Когда ты работаешь в команде даже с чётким распределением обязанностей, всегда есть риск того, что ты будешь брать на себя чужую работу. Это может случиться из-за твоего неумения выстраивать личные границы, из-за чрезмерного сочувствия, боязни говорить «нет», желания «спасти» своего коллегу или босса и т.д.
Причин, почему ты выполняешь гораздо больше, чем от тебя требуется, и при этом получаешь такую же заработную плату, как и все остальные, может быть много. Главное — это пресечь такое поведение до того, как у тебя упадёт производительность и интерес к работе. Постоянное выполнение чужих обязанностей и чрезмерная помощь коллегам чреваты и более серьёзными последствиями — профессиональным выгоранием, хронической усталостью, проблемами с физическим и психическим здоровьем.
Мы собрали восемь способов, при помощи которых ты научишься отказывать окружающим и начальству, и отобьёшь у них желание вешать на тебя дополнительную работу бесплатно.
1. Не ведись на комплименты
Некоторые люди привыкли манипулировать окружающими при помощи комплиментов. В большинстве случаев это работает на «ура»: когда ты слышишь приятные слова в свой адрес, тебе подсознательно становится сложнее отказать человеку в просьбе. Тем более, если тот хвалит твои профессиональные умения. Тебе сразу хочется как-то продемонстрировать свой ум и навыки в деле, и ты, окрылённый комплиментами, легко соглашаешься сделать начальнику небольшое одолжение, выйти за кого-то на смену или решить проблему своего коллеги, с которой ты ранее сталкивался.
Хватит вестись на похвалу — просто поблагодари человека за приятные слова, и помни, что ты ему ничем не обязан. Ты не должен бросать все свои дела и идти на выручку кому-то только потому, что твои старания и заслуги заметили.
2. Научись говорить жёсткое «нет»
Часто причиной того, что ты берёшь на себя чужую работу, может стать банальное неумение отказывать людям. С этим необходимо бороться, иначе окружающие непременно начнут пользоваться таким положением дел. Но нужно сразу предупредить, что сам процесс будет болезненным, так как тебе не раз придётся переступить через свою боязнь обидеть человека и оставить его со своей проблемой один на один.
Если ты совершенно не умеешь говорить «нет», начни с небольших шагов: не отказывай жёстко и немногословно сразу же, в первое время старайся быть помягче с коллегами. Используй универсальную фразу «Я бы рад помочь, но…», чтобы показать человеку, что ты правда не можешь оказать ему услугу и избежать лишних уговоров. К тому же, так ты не будешь испытывать муки совести всякий раз, когда станешь расставлять приоритеты в свою пользу.
3. Проси человека об ответной услуге
Если ты будешь просить своего коллегу об ответной услуге каждый раз, когда он обращается к тебе за помощью, скорее всего, в ближайшее время тебя оставят в покое. Секрет прост: никто не любит быть обязанным кому-либо. Твоя просьба сначала введёт собеседника в состояние ступора — ведь ты всегда был безотказным, и ничего не требовал взамен, а после заставит его сомневаться в желании принять твои условия. Пользуйся таким подходом как можно чаще, и окружающие перестанут вешать на тебя свои обязанности.
4. Называй цену своей работы
Когда человек просит тебя сделать что-то вместо него, вполне нормально назвать цену потраченных тобой времени и сил. В большинстве случаев проситель сразу же сливается, решив, что сможет сделать все самостоятельно. Вместо того, чтобы заменить коллегу, выйдя за него на работу и потратив несколько часов своего выходного бесплатно, ты можешь предложить беспроигрышный вариант для вас двоих: ты получаешь почасовую оплату своего труда, а человек тем временем решает свои проблемы, по сути, не подводя начальство. Если такое развитие событий не устраивает твоего коллегу — он всегда может попросить помощи у кого-то другого, или обратиться к начальству.
5. Не сомневайся в своей компетентности
Если ты не уверен в своём профессионализме, тебе будет трудно отказывать начальству и коллегам из-за нежелания произвести впечатление некомпетентного работника. С одной стороны, ты будешь понимать, что делаешь работу за другого человека, но в то же время в тебе будет сидеть убеждение: «Если мне поручили это дело, значит, я обязан с ним справиться». Жажда доказать, что ты — тот самый незаменимый сотрудник, в конце концов, заставит тебя смириться с текущим положением и перестать сопротивляться огромной нагрузке, которую на тебя вешают.
Перестань сомневаться в своей компетентности: навыки и умения можно демонстрировать, выполняя только те задачи, которые входят в твои должностные обязанности. Просто делай свою работу хорошо, и не забывай отстаивать свои личные и профессиональные границы.
6. Относись к себе с уважением
Помни, что самое главное — чтобы ты уважал себя сам. Пытаясь понравиться окружающим и завоевать их уважение, ты часто идёшь против самого себя, и соглашаешься на дополнительную занятость совершенно бесплатно. Конечно, твой коллега может расстроиться или обидеться, если ты откажешь ему в помощи, но его чувства — не твоя зона ответственности. Помогай тогда, когда у тебя есть на это время, силы и настроение. Так, ты хотя бы избежишь чрезмерной загруженности и стресса.
7. Учись выслушивать человека
Порой твоему коллеге или начальнику достаточно просто высказаться и понять, что они были услышаны. Завалы и трудности бывают у каждого из нас, и человек может делиться с тобой своими переживаниями без скрытого намёка на то, что он нуждается в твоей помощи. Так что учись выслушивать окружающих и поддерживать их словесно. Не включай синдром спасателя, это может быть совсем не кстати и для твоего морального и физического состояния, и для человека, который решил излить тебе душу.
8. Не делай себя крайним
Ситуации, в которых помочь человеку можешь только ты, происходят очень редко, так что переставай считать себя крайним и соглашаться на дополнительные задачи просто потому, что боишься за своего коллегу или успех вашего общего проекта. Не поможешь ты — обязательно найдётся кто-то другой, кто сможет это сделать. Ты — не единственный сотрудник в офисе, и не должен думать о том, к кому обратится человек, когда ты ему откажешь.
Комментарии
(0)