Карьера и Бизнес
06 июля, 2015

Как не затеряться в мире глянца человеку с камерой


Дорога оператора вымощена булыжниками труда и разочарований. Причём разочаровывает как сама профессия, так и проклятые заказчики. Поэтому мы пообщались со многими фотографами и операторами, которые вполне себе благополучно и безбедно живут, зарабатывая любимым ремеслом. Благо, таких, как собак нерезанных (это просто сравнение, мы любим операторов), даже в условиях жесткой конкуренции. Советы довольно абстрактные, но тем не менее не лишены пользы. Здесь тебя не будут учить правилам съёмки, монтажа, основам владения камерой – об этом тебе расскажут специалисты в других местах. Здесь профессионалы научат тебя тому, как не затеряться в этом нелёгком, можно даже сказать суровом бизнесе, драгоценный мой чувак. Получилась «чёртова дюжина», но пусть тебя не пугают сатанинские цифры.

1. Знакомства

Посмотри вокруг и ты увидишь, что достаточно всего-навсего иметь связи и снимать более-менее неплохо, чтобы прийти к успеху и заказам. Влиятельные клиенты, которые будут тебя пропихивать, опытные операторы, которые со временем будут скидывать тебе свои заказы, на которые им неохота идти. Достаточно за святой энтузиазм помогать людям, так или иначе вовлечённым в эту индустрию, и делать это старательно, чтобы потом снимать не сельские свадьбы, а нормальные моднейшие, как крымский портвейн Паука тусовки. Зовут тебя снимать мотофестиваль районного масштаба в деревне Верхняя Низь – соглашайся. Будут опыт, уважение, репутация умелого трудоголика и слово «мотофестиваль» в портфолио.

2. Соглашайся на любую работу

Особенно если за неё платят. Во-первых, это связи, во-вторых, опыт. Найдутся добрые люди, которые ради искусства будут подкидывать тебе заказы и щедро снабжать работой из любви к твоему гению. Ну, и ради того, чтобы ты из человеческих отношений сделал им скидку.

3. Не жалей денег на аппаратуру

Не экономь на своей аппаратуре. Это твой инструмент, можно сказать, окончания твоих рук. Какой бы золотой твоя камера не была, если она старая, она не будет выдавать такого результата, как модели поновее. Понятно, что любая камера лучше, чем когда её нет вообще. Но хорошую картинку никто не отменял. Плюс ты можешь всегда пофорсить дорогим оборудованием перед ничего не знающим заказчиком, дабы убедить его в своей галактической крутости и объяснить, почему ты требуешь так много.

4. Хватит делать одно и то же – надоело всем

Можно быть на волне, зарабатывать деньги, а можно творить, экспериментировать, изобретать и пробовать новые приёмы. Да и просто пробовать сделать что-то своё. Почему никто не любит фотографов и операторов? Потому что многие думают, что они все делают одно и то же, но просят разные суммы. Понятно, что если ты снимаешь свадьбы, то вряд ли кто-то обратит на это внимание. Но если ты пошёл дальше и имеешь дело с людьми, которые знают в этом толк, твоё новаторство оценят. В конце-концов, это творчество, чистое творчество. А в творчестве важно не стоять на одном месте. Снимать пейзажи, тёлок в неестественно эротичных позах и прочее дерьмо, «как все» – скучно и неинтересно. У тебя ведь наверняка есть идеи безумных проектов!
Но не забывай об одном: важно всегда быть в тренде. Ты занимаешься ремеслом, которое этого требует. Поэтому попытайся совместить эти два нюанса как можно более органично.

5. Клиент всегда козёл

Да, он будет просить что-то доделать, что-то сделать и переделать по своей душевной простоте. Прости его, дурака. Он ведь не понимает ничего. Он думает, что это чепуха, что-то на уровне тяп-ляп, а не кропотливые часы за монтажом. Просто смирись и не психуй. Попытайся переубедить, но не усердствуй. Не понимает – молчи и переделывай, иначе подпортишь репутацию.

