Все люди похожи друг на друга. Абсолютно! Только одеваются по-разному. Хотя Серж Гензбур еще в начале 80-х выглядел как модник наших дней. Но даже если взять времена гораздо более древние, то можно с удивлением обнаружить, что слабости человеческие во все времена тоже одинаковые. Например, самой древней из найденных шуток 4000 лет, и она записана на шумерской глиняной табличке:
— Чтобы молодая жена напердела на коленях у мужа.
Как видно, плохой пердильный юмор существовал во все времена. Люди так же пили, изменяли и порой шутили. Несмотря на многочисленную редакцию древних текстов, мы знаем, как глумились и иронизировали люди, которых принято считать великими.
Диоген, что ты за чудовище?!
Одним из самых заметных древних шутников и острословов, без сомнения, является Диоген Синопский. Живя в пифосе (так назывался большой глиняный сосуд, ставший ему домом), он в основном занимался тем, что спорил с людьми и эпатировал местных жителей. Например, тем, что мочился на людей, которые раздражали его, испражнялся в театрах и онанировал у всех на глазах, отвечая на претензии фразой: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот». Только тонкая линия отделяет философа от мрази. Но больше всего он запомнился своей беседой с Александром Македонским, которая в дальнейшем стала историческим анекдотом.
«Покоритель мира» и самая могущественная персона Античности искал встречи с грязным и ужасно сварливым философом, который жил в бочке и ввергал в шок местных жителей. Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать свое почтение, но философ совершенно беззаботно грелся на солнце. Ему было плевать на постоянно воюющих и сменяющих друг друга царей. Тогда Александр сам решил навестить его. Нашел его в Карани, где философ занимался любимым делом — загорал на солнце. И тут завязался хрестоматийный диалог:
— Я — великий царь Александр.
— А я — собака Диоген.
— И за что тебя зовут собакой?
— Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю.
— А меня ты боишься?
— А что ты такое: зло или добро?
— Добро.
— А кто же боится добра?
— Проси у меня чего хочешь, — наконец, сказал царь.
— Отойди, ты заслоняешь мне солнце, — сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
Диоген был эталонным циником в нормальном смысле этого слова. Слово «циник» в переводе с греческого означает «собака», но, как видим, оно нисколько не унижало философа, а дало начало целой философской школе. Если остальные видели в слове «собака» что-то пренебрежительное и уничижительное, то Диоген носил его с гордостью, потому что, судя по диалогу с Александром, считал их самыми справедливыми животными. Достаточно вспомнить еще одну байку, чтобы понять его отношение. Однажды Диоген ел что-то очень низкосортное и несвежее на публичном рынке. Толпа тут же окружила его, начала высмеивать за такую кошмарную неразборчивость в еде и сравнивать с собакой. На что философ ответил: «Если я собака, то почему вы окружили меня и хрюкаете, пока я ем?». Прожарка в античном стиле!
Была аналогичная ситуация, когда Диогена пригласили в дом очень богатого человека. Философу, естественно, было плевать на материальные блага — он даже выбросил свою миску, когда увидел ребенка, пившего воду из горсти, со словами: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». А вот хозяин дома тем не менее старался произвести впечатление подробными рассказами о том, сколько он потратил, чтобы построить и обставить свое обиталище. Диогена подробный пересказ сметы не впечатлил, но хозяин, желавший подчеркнуть роскошь своего дома, обратился к философу-дервишу со словами: «Видишь, как здесь чисто! Смотри не плюнь куда-нибудь — с тебя станется!». Это была его роковая ошибка. Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже!».
Платон VS Диоген
Нет ничего удивительного в том, что с таким характером у Диогена было больше врагов, чем друзей. Уж очень он любил издеваться над людьми. Например, основательно подпортил репутацию Анаксимену Лампсакскому, когда пришел на его лекцию, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Разумеется, все слушатели повернулись и начали смотреть на знаменитого бомжа с рыбой, перестав слушать лектора. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!». «Но что стоит лекция, если какая-то соленая рыбка опрокинула твои рассуждения?», — возразил Диоген. А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!». Но когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Досталось от Диогена и легендарному Платону. Их споры едва не доходили до драки, а взгляды на жизнь радикально отличались. Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое животное без перьев», то Диоген ощипал петуха, принес в платоновскую школу со словами: «Вот платоновский человек!». Но Платон не растерялся и к своему определению добавил еще одно: «…и с плоскими ногтями».
Но однажды Платон его все-таки уделал, хотя конфликт опять спровоцировал обитатель пифоса. В дождливый день он заявился к Платону домой и, топая по ковру грязными ногами, возвестил: «Так я топчу гордость Платона». На что тот со свойственным ему спокойствием ответил: «Ага, попираешь мою гордость своей». Может быть, это не смешно, но очень тонко. После такого буйный Диоген развернулся и ушел.
Сумасшедшие истории Лукиана о Демонаксе
Несомненно, самым смешным человеком Древнего мира был Лукиан Самосатский — писатель, сатирик и оратор, живший в середине 100-х годов нашей эры. Эдакий Жванецкий или Стивен Фрай древности. Он был мастером комических диалогов, написал немало биографий и масштабных произведений о путешествиях и приключениях, которые можно смело назвать предтечей научной фантастики. Но лучшие его работы посвящены еще одному интересному и очень самобытному философу-цинику по имени Демонакс. По сравнению с ними остроумные ведущие вечерних шоу и стендаперы-импровизаторы кажутся щенками. Самое забавное, что Лукиан терпеть не мог циников. Однако Демонакса считал идеалом практического философа. Хотя он, как и все циники, не всегда был вежливым, но все же гораздо более сдержанным и менее радикальным, чем его коллеги. Достаточно вспомнить краткую беседу Демонакса с одним публичным учителем, который рассказывал толпе, как он учился во всех существующих на тот момент школах. «С Платоном я убежал в академию, с Аристотелем я ушел в дискурс, с Зеноном я сидел на крыльце, а с Пифагором (чья философия подчеркивала спокойное созерцание) я погрузился в молчание». В этот момент Демонакс крикнул что-то вроде: «Эй, чувак! Пифагор зовет! Так что заткнись!».
Комментарии
(4)Какие же у тебя офигенные статьи, Теодор
Какой же офигенный Диоген!)))))
Крутые статьи про древних мыслителей , очень интересно . Спасибо .
Один вопрос, все же интересно, как в наш век люди умудряются сочинять то, что было до нашей эры?
Статья прикольная, но откуда такая информация?