Одна из причин, почему работы Дэвида Линча стали культовыми, — уникальный режиссерский почерк, задающий тон каждой кинокартине. Долгие, словно застывшие, планы, умелая работа со звуком, двойная экспозиция, цвет как метафора настроения героев или сцены.
Все это — аудиовизуальный язык кино. Так же, как в книгах, выбор лексики и стилистических приемов влияет на наше впечатление об истории. От детектива мы ждем загадочности и гнета тревоги. От боевика — динамики и драйва. От драмы — глубоких переживаний.
В статье при поддержке бренда Hisense на примере творчества Дэвида Линча разбираемся, как фильмы говорят со своими зрителями на трех уровнях восприятия, и отдаем дань режиссерскому гению. А также объясняем, как качественная техника помогает зрителю глубже понять оригинальный замысел кино.
Уровень I. Кино как картинка
Сегодня первые немые фильмы можно было бы назвать гифками — сюжетные движущиеся изображения без звука.
Но облизывающий экран котенок 100х100 px — тоже гифка, которую никак нельзя назвать фильмом. И даже если растянуть ее под формат экрана в кинотеатре, магии не случится. Что же превращает движущееся изображение в художественное высказывание?
Гораздо более точная метафора для кино — живые картины из «Гарри Поттера». Эстетически любое видео, независимо от длины, следует классическим принципам изобразительного искусства: целесообразности, единству сложного, равновесию, гармонии. От того, что картинка двигается, правила игры не меняются.
Эти принципы сформулированы не ради красоты, а для предсказуемого управления вниманием зрителя. Люди воспринимают до 90 % информации об окружении глазами. Это огромный поток новых данных. Поэтому, чтобы сэкономить ресурсы психики, наш мозг реагирует на наиболее яркие паттерны.
Художники и режиссеры пользуются этим, чтобы рассказывать истории и управлять нашими эмоциями от их «прочтения». Работает так:
- Автор сценария напишет «Утро. Рассвет. Туман. Герой въезжает по шоссе в город Твин Пикс».
- Режиссер разместит табличку «Добро пожаловать в Твин Пикс» на одной из осей кадра, чтобы ее сразу заметили, и использует приглушенный, немного пыльный цветокор. За эту секунду зритель сможет понять, где происходят события, проникнуться сонным оцепенением города.
При этом не последнюю роль в открывающей сцене культового сериала Линча играет звук — тревожный, словно кто-то не глядя ставит пальцы на клавиши.
Уровень II. Кино как пространство звука
Звук в фильме — это не только саундтрек. Хотя, бесспорно, переоценить его важность нельзя. Сложно сказать, стал бы «Интерстеллар» «Интерстелларом», а «Пираты Карибского моря» — узнаваемой и всеми любимой франшизой без музыки Ханса Циммера. Скорее всего, в обоих случаях это было бы совсем другое кино.
Пристегивайся — переход на новый уровень восприятия фильмов потребует глубокого погружения. С помощью звука мы раздвинем границы плоской кинокартины и войдем в трехмерное пространство режиссерской истории.
Чтобы кино смотрелось достоверно и захватывало зрителя, оно должно имитировать «окно в реальность». Это значит, что важно сохранить все привычные звуки окружающего мира: шумы, плеск воды, скрип колес, гул голосов в толпе, шелест листьев на ветру.
В первую очередь это нужно для комфорта зрителя. Звуковой вакуум заставляет нас нервничать и воспринимать происходящее на экране как что-то неправильное и тревожное. Из недавнего — многие сцены «Субстанции» происходят в гнетущей тишине. Так создается напряжение и саспенс.
Линч также использовал многозначительную тишину. Возвращаясь к «Твин Пиксу»: в первой серии полицейские сообщают о смерти Лоры Палмер, после чего в классе почти на десять секунд хронометража повисает давящее молчание. Хотя никто не произнес «смерть» вслух, зритель ощущает ее присутствие без всяких подсказок.
Таким образом, звук становится не просто инструментом, а не названным действующим лицом любого фильма. Главным героем, который должен удержать наше внимание, создать нужное настроение, заставить работать зрительское воображение.
Кстати, таких было немало. Например, чтобы снять сцену с поиском тела в лесу, режиссеру даже пришлось поругаться с оператором, доказывая, что свет должен исходить только от фонариков полицейских. Упустить это — лишиться удовольствия оценить труд съемочной команды и не до конца поймать «твинпиксовский» вайб.
А для усиления эффекта погружения и создания дома панорамного глубокого звучания бери саундбар Hisense U5120GW+. Беспроводной сабвуфер мощностью 180 Вт и 13 динамиков создают звук общей мощностью 570 Вт, буквально окружающий зрителя со всех сторон, даже сверху. Оснащенная технологиями Dolby Atmos и DTS:X, модель обеспечивает четкость, детализацию и глубину звучания. А сертификат Hi-Res, по аналогии с режимом Filmmaker у телевизора, воспроизводит музыку в качестве, близком к оригинальному.
Уровень III. Кино как управление ожиданием зрителя
Для самого глубокого уровня понимания фильмов тебе понадобится немного теории — 10 правил монтажа по Соколову. Именно склейка превращает картинку и звук по отдельности в подборку сцен, объединенных в сознании зрителя логической взаимосвязью.
Пауза между двумя кадрами — неосознаваемая доля секунды. Но именно здесь зритель становится участником происходящих на экране событий и формирует контекст. На пальцах:
- Кадр с кашей + кадр с недовольным человеком = еда невкусная, поэтому не нравится персонажу.
- Кадр с кашей + кадр с довольным человеком = еда вкусная и нравится.
- Кадр с кашей + кадр с недовольным человеком + лиричная печальная музыка = еда, может, и ничего, но вызывает у героя глубокие переживания. У зрителя появляются вопросы — к герою, фильму и себе самому.
Темп монтажа и выбор кадров для чередования — часть почерка многих режиссеров. Там, где Линч медитативный и отстраненный, Гай Ричи радует знакомой интенсивной динамикой, а Кристофер Нолан обманывает обратными склейками и даже строит на их основе не один фильм.
Картинка, звук, ритм и темп повествования делают фильм фильмом и помогают зрителю читать между строк — дополнять сюжет новыми смыслами, настроением и собственными трактовками. Эта формула делает истории культовыми, превращает режиссеров в художников, а бытовой вечерний просмотр фильма — в уникальный аудиовизуальный эмоциональный опыт.
С техникой Hisense одинаково комфортно и разгадывать тайные замыслы фильмов великого режиссера, и наслаждаться спецэффектами в блокбастерах, и смотреть спортивные драмы, не упуская ни малейших нюансов движения.
Компания Hisense специализируется на умной технике, которая делает жизнь людей проще и ярче. Все гаджеты бренда «мэтчатся» между собой. Подбирай телевизор с комфортной диагональю и наслаждайся полной глубиной картинки и звука благодаря саундбару.
Реклама ООО «Горенье БТ»
ИНН: 7704722037
erid: 2W5zFGtWrTa
Комментарии
(0)