Культура
12 июля, 2024

Как индивидуализм стал главной ценностью общества

В погоне за всеобщим индивидуализмом общество наполняется совершенно одинаковыми и ничем не примечательными людьми.

Индивидуализм выглядит как естественное проявление человеческой природы. Вроде бы мы и должны ставить собственное «я» на первое место. Ведь что может быть важнее? Не станет тебя, тогда все вокруг потеряет значение. Однако этот взгляд на жизнь имеет весьма скромную историю в рамках человеческой цивилизации. Именно поэтому многие из нас до сих пор не принимают новомодный тренд, пытаясь найти высшие смыслы.

Социальные существа


История человечества начинается 200 тысяч лет назад. Дата примерная, но считается, что тогда сформировались отличительные особенности нашего вида, такие как религия и вера в загробную жизнь, медицина, искусство. Древние предки научились добывать огонь, создавали примитивные орудия труда и оружие для охоты. Чуть позже появилась одежда, украшения и посуда. Однако на протяжении большей части истории мы рождались и жили в небольших обществах. Это можно сравнить с деревнями, где все друг друга знают.

Данное положение регулировало жизнь древних людей, предлагая систему поощрений и наказаний. С одной стороны, сообщество стремится к укреплению единства, заботится о каждом отдельном члене, предлагая защиту и еду. С другой — опасаясь внутреннего разложения, готово сурово наказать недостойного человека. За воровство, убийство ближнего или бездеятельность могли просто изгнать, что означало верную смерть. В те времена даже самый сильный и быстрый едва ли сумел бы выжить в одиночку, оставшись без поддержки соплеменников.

Каждый представитель своего общинно-родового строя имел ценность для группы. Но сама группа всегда оставалась выше любого индивида, будь то рядовой собиратель, успешный охотник, главный шаман или вожак. Эта система взаимоотношений сохранялась десятки тысяч лет, сделав людей социальными существами. Наше желание быть в обществе, окруженными друзьями и родственниками, носит естественный, можно сказать, природный характер. В иных условиях человеческая цивилизация просто не могла возникнуть.

Система начала меняться 10-12 тысяч лет назад с возникновением первых крупных населенных пунктов и резким ростом численности населения. Отдельные общины уже не жили в полной изоляции друг от друга, начались социальные обмены. Индивиды получили возможность по своей воле перетекать из одной группы в другую, выискивая более привлекательные условия для жизни. Однако на полный отказ от общинно-родового строя ушли еще тысячи лет. Процесс завершился лишь к XIX веку, когда мир стал действительно глобальным. Впрочем, отдельные очаги первобытного строя сохраняются по сей день, но это редкость, которая теперь воспринимается как нечто противоестественное.

Замаскированная ложь: вредные тренды, принятые обществом

Культ индивидуализма


Индивидуализм был присущ нам всегда, об этом говорят археологические находки в виде уникальных украшений, фрагментов одежды и оружия. Однако первобытный индивидуализм имеет коренное отличие от современного. Раньше он был лишь атрибутом, подчеркивал значение и соответствовал положению, которое занимал человек. Можно сказать, что доисторический индивидуализм являлся необходимостью. В современной же форме индивидуализм стал самоценностью. Роль, навыки и даже социальное положение отдельного человека отходят на второй план.

Такая смена парадигмы стала возможна благодаря росту влияния корпораций и их безудержному стремлению к бесконтрольному обогащению. Ежегодно мир расходует почти триллион долларов на рекламные кампании. Сумма в голове не укладывается, без сомнения, этим деньгам нашлось бы более благородное применение. Тем не менее они тратятся на то, чтобы рассказать всего одну важную историю. Ее смысл прост: покупай и потребляй больше. Это лучший способ подчеркнуть индивидуальность, которая является высшей ценностью для рядового члена современного общества.

Культура потребления провоцирует бессмысленную конкуренцию, где побеждает не самый умный, сильный и лучший, а тот, кто сумеет купить смартфон последней модели, даже если не может себе его позволить. Современные герои не носят плащей, во всяком случае, до тех пор, пока те не войдут в моду, но готовы потратить месячную зарплату, влезть в долги ради приобретения вещей из новой коллекции.

Что же общество? Оно будто находится в состоянии биполярного расстройства. Одобряет общую культуру сверхпотребления, стремление к успеху в самых его извращенных представлениях, но тут же осуждает отдельных индивидов — успешных сверхпотребителей. В результате мы имеем постоянно нарастающее взаимное недоверие. Наверняка ты слышал, как старшее поколение удивляется тому, что нынешние жильцы многоквартирных домов даже своих соседей не знают. Для нас же это давно норма. Какая разница, кто живет рядом, главное, чтобы они не доставляли слишком много проблем. Впрочем, это уже вчерашний день. Сейчас на повестке разрушение традиционной семьи, фундаментальной ячейки общества, с которой когда-то началось строительство цивилизации.

Бессмертие и дискриминация роботов: идеологические проблемы будущего

Коллективная ответственность за индивидуализм


Каждый индивид, стремящийся соответствовать современной модели потребления, наносит ущерб обществу, цивилизации и даже планете. Вспомни о сумасшедшем триллионе долларов, который уходит на рекламу. Задайся вопросом: откуда он берется? Прямо из твоих карманов. Это ты и миллионы таких же людей покупаете и потребляете. Маховик раскручивает конкуренцию, вовлекая в погоню за потреблением еще больше людей. Однако, несмотря на все богатство мира и мощности отдельных корпораций, равенство на этом поле невозможно.

Полного равенства никогда и не было, но со времен промышленной революции разрыв между бедными и богатыми растет с повышенной скоростью. В результате мы имеем страны и целые регионы, охваченные бедностью. Ровно в это же время успешные потребители буквально сжигают десятки миллиардов долларов в новогоднюю ночь. На такой уровень взаимоотношений мы вышли, и это не может оставаться без последствий.

В стремлении удовлетворить искусственно созданный спрос корпорации наносят ущерб странам, народам и всей планете. Леса вырубаются, водоемы загрязняются, трудоспособное население стран третьего мира беспощадно эксплуатируется, лишаясь всякой перспективы на лучшее будущее. Идеальный мир в глазах любой корпорации выглядит просто. Должно остаться всего три класса людей: безропотные рабочие, безвольные потребители и владелец, он же архитектор системы. Следует отметить, что к этой структуре мы и несемся на всех парах. Руками индивидов создается новый мир, который и станет нашим наказанием — коллективной ответственностью.

Общество одобряет: как закрепляются вредные, но социально приемлемые привычки

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: