Некоторое время назад Иван Калягин в пух и прах разнес идею всеобщего плавильного котла, имя которому — глобализация. Его поддержат антиглобалисты, националисты, патриоты и ряд экономистов, считающих, что разница между богатыми и бедными странами существенно обострится. Во многом они правы, но, уважаемый коллега, ты не можешь противостоять объективным и мировым интеграционным процессам — это антинаучно!
Глобализация — процесс естественный и, по мнению многих, необратимый. Но кто-то вспомнит, что за последние 27 лет количество стран резко увеличилось. Глядя на события в сегодняшней Каталонии, который год стремящейся выйти из состава Испании, у многих могут возникнуть сомнения. Антиглобалисты, террористы, Северная Корея доказывают, что не все хотят жить в мире и дружбе, но достаточно взглянуть на то, как устроено современное производство, чтобы понять: идея вполне реальна, а главное, не так плоха, как может показаться.
Культура
В тот момент, когда США и СССР перестали разделять все остальные страны на своих союзников и врагов, мир содрогнулся, перестал быть биполярным, открыл границы и залил планету пестрым соусом под названием «массовая культура». Хотя при словосочетании «культурная глобализация» мечи антиглобалистов моментально вытаскиваются из ножен. Как же так, без национальной идентичности, без малинового звона, балалайки и традиционной культуры. Навяжут западную бездуховщину с бургерами и педерастами, и — аля-улю! — кончится русский человек. Но, по большому счету, западная культура уже давным-давно навязана. У нее есть свои положительные и отрицательные моменты. Только вот, судя по тем же сторонникам культурных ценностей, которые с удовольствием пользуются Айфонами, нельзя сказать, что кому-то она не нравится. Надо понять, что плюс глобализации в первую очередь кроется в этой сфере бытия человеческого.
Потому что культурная глобализация направлена на то, чтобы стереть религиозные и национальные границы. Никакого расизма, терроризма, борьбы стран-гигантов за природные ресурсы. Эти проблемы устраивали кровавую баню 25 лет назад в Югославии и в наши дни — на Ближнем Востоке. Помимо этого, в мире есть несколько десятков точек, где вынужденно стоят миротворческие посты с вооруженными до зубов солдатами. И стоят не для красоты, а в диком напряжении. Карабах, Северный Кипр, Дарфур — продолжать можно еще очень долго. Даже в тихой Ирландии католики с ненавистью смотрят на своих протестанстких собратьев. А ведь еще в начале прошлого века люди считали абсурдом убивать человека за религию и иную национальность. И при этом с успехом дрались за границы и вырезали иноземцев. После такого кажется, что объединение всего человечества в одну общемировую цивилизацию, — это не такая уж плохая идея. В конце концов, влияние русской культуры на мировую сложно переоценить, так что в массовой культуре будут видны знакомые и родные до боли черты.
Мир без зависти и злости
Мы смотрим с завистью на то, как устроена жизнь в дивном мире западной цивилизации, с завистью смотрим на благополучных долгожителей из Японии и чуть не плача — на более могущественных китайских собратьев. Понятно, что-то у них хуже, что-то лучше, но факт остается фактом: нам есть, чему завидовать. Мы вспоминаем о былом имперском величии СССР, но даже в эту эпоху было немало людей, мечтавших иммигрировать. Другие плачут по России, которую мы потеряли где-то в году 1917-м, забывая, как просвещенные умы государства жадно черпали идеи своих западных товарищей. Не мы изобрели журналы и железные дороги.
Так ли нужны границы?
Кого-то отсутствие границ может смущать. Но с другой стороны, это даст нам небывалую свободу передвижения. Глобализация подразумевает знание языка и единый стандарт образования, благодаря которому ты сможешь без труда отучиться в одном государстве и работать в другом. Язык, культурные различия, виза и куча прочих нюансов заметно ограничивают свободу передвижения, даже при условии, что у тебя много денег. Ты не гражданин страны, ты гражданин мира. И в этом вся суть массовой культуры: ты ощущаешь принадлежность ко всем этносам и субэтносам планеты сразу. Не к отдельной культурной традиции, а к мировой. Это кажется уместным, если учесть, сколько кровей и народов намешано в твоем ДНК. Именно единые стандарты в образовании и производстве облегчат жизнь и уравняют в правах многие государства. А принадлежность миру размоет границы и сделает бессмысленными территориальные претензии.
Еще один продукт глобализации?
Стоит отметить, что обмен научными знаниями и технологиями — это тоже продукт глобализации. А ведь это главный двигатель прогресса. Подобное технологическое равенство сведет на нет различия между развитыми странами и регионами, где по-прежнему остро стоят проблемы голода и недостатка воды. Достаточно посмотреть на страны, которые открылись иностранному капиталу. Кто бы что ни говорил про то, как их обкрадывает жадный капиталистический мир, уровень жизни в них куда выше, чем в традиционных безднах, двигающихся своим уникальным путем.
Бонус для экономики
Но в основе любого движения лежит экономика. Нет выгоды — нет перспектив. А у глобализации экономические перспективы очень большие. У нее полно минусов, но именно она вызвала обострение международной конкуренции. Конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и международного разделения труда.
Еще одно преимущество — экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту. Также она может привести к повышению производительности труда и распространению передовой технологии, а еще к внедрению инноваций в мировом масштабе.
Многие считают, что о колонизации космоса не может быть и речи до тех пор, пока мир не объединится экономически и не начнет работать на благо Земли, а не государства.
Комментарии
(0)