6. Искусство продавать

Ещё раз, как говорил Шура Коретный, «кореш мой драгоценный», задумайся над тем, что ты хочешь получить от своего ремесла. Просто искусство создавать и искусство продавать – два разных вида искусства. Чтобы стать успешным, тебе нужно научиться продавать. Не себя, хотя в каком-то смысле и себя придётся, а работы. Ну, а тут как никогда важно умение, талант.
Ежели ты не умеешь продавать, найди себе толкового партнёра или партнёршу. Какого-нибудь юркого еврея-агента, как в голливудских фильмах, или просто толкового парня, в которого ты веришь.

7. Уникальность

Везде, во всех сферах, особенно там, где высокая конкуренция, любят людей с хорошей репутацией, людей исполнительных, а главное, с талантом. А если при всём этом у ремесленника камеры есть своя изюминка, то цены ему нет. Могут даже глаза закрыть на твои творческие закидоны. Не всегда, но могут. Для этого (для уникальности, а не закидонов ради) попытайся найти 10 отличий между своими работами и работами других авторов. Учитывай и качество, и цену, и подход, и, соответственно, сам материал. Если не находится, копай тщательнее. Только не скатывайся до импрессионизма, провокации и порнографии. Они оправданы только в крайних случаях. Для этого нужна смелость и/или имя.

8. Работай, а не критикуй

Не трать время на закулисные интриги и зависть. Что фотографы, что операторы не критики и не искусствоведы. Чаще всего, у них, к моему большому сожалению, нет элементарного понятия о том, что такое искусство. Создавай, показывай, а не разглагольствуй, ты не сказочник, нефиг висеть на форумах и хвалить/ругать друг друга, рассказывая, что в данной работе не учтён второй принцип монтажа.

9. Работай, спонсор сам придёт

Трать больше времени на творчество, а не на поиск спонсоров. Пускай кто-то называет компьютер с интернетом врагами оператора, но это идеальная платформа для размещения своих трудов. Не ищи инвесторов, просто делай хорошие работы и выставляйся, спонсоры и покупатели сами тебя найдут. Ну, а если есть верный помощник Санчо Панса, который найдёт поручителей, то считай, что сам Господь Бог поцеловал тебя в лобик и наградил благодатью.

10. Ноги кормят

Фотографа и оператора кормят язык и ноги, а не камера и компьютер, даже мастеров своего дела. Будь мобильным и лёгким на подъём, не ленись и не утешай себя губительной фразой: «И так сойдёт», – только себе навредишь.

11. Магия имени и пелены пафоса

Если ты по прошествии времени сделаешь бренд из своей фамилии, то сможешь продавать любую снятую тобой мизинцем левой ноги туфту за неплохие деньги.

12. Будь сам, как с картинки

Ты занимаешься визуальным искусством, где важнее всего картинка. Красивая эффектная картинка. А для заказчика важно, чтобы ты и сам выглядел хорошо. У нас «встречают по одёжке» абсолютно во всех сферах деятельности. Опять же, вспоминая пункты 1 и 4, выгляди богато, дружи с богатыми, возможно, они прикола ради начнут покупать твои первые шедевры.

13. Не злоупотребляй

Ты, конечно, творческий, но не Пазолини. Ты закричишь, что Пазолини был мужеложцем, и не надо тебя с ним сравнивать. Но у него был талант. А ты пьёшь дешёвый коньяк, мысли мечутся в нереализованном творчестве, а руки медленно начинают дрожать. Кроме проблем в будущем, это тебе ничего не даст, поэтому прекрати топить своей режиссёрский гений в дрянном бухле. Кстати, запах перегара и дешёвого табака как минимум отобьет половину твоих потенциальных клиентов. Хочешь быть успешным – умей хорошо выглядеть перед хорошо выглядящими клиентами. Ты не писатель и уж точно не Буковски.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: