Образ жизни

Как клубы
для бизнеса помогают предпринимателям

  • 11029
  • 0
  • Степан Николаенко

Бизнес — это двигатель современного прогресса. Раньше большая часть открытий проводилась в государственных лабораториях, а в наше время науку двигают частные корпорации. IBM, Intel, ARM Limited и другие гиганты, которые сосредотачивают вокруг себя лучшие умы планеты. Да, конечно, делается это сугубо в целях увеличения прибыли и для обгона конкурентов на несколько шагов вперед. Но суть в другом — именно в том, что бизнес движет современное общество, служит источником дохода большинства населения крупных городов. Стать бизнесменом сложно, учитывая то, что экономика до сих пор находится в кризисе, не заканчивающемся с 2008 года. Но даже достигнув высот, бизнесмену необходимо внедрять новые наработки, чтобы оставаться на плаву. Для этого нужно посещать специальные форумы, где участники и гости обмениваются знаниями и опытом.

Мы взяли интервью у Людмилы Луньковой — президента московского клуба предпринимателей «Деловар», которая рассказала, что такое деловые клубы, для чего они нужны, и как они помогают бизнесменам.

Что представляет собой клуб «Delovar»? Простыми словами, чтобы это было понятно и планирующим начать свой бизнес молодым парням, и опытным спецам.

Давным-давно, в 2003 году, клуб начинался с дружеских встреч нескольких предпринимателей. Мы просто отдыхали, но так сложилось, что в той компании были только предприниматели – разного уровня и из разных сфер бизнеса. Мы много говорили о бизнесе, о проблемах, которые у нас были, и задачах, которые нужно было решать.
И внезапно оказалось, что такие веселые посиделки в компании предпринимателей имеют потрясающее действие на бизнес, они очень полезны для развития. Проблемы решались, задачи сходились с ответом.

И… нет, мы не создали клуб сразу, нам это даже не пришло в голову. Мы просто открыли электронную газету и начали в ней рассказывать про найденные решения.

А люди стали подписываться, читать, напрашиваться в гости. Вот когда мы увидели, что в том помещении, которое мы тогда арендовали, не осталось свободных мест, мы поняли, что у нас получился клуб. Сам собой. Мы его не делали. Идеи такой не было. Он просто родился.

Так было на самом деле.

А официально мы теперь говорим так, что клуб предпринимателей «Деловар» – это объединение владельцев бизнеса, созданное предпринимателями для развития своего бизнеса.

«Деловар» объединяет малый и средний бизнес в самых разных сферах. Чтобы было понятно, к малому бизнесу относятся компании с годовым оборотом до 800 миллионов рублей. К среднему – компании с оборотом до 2 миллиардов рублей. Максимальный оборот членов клуба Деловар – до 5 миллиардов рублей.

Клуб проводит встречи, на которые приглашает спикерами самых интересных российских и западных предпринимателей. Причем, это существенно отличается от модных сейчас форматов конференции, когда на сцене стоит спикер и рассказывает что-то по заранее заданной теме, а потом несколько человек успевают задать вопросы.

У нас клубный формат: мы постарались сохранить атмосферу тех наших первых дружеских посиделок. Наш спикер, будь то Рубен Варданян, Артемий Лебедев или Аркадий Новиков, сидит за одним столом с членами клуба, отвечает на наши вопросы, разбирает конкретные ситуации из бизнеса. Нет никакой заранее подготовленной речи, и ход беседы зависит от членов клуба, которые просто задают вопросы. Все члены клуба всегда имеют возможность задать любые вопросы, которые у них есть. В таком же формате в клуб приходят самые полезные бизнес-тренеры, которых мы тщательно отбираем.

Бывают встречи, на которых проходят мозговые штурмы, когда один предприниматель задает задачу из своего текущего бизнеса, а десятки членов клуба, предпринимателей, предлагают свои решения этой задачи. Это деловая часть встречи.

А то, что происходит до начала встречи, в кофе-брейк, или после ее окончания — едва ли не самая полезная часть встреч – общение предпринимателей между собой.

