Посмотри на этот банкетный зал раннего Средневековья, садись рядом, насладись ужином. На одном конце стола лежит блюдо с целым кабаном, жаренным на вертеле – он будто смотрит на тебя. На другом конце стола разместилась падшая от стрел дичь, ее перья остались нетронутыми. Твои товарищи по ужину вдыхают воздух пиршества и фыркают в знак одобрения.
Хозяин вырезает куски мяса и передаёт вниз. Каждый человек держит нож в одной руке, а другой хватает кусок мяса, набивая через секунду им свой рот. Все чавкают, разговаривают с открытым ртом. Хватают руками то, что душе угодно – никаких салфеток нет, дружище. Суп плескается в общей миске, и ты можешь пить его прямо из сосуда, хотя можно и ложкой зачерпнуть. Вино тоже пьют из общего сосуда, а ты как думал? Придется подождать своей очереди, прежде чем приложиться.
Слева сидит знатный вельможа, он делает паузу в приеме пищи, сморкается в пальцы и вытирает их о свои штаны. А старик справа и вовсе всё время сплевывает что-то через стол. Сам зал наполнен шумами приятнейшего характера: люди не только чавкают, плюются, сморкаются, но и регулярно пускают газы и рыгают.
Кости свиней, запеченных с особой любовью, валяются на полу. Там же своё упокоение нашли всевозможные хрящики или излишне жесткое мясцо, которое не по средневековым зубам. Внизу рыскают собаки, которые отпугивают крыс. Многие не встают из-за стола, пока хозяин не встанет первым, потому, извините, комната отдает запахом мочи и рвотных масс. Ну и всё это перемешивается, перемешивается, но люди счастливы, довольны и кушают.
***
Если ты увидишь такую картину в наше время, тебе будет тошно и отвратительно.
Отчего так? Неужели изменения в манерах настолько громадны, что мы никогда бы не смогли найти общий язык с нашими предками?
Изначально всем приходит в голову мысль, что изменения связаны с пониманием гигиены. Но манеры за столом стали меняться уже в Средние века, а своего пика эти изменения достигли в эпоху Возрождения. Тогда никто и не знал о связи между микробами и гигиеной, даже о существовании бактерий никто не догадывался. Конечно, в 18 веке всё стало ясно, но тогда уже был заложен весь этот фундамент в виде этикета.
На самом деле «гигиенический аргумент» не выдерживает критики. Сегодня мы едим твёрдые продукты не только вилкой, но и руками. К примеру, мясо ты предпочитаешь поглощать, насаживая его на вилку, но когда речь идет о чипсах, пирожках или шаурме, то реальность становится другой. Правда в том, что нам неприятно в определенные моменты вроде жевания с открытым ртом или пердежа за столом. Такое поведения отвратительно для тебя. И мы снова возвращаемся к нашему вопросу.
Почему мы находим определенные вещи ужасными, в то время как наши средневековые коллеги считали их нормой?
Возможно, ты считал манеры неизбежностью развитого и продвинутого общества в экономическом, научном и политическом плане. Кто-то думает, что манеры – это побочный продукт человеческих достижений. Но что если манеры являются необходимым условием для этих самых достижений? Что если именно манеры стали ключом к нашему прогрессу?
Придворные истоки вежливости
Все мы можем назвать себя представителями западной цивилизации. В этом нет ничего низменного или возвышенного, это данность, которую не изменишь. И для западной цивилизации был крайне важен феодальный период, который представлял собой разброд и шатание без четкой вертикали власти.
Вооруженные банды завоевывали новые вотчины, закрепляли их за своей территорией, а после селились в своих владениях. Вожди стали местными магнатами, властителями, а их воины стали придворными. Их состояние было заработано войной. Но потом слово заняло то место, где был меч. Дворянство стремилось снискать благосклонность короля, заключить с ним союз, избавиться от соперников.
Чтобы быть успешным при дворе, нужно было обращаться к мирным людям, далеким от войны, зато близким к предательству и интригам. Придворному необходимо было внимательно следить за собственным поведением и поведением окружающих, интерпретируя мотивы, что помогало предвидеть значимые последствия. Он должен был поддерживать постоянную осведомленность о своем статусе по отношению к другим: поднялся ли он в их глазах, либо, напротив, стал самым последним чмошником? Это сейчас можно сказать: «Мне всё равно, что обо мне думают другие». Но в те времена подобная позиция была подобна смерти и частенько приводила к тюремным колодкам. Царедворец должен быть чувствительным к потребностям и склонностям окружающих, быть внимательным к людям, чтобы они ненароком не оскорбились. Всё это важно, союз не с тем человеком – и жди беды.
В итоге постепенно начал формироваться кодекс поведения, который усиливал влияние аристократии и помогал поддерживать ей свой статус. Манеры позволяли определить, кто находится перед тобой: простолюдин, торгаш или всё-таки представитель голубых кровей. Все понимали, что элита общества должна отличаться по поведению от «грязной и необразованной» массы.
Становление вежливости
Эпоха Возрождения расширяла интерес к соблюдению манер. Купцы, ремесленники и священнослужители потихоньку начали формировать ту прослойку населения, которая сейчас именуется средним классом. Они пытались пародировать земельную аристократию. И когда последняя делала всё, исходя из необходимости поведения при дворе, средний класс изучал куртуазные манеры для того, чтобы, опять же, доказать свою значимость. Социальные контакты развивались, повсеместно распространялись школы, где детей обучали этикету, который становился неотъемлемой частью жизни широких слоёв населения.
Всё большая демократизация общества привела к появлению той самой вежливости, которую мы все знаем. Пару веков назад этикет был признаком дворянского происхождения, но постепенно он стал терять маркер идентичности класса. Но тут мы сталкиваемся с забавным фактом. Дело в том, что простолюдины подражали своим господам, вследствие чего этим самым господам приходилось совершенствовать свои манеры, усложнять их таким образом, чтобы они оказались вне досягаемости обычных людей. Правила поведения приобретали зачастую абсурдный вид.
В Викторианскую эпоху распространение нравов двинулось в противоположную сторону. Если изначально его можно охарактеризовать как движение сверху вниз (от господ к крестьянам), то новые реалии говорили о движении снизу вверх. Дело в том, что всё богатство благородных нравов распространилось на миллионы людей, создавая ощущение уравниловки. Появилось такое понятие, как джентльмен. Он не был аристократом, но ничего от этого не терял. Средний класс породил этого самого джентльмена – настоящего мужчину по тому времени. Для него была важна добродетель, а аристократический этикет он считал легкомысленной забавой людей, которым всё досталось в наследство.
Викторианцы среднего класса стремились к трезвости, нравственности, у них была особая сексуальная мораль, а также скромность в отношении денег. Демонстрировать своё состояние считалось дурным тоном, пошлятиной. Это всё отличало их от аристократов. Подобная новая форма этикета была обусловлена необходимостью в экономике. Аристократы гордились, что не имеют отношения к обычному труду. Джентльмены гордились тем, что они имеют к труду прямое отношение. В конечном итоге эти две концепции перемешались между собой и дошли до более низких классов.
От пальцев до носовых платков
Изысканность манер проявлялась в разных областях поведения. В итоге они послужили социальной структурой для всего европейского общества.
Эволюция этикета за столом – это всего лишь один из наиболее очевидных примеров. Вплоть до 17 века вилки были практически предметом роскоши; сделанные из серебра или золота, они были символом статуса высшего класса. Но чуть позже вилки стали хорошим тоном и для низших классов. Богатые не успокоились и придумали для себя новую забаву: они разработали специальные приборы для каждого блюда. Отдельная вилка – для салата, отдельная вилка – для десерта, отдельный нож – для хлеба, отдельный нож – для мяса. Вся эта утварь располагалась определенным образом у тарелки и использовалась только в соответствующий момент трапезы. Конечно, была добавлена тьма других вещей: салфетки, ложки, стаканы и мелкие детали.
В современное время вся эта амуниция используется только в формальной обстановке, в дорогих ресторанах и порой на банкетах. В обычной жизни и миллиардеры, и хозяйки продуктовых касс едят так, как им удобно – используют минимальное количество инструментов.
Изысканность манер сосредоточена не только на питании, но и других функциях организма.
В 16 веке, к примеру, твой нос мог послужить классовым маркером. Простолюдины сморкались без носового платка. Среди торговцев было принято сморкаться в рукава. Что касается аристократов, то они всегда носили платок в кармане. Так что, если ты попал в 16 век и видишь у парня торчащий платок из кармана, то он либо очень богатый лорд, либо принадлежит к высшему свету.
Платки становились всё более и более популярными. Как правило, сегодня люди предпочитают использовать одноразовые бумажные платки, но вот раньше их могли использовать многократно.
Что касается туалета, то в средние века с ним было всё просто. Он состоял из скамьи и отверстия, которое было подключено к желобу. Все отходы сбрасывались в ров или выгребную яму. Люди средневековья гораздо меньше беспокоились о конфиденциальности, чем мы.
В раннем Средневековье люди мочились и испражнялись на улице, далеко за пределами выгребных ям. Некоторые делали своё тёмное дело прямо в помещении, порой по углам комнат, в шкафах-купе, прихожих, на лестницах – везде. Было приемлемым для мужчин и для женщин разговаривать с друг другом, когда один из участников беседы выдавливает из себя переработанную пищу.
К началу 18 века появилось правило, которое утверждало следующее: если ты натолкнулся на человека, который испражняется при тебе, то ты должен сделать вид, что не видишь его. Постепенно появлялись общественные туалеты, которые запирались изнутри.
Даже этикет пускания газов имел разные этапы своего развития. В раннем Средневековье это вообще не считалось проблемой. Люди думали, что сдерживать себя вредно для здоровья. В 16 веке начали появляться первые «пердежные запреты». Например, советовалось сжимать ягодицы, чтобы подавить естественный процесс. Если «взрыва» не миновать, то следуй совету Эразма Роттердамского: «Пусть кашель скроет взрывной звук». А к 18 столетию эксперты по этикету были уверены, что испускать газы невежливо в любом случае, даже если это произошло без шума.
Сегодня, конечно, обсуждать эту проблему глупо. Примем на веру, что ты не будешь этого делать в компании ни при каких обстоятельствах. Даже с кашлем.
Разумеется, этикет не связан только лишь с естественными порывами организма. Он играет заметную роль с точки зрения социальной коммуникации. Правила были разработаны относительно речи, разговоров, одежды, ухаживания, вечеринок, работы, спорта. Да для всего, где есть человеческие взаимоотношения.
Все эти детальные и строгие кодексы поведения имеют много общего. Во-первых, они предпочитают держать животную сущность человека за кадром. Во-вторых, они создают пространство между людьми, дают им возможность большей конфиденциальности. В-третьих, они требуют, чтобы люди сдерживали свои импульсы и проявляли большую чуткость по отношению к чувствам других. Для удовлетворения всех этих требований людям пришлось совершенствоваться, быть лучше, развивать личную дисциплину и самоконтроль.
Комментарии
(1)Интересная статья, жду продолжения.