Об этом чуваке мне захотелось написать после просмотра отличного фильма «Грязь», который вышел на наши экраны буквально на днях. Нельзя сказать, что я отлично знаком с творчеством писателя Ирвина Уэлша, я так, захожу в гости к его творчеству. Фильмы по его книгам я тоже смотрел далеко не все, но что-то есть в его странном грязном мире, который, по сути, является частью нашего, и так не хочется, чтобы он имел к нему хоть какое-то отношение. Но он все равно имеет место.
Ирвин Уэлш показал жизнь Шотландии, страны, которая кажется многим хипстерам безумно привлекательной, окруженной этаким странным романтичным ореолом. Но Ирвин показал жизнь ее мерзких низов, показал так, что не осталось и сомнения, что кто-то из них должен заслуживать хоть мнимого уважения и сочувствия. Напротив, писатель безумно любит мерзких героев, объясняя это тем, что хорошая история ничему людей не научит, в отличие от истории с реально плохим концом про настоящих, омерзительнейших сволочей. Таковы и герои Уэлша — сволочи всех мастей и калибров. Есть ли в его книгах проблески надежды? При желании вполне себе можно найти.
Ирвин был на полном серьезе чуваком если не с низов, то уж точно не из лощенных интеллигентов. Он родился в Эдинбурге, его мать работала официанткой, а отец, бывший рабочий доков, из-за проблем со здоровьем стал работать продавцом ковров. После школы Уэлш закончил курсы электриков, стал работать по специальности в телестудии. Но проработать на этой должности долго чувак не смог. Электрика (кто бы мог подумать) рубануло током так, что парень однозначно понял: это совершенно не его!
В возрасте 20 лет Уэлш перебирается в Лондон, где начинает неожиданно для всех играть панк-рок. Понятно, что ничем хорошим это кончиться не может: 20-летний парень без профессии, панк-рок, один в чужом городе… Кроме употребления наркотиков, наш герой пустился во все тяжкие по полной. Благо, что мет не начал варить (хотя мы многого можем не знать об этом писателе). Чувак хулиганил и даже был задержан за акт вандализма. Какой-никакой внутренний стержень у Ирвина был, поэтому он устраивается на работу в городской совет округа Хакни в Лондоне, попутно изучая программирование.
В середине восьмидесятых это был приличный молодой человек, работавший агентом по недвижимости. Чувак поступает в университет и даже получает ученую степень. В начале девяностых он понимает, что хочет писать. Первый роман Уэлша «Trainspotting» («На игле») стал, как ты понимаешь, автобиографичным. В нем он рассказывает о среде лондонских наркоманов, описывая все ужасы этого странного влечения, без всяких глупых «Наркотики — плохо» дает понять, что наркотики — это реально плохо. Именно по этой причине нужно читать Уэлша. Популярность автору принес и фильм по книге, вышедший три года спустя.
В 1995 году Уэлш продолжил свою карьеру писателя, выдав публике книгу «Кошмары аиста Марабу» — довольно странную и спорную вещь, в которой ярко освещается тема насилия, сексуального и физического. Книга странная и местами тоже культовая. Год спустя вышел действительно популярный альманах Ирвина «Кислотный дом». Это сборник рассказов о низах, наркотиках, насилии, огромном количестве секса и мразей, которыми так славятся книжки Уэлша. Книгу называют культовой и знаковой. Культовой — понятно за что, слово красивое. А вот знаковой — потому, что сборник не только очень качественно описывает странное поколение маргиналов из Шотландии, но и показывает творчество Уэлша со всех сторон. Авторский стиль, полный грязи, реалистичных описаний и огромного количества специфической ненормативной лексики покажется ханжам неправильным и пропагандирующим насилие, в то время как нормальные чуваки поймут, что книга — отличный антигимн этому самому насилию.
В 1996 году вышел сборник рассказов «Экстази», посвященный темам любви и наркотиков. Вроде бы он даже был экранизирован.
А в 1998 году, достаточно далеком от нас, вышел тот роман, из-за которого и родилась эта статья. Называется роман «Filth», но в русском переводе он называется «Дерьмо», что, на мой взгляд, немного неверно и теряет весь налет тонкости. Роман повествует о жизни двух главных героев: полицейского по имени Брюс Робинсон из славной Шотландии и глиста, который живет в его кишечнике, у которого, увы, имени нет. Весь роман мы видим ужасно мерзкого человека без моральных принципов, хаотичного, злого, мерзкого, который лезет наверх и пытается занять место под солнцем любой ценой. Брюс действительно паразит, тут даже и говорить нечего. Образ Брюса Робинсона на полном серьезе вошел в галерею всех мерзких и не очень персонажей британской литературы со времен ее появления. Буквально на днях в российский прокат вышел фильм «Грязь» по книжке Ирвина Уэлша с Джеймсом МакЭвоем в главной роли. Во-первых, сразу скажу, что фильм снят по мотивам книги, то есть сюжет книги не повторяется в мельчайших деталях. Второго главного героя — безымянного глиста — тоже не наблюдается, потому что Брюс как будто слился с этим персонажем во всех возможных смыслах (хотя, может быть, глист в нем и сидит). Несмотря на то, что расхождений с книгой тьма, Ирвин Уэлш остался в восторге от сценария и от того, что получилось. Сам актер, сыгравший Брюса Робинсона, сказал, что сценарий фильма — «лучшее, что он читал в жизни». Чувак, которого я знал до этого только по роли фавна в детской сказке «Хроники Нарнии», в роли Брюса оказался настолько великолепным, жалким, восхитительным и ужасным, что я невольно пришел в восторг. Молодец! Если ты не боишься грязи, исключительнейшей чернухи на экране, то добро пожаловать на просмотр фильма.
У Уэлша есть еще очень много отличных книг, про которые стоило бы написать, но которые, я, увы, не читал. Чего стоит его история «Альковные Секреты Шеф-Поваров», представляющая этакий римейк «Портрета Дориана Грея» в грязной-грязной манере! В общем, Ирвин Уэлш действительно стоит внимания как писатель, я не буду называть его контркультурным, терпеть не могу это слово, оно у