Поэтому в дни встреч предприниматели приезжают в клуб иногда с утра, а расходятся, бывает, после часа ночи. Это главное, что делает клуб, но далеко не единственное.

В Москве у нас работает свой клубный офис и коворкинг, и члены клуба бесплатно пользуются переговорными комнатами, почтовым адресом и прочим.

Мы организуем мозговой центр или совет директоров, когда отдельно встречаются по 10-12 предпринимателей, приблизительно одного уровня, и обсуждают текущие задачи бизнеса. Кроме того, мы проводим семинары и тренинги для владельцев бизнеса, организуем деловые и туристические поездки, выпускаем свою электронную газету, у которой уже 350 000 постоянных читателей и члены клуба могут давать в ней свои объявления.

Представительства клуба «Деловар» открываются в других городах. Клуб работает не только в Москве, а еще в Красноярске, Пензе, Ижевске, Саранске, Праге и в Барселоне. Это единый клуб. А если в каком-то городе пока нет нашего клуба, но есть предприниматель, готовый его создать, у нас отточены технологии создания клуба по принципу франшизы, только наша «франшиза» бесплатная.

Приходят ли в ваш клуб долларовые миллиардеры? Делятся ли они своим опытом с другими бизнесменами?

У нас клуб не миллиардеров, а предпринимателей. Мы стараемся приглашать в клуб людей, увлеченных развитием своего дела и достигших в этом успехов, таких, которые имеют опыт не приватизации госсобственности во времена Ельцина, а построили с нуля свои компании, по кирпичику создавали свое дело. Это тот опыт, который можно перенять сегодня.

Иногда среди таких людей встречаются и долларовые миллиардеры. Но если такой человек окажется всего лишь долларовым миллионером, мы приобретем не меньше пользы. Самое главное, чтобы спикер имел опыт успешного построения бизнеса, мог им поделиться и ответил на вопросы членов клуба. Таких людей у нас в гостях побывало очень много, тут далеко не все спикеры клуба.

Как относятся к стартаперам, которые только начали вливаться в бизнес-среду?

Великолепно относятся. Начинающие предприниматели очень нужны опытным бизнесменам. Дело в том, что у действующего опытного предпринимателя постоянно много идей, которые он не успевает реализовать, но точно знает что надо делать и как для того, чтобы получить прибыль. На это у него есть деньги, но вечно не хватает только одного ресурса — людей, которые будут исполнять задуманное.

Ими часто становятся начинающие, когда приходят в клуб. Они могут и сами сразу пуститься в свободное плавание, но часто бывает, что такие люди начинают с партнерства с кем-то из опытных коллег. В таком случае они приобретают одновременно и бизнес, и наставника. Иногда такие союзы сохраняются очень надолго, а бывает, что через некоторое время новичок выкупает этот бизнес у опытного коллеги и дальше работает один. Так что не только стартаперам нужен клуб, но и клубу нужны стартаперы. Клуб – это такая среда, в которой даже тот, кто не планировал стать предпринимателем, создает бизнес.

Какие интересные сделки и соглашения заключались в клубе, о которых мы могли слышать в СМИ?

О каких вообще сделках и соглашениях в бизнесе мы слышим в СМИ? Наверное, это какие-то единичные истории из самого крупного олигархического ресурсного бизнеса. СМИ не очень-то, прямо скажем, балуют вниманием малый и средний российский бизнес.

Например, многие знают Ксению Собчак. Но многие ли знают, что она, помимо прочего, предприниматель, что у нее свой ресторан и кафе в Москве? Как она его создавала, и какие у нее сделки были в бизнесе? А мы знаем, так как Ксения выступала в «Деловаре» и мы рассказывали об этой встрече в своем собственном СМИ – в своей электронной газете. У нее, по нынешним меркам, мало подписчиков, всего 350 000, но это люди, которые хотят читать про бизнес.

Также читатели нашей газеты знают про сделки и соглашения между членами клуба, про бизнесы, которые запускались после его основания. С 2004 года мы записываем все, что происходит, архив газеты существует, и, к счастью, его можно читать и сейчас.

