Чтобы понять, как избежать падения работоспособности и сделать сотрудников продуктивными, мы обратились к профильным специалистам. Никита Рогозин — исполнительный директор компании «Стахановец» — о проблемах на удаленке и в офисе, банкротстве и системах контроля за подчиненными.
Что подразумевается под степенью вовлеченности сотрудников в работу? Разве просто эффективного выполнения обязанностей недостаточно?
Нередки ситуации, когда персонал перестает искать новые оптимальные модели решения задач, а руководствуется принципом «у нас так принято». Зачастую даже руководители среднего звена пользуются шаблонными моделями, не обращая внимания на эффективность. Такой закостенелый подход позволяет им оставаться в зоне комфорта, не перенапрягаясь в поиске новых способов повышения продуктивности труда.
«Мертвые» бизнес-процессы, бюрократия, куча согласований и утверждений, которые нужно пройти, чтобы решить простейшую задачу, замедляют бизнес. При этом со стороны кажется, что всё хорошо и сотрудники заняты делом. Выполнение формальных обязанностей без вовлечения в процесс — история про стагнацию бизнеса, но не эффективность. Персонал должен быть вдохновлен работой, заинтересован в росте и развитии. Тогда он будет лучше разбираться во всех аспектах своей деятельности, вникать в детали и искать оптимальные пути решения задач.
Увидеть полную картину мира индивидууму позволяет слаженная командная работа, когда сотрудники страхуют друг друга, дополняя сильные и компенсируя слабые стороны. Важны не только профессиональные, но и личные качества.
Например, коллектив интровертов, где каждый погружен в личные проблемы, можно усилить, добавив парочку экстравертов с высоким уровнем общительности. Этот «коммуникатор» — не всегда выдающийся специалист, но благодаря его деятельности разрозненные люди превращаются в сплочённый коллектив.
Найти таких работников поможет отчет «Стахановца» — «Граф связей». Сотрудники с максимально широким кругом общения внутри компании и есть «коммуникаторы». Чтобы понять их важность внутри коллектива, нужно проанализировать эффективность выполнения задач и расхода времени у их контактов. Например, при помощи отчета «Категории/Отклонения». Если анализ множества демонстрирует положительные тенденции и более высокую эффективность, чем у коллег, — найден положительный экстраверт, способный подталкивать коллектив к свершениям. Его стоит оберегать, ведь он уже взял на себя роль неформального лидера, объединяющего людей.
Насколько продуктивны те, кто вернулся в офисы, в сравнении с теми, кто так и остался работать на удаленке? По-вашему, с чем это связано?
Возвращение части персонала в офис не решило всех возникших проблем. Если просто перетащить сотрудника из одной локации в другую, попутно закрыв глаза на сложности, проблему можно только законсервировать. Но рано или поздно она всплывет снова.
COVID поставил вопрос мониторинга действий сотрудников ребром, но проблема существовала и раньше. По статистике «Стахановца», если сотрудник 60 % оплаченного трудового дня посвящает рабочим делам — это практически идеальный показатель. Зачастую работе уделяется гораздо меньше времени. «Визуальный контроль» не дает объективной информации и не мотивирует персонал. Особенно в больших компаниях с территориально распределенными командами, где бездельничать могут целыми офисами.
Во время карантина многие руководители осознали, что наблюдение за коллективом всего лишь создает иллюзию управляемости. Им потребовались объективные данные и новые инструменты, которые могут точно зафиксировать траты рабочего времени. При этом неважно, где находится работник — за стенкой или же в другом конце страны.
Второй вызов пандемии — структурирование отношений. Если раньше неэффективные бизнес-процессы можно было обойти, переговорив с коллегами в курилке, то в формате удаленной работы неформально решать вопросы стало гораздо сложнее. То, что раньше работало плохо, перестало функционировать совсем. Руководителям потребовалось «с наскока» менять операционные процессы.
И третий важный момент — это пресловутый вопрос вовлеченности персонала. Удаленная работа отрезала сотрудников от коллектива. А для многих наличие товарищей по команде — залог нормального выполнения задач. Человек социален, он страдает из-за отсутствия общения и поддержки. Изоляция негативно отразилась и на мотивации персонала, и на его психическом состоянии. Да, некоторые работники начали трудиться с удвоенной силой, но гораздо больше тех, кто стал проводить дни за играми, телевизором или в компании с алкоголем.
Чтобы взять ситуацию под контроль и повысить вовлеченность команды, многие управленцы увеличили количество отчетов, контрольных точек и конфколов. Эта мера излишней «опеки» персонала нужна лишь для того, чтобы дать сотруднику ощущение коллектива рядом. И конечно, дополнительный контроль помогает сконцентрироваться на работе и не отвлекаться на контрпродуктивные мысли.
