конечно, самолет не взорвется, если ты выпустишь их раньше положенного, но лучше всё равно этого не делать. Если ты потерял связь с советчиком, посмотри во взлетно посадочных данных (TOLD — take off and landing data).
- Поищи скоростное табло и убедись, что скорость самолета располагается в пределах зеленой зоны. Зеленый — вообще дружелюбный цвет, плохое дело зеленым не обозначат. Если стрелка находится на желтом поле, это дело поправимое, а вот если в красном — пиши пропало. Помни: слишком сильно сбрасывать скорость — тоже рискованное дело, так можно уйти в пике. Тут уж ты ничем не поможешь.
- Придерживайся скорости в 200 узлов (370 км/ч). Приступая к посадке, снизь скорость до 130 узлов (240 км/ч). Теперь можно открывать закрылки, предкрылки и выпускать шасси. Хотя тут всё зависит от конкретной модели самолета — слушай инструкции.
Мягкой посадки тебе, чувак!
Комментарии
(6)Да я сто раз так делал, как два перста оросить.
пока читала, так распереживалась, что в конце статьи почти не дышала…..как посадить самолет, блин
Чуваки, напишите подробные инструкции для самых известных самолетов, особенно в России )
Интересно, автор сам летал?
Почитайте книгу «Взлетно-посадочная полоса 08» Артура Хейли, и Вы, хоть и косвенно, поймете, насколько это тяжело. Писатель, как бывший пилот, довольно ярко это описал.
ну вообще тут рассматривается А330, если правильно догадалась, а он не особо сложный. Там даже выравнивание горизонта автоматическое
Эй, это же статья Джеймса Мэя, только переписанная под лексику Бродюд!