На вашем сайте написано, что вы организуете отдых для предпринимателей. Расскажите подробнее об отдыхе.

Это как раз такой отдых, на котором заключается много выгодных сделок и создается много новых бизнесов. Знаете, где мы придумали сделать клубный офис и коворкинг, сформулировали и додумали до конца эту идею? В Долине Тимна, на юге пустыни Арава, где копи царя Соломона.

Какие-то бизнес-идеи и партнерства возникали и на ледниковом озере Фролиха, где мы путешествовали вдали от цивилизации с известным российским предпринимателем Сергеем Выходцевым в 2011 году. И на реке Катунь, где мы перевернулись на рафте в прошлом году. И в кратере действующего вулкана Мутновский в 2014-м. И в Шварцвальде в Германии в 2012, где братья Гримм собирали свои сказки. На данный момент мы собираемся в бизнес-тур по Испании, он пройдет с 18 по 26 октября 2017 года, еще пока можно присоединиться. У нашего отдыха такая специфика: с нами едут только владельцы бизнеса. А там, где собирается больше одного владельца бизнеса, тут же возникают новые идеи. Более того, у наших бизнес-туров есть такая особенность, что экскурсии по компаниям для нас проводят не топ-менеджеры, а только непосредственные владельцы.


В Испании мы планируем посетить более 15 компаний. Одна из них, например, принадлежит испанцу, члену клуба «Деловар» Дейя Каналс Бартомеу. Он владеет семейным бизнесом, который создавался 400 лет тому назад, говорит на 6 языках, в том числе и на русском. Также у нас запланирован обед в старейшем клубе предпринимателей в Испании, классическом европейском бизнес-клубе с вековой историей, Сirculo ecuestre. В программе тура встречи с другими клубами, в том числе, конечно, встреча в клубе «Деловар» Барселоны.

Может ли быть так, что результатом таких вот путешествий не будут новые бизнесы, сделки, партнерства или хотя бы новые идеи для своего бизнеса? Нет, это совершенно исключено, даже случайно так не может произойти. Это полезно для бизнеса, с одной стороны, и полноценный отдых — с другой. Полный отрыв от реальности, смена картинки, и все, что нужно для отдыха.

Какие советы вы можете дать начинающим бизнесменам? Чего остерегаться и к чему стремиться?

Я бы сказала им, что, при определенном увлечении своим делом и упорстве, у них обязательно все получится и без клуба, но в клубе «Деловар» бизнес делать проще, быстрее и веселее. К тому же, за 14 лет в клубе выступало более 100 самых успешных российских предпринимателей, мы просили их всех давать нам советы, и они делились своим опытом.

Мы не потеряли ни единого слова — все 14 лет мы собираем аудиозаписи наших встреч. На нашем сайте их могут слушать члены клуба. Там можно найти кладезь знаний, к чему стремиться и чего остерегаться.

Из того, что запомнилось мне, основатель компании «Связной» и друг нашего клуба Максим Ноготков говорил: «Нужно делать то, что у тебя хорошо получается, и опираться на свои достоинства; и не надо лезть в темы, где приходится бороться со своими недостатками».

Артемий Лебедев: «Если тебе пришла в голову какая-то идея, надо брать и делать, и тогда есть шанс, что что-то получится. Если ничего не сделать, то гарантированно ничего не получится».

Роман Абрамович передал нам через Ксению Собчак такие слова: «Если ты доверяешь людям, то тебя из 10 человек обманут три. Если ты не доверяешь людям, тебя обманут те же 3 человека из 10. Разница только в том, что ты живешь с другим ощущением жизни. Если ты в каждом видишь врага – это качественно меняет твою жизнь, но это никак не влияет на количество воров вокруг тебя».

Но и Максим Ноготков, и Артемий Лебедев, и Ксения Собчак, и многие другие выступали в «Деловаре» по 3 часа и успели сказать намного больше, а у нас все записано.

Поэтому совет мой такой: приходите в «Деловар» и вступайте в клуб.