Какие отвлекающие факторы преследуют работников в офисе и дома? Можно ли справиться с ними самостоятельно?
Наиболее очевидные — это диван, кошка, телевизор и домочадцы. Кроме того, если в компании не были налажены коммуникации по почте и в мессенджерах, ситуация в условиях удаленки гарантированно усугубится.
Решить проблему самостоятельно можно, но сложно. Для этого нужна высокая самоорганизованность и внутренняя мотивация, которая есть далеко не у всех работников.
Как всегда, выручает отличный принцип: морковка впереди и сзади. С одной стороны, сотрудник должен быть заинтересован в качественной работе, ведь за это его ждёт бонус (здесь поможет выстроенная система KPI). С другой — осознавать, что за пренебрежение трудовыми обязанностями последуют жесткие санкции. И вот тут на помощь приходят комплексы контроля.
Например, некоторые компании увеличили количество планерок и усилили контроль выполнения задач. Чтобы персонал больше боялся начальства, а не COVID и не отвлекался на посторонние депрессивные рассуждения и моральные терзания.
Чем опасно длительное падение эффективности работы?
Потерей клиентов, денег, а затем и банкротством. Пока компания стоит на месте, конкуренты не дремлют, пытаясь «откусить» долю рынка.
Конкуренция — мотиватор эффективности для любого бизнеса. Она подталкивает к решению проблем и поиску новых зон роста. Есть правило: не нужно бежать быстрее медведя — достаточно бежать быстрее товарища.
Кризис для одних — окно возможностей для других, и это наглядно продемонстрировала пандемия. Неэффективный бизнес частично или полностью закрылся. При этом ряд компаний только нарастили объемы производства, решив старые проблемы и оптимизировав свою деятельность под новые условия.
Как «Стахановец» помогает улучшить показатели эффективности и вовлеченности? За счет чего это достигается?
«Стахановец» позволяет объективно понять, что происходит в бизнесе. Отчеты нашего комплекса помогают действовать от простого к сложному, вертикально оценивая все процессы.
Сначала руководитель может разобраться с трудовой дисциплиной — прогулами, ранними уходами и опозданиями. Потом — найти лентяев, которые отсиживаются в офисе с 9.00 до 18.00, но тратят это время не по назначению. В дальнейшем задача управленца — разобраться с распределением нагрузки и тайм-менеджментом.
При этом «Стахановец» позволяет действовать не под копирку, перенимая чужие практики, а находить свои эффективные методики (гибкий график, сокращенный рабочий день, увеличенный перерыв и прочее).
Только после решения простых проблем стоит переходить к более сложному анализу, изучать бизнес-процессы в поисках глупости, убирать ненужную отчетность и анализировать модели работы на предмет эффективных методик.
Не приведет ли такая масштабная и строгая система отчетности к перенапряжению сотрудников и их выгоранию? Какие меры на этот счет предусмотрены в «Стахановце»?
«Стахановец» не увеличивает количество отчетов для работников. Сервис лишь предоставляет объективные данные руководителям. Наоборот, комплекс помогает избавиться от лишних бумажек, полностью логируя рабочий день сотрудников и отделов целиком.
Как показывает практика, после установки комплекса топы признают, что реальная рабочая картина полностью отличается от их представлений. «Стахановец» фиксирует текущую ситуацию, помогая найти проблемные зоны и вычистить рабочие процессы от мусора.
При этом наши отчеты построены таким образом, чтобы даже руководитель не тратил лишнее время на интерпретацию данных. Достаточно в несколько кликов задать нужные параметры и получить визуализированный отчет, где проблемные зоны будут отмечены соответствующими маркерами.
Каким компаниям «Стахановец» поможет повысить лояльность сотрудников и вовлеченность в работу?
В пандемию к нам активно обращались крупные торговые сети, компании с большим числом представительств в разных городах и финансовый сектор. Чем больше бизнес, тем тяжелее уследить за происходящим внутри отдельных офисов. И как показывает наша статистика, чем дальше филиал от центрального офиса, тем больший бардак там творится.
Но к нам очень часто обращаются и совсем маленькие фирмы. Это тот самый случай, когда размер не имеет значения. У нас есть старый кейс, которым поделился один из руководителей, использующих сервис «Стахановец». В его турагентстве, состоящем из трех человек, менеджер прямо под носом воровала клиентов и передавала их налево. Без «Стахановца» утечку денег и клиентской базы искали полгода, а комплекс нашел мошенницу буквально за пару дней.
Объективные данные — основа эффективного бизнеса. И «Стахановец» полностью решает проблему информационного голода для руководителей организаций — от частного бизнеса до государственных структур, которых очень много среди наших клиентов.
Комментарии
(0)