Лайфхак

Как пишеТСЯ
«ТСЯ» И «ТЬСЯ». ПытаеМСЯ разобраТЬСЯ

  • 11819
  • 10
  • Теодор Седин
brodude.ru_2.04.2015_jYa2S3OAQ3Hgl

Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. "Если ты такой умный, где твои деньги?" – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то "ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один"! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.

Язык – это одна из основ государственности. Когда народ теряет его, он теряет свою историю, своё достояние. Это если говорить красиво. А если уж совсем сойти с тормозов и говорить всё как есть, то научись различать случаи написания -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хотя бы это! Чтобы не позориться! Даже пятиклассник пишет грамотнее! Тут нет никакого закоса под "Граммар Наци": это элементарная попытка указать на самые распространённые проблемы при письме. Если хочешь написать гневный комментарий, напиши его правильно, без ошибок. Автору будет приятно.

P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!

Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех "Граммар Наци" – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом "Наци" "чистота". Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д'Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.

На самом деле всё просто до банальности:
– "-тся" пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос "что делает?";
– "-ться" же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос "что делать?".

Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.

Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому "ь" важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом "инфинитив": "обмазыватЬся";
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся "приорой" перед друзьями; сношаешЬся в "приоре" без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – "й" и "г": "ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте";
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: "Напьюсь", "Проблююсь", "Отрублюсь".

В остальных случаях в глагольных окончаниях "ь" не ставиТСЯ (Что делает? - СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но "он сморкаеТСЯ в руку".

И напоследок закрепление материала. Если слово "инфинитив" тебе так же чуждо и непонятно, как слово "адекватность" Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:

"-ся" – возвратная частица, сокращение от "себя". Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
"Он любит намывать себя перед свиданием", – ты же не станешь говорить "намываетЬ". Это тебе не старорусский.
"Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ", – "намываТ" нельзя писать; "заражаТЬ".
"Бабы в бане купаюТСЯ". – "Бабы купают себя".
"Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ". – "Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы".

Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием "ХЗ":

Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова "ОбламываТ")
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И... ну, ты понял.

А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.

Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.

На сегодня урок закончен, до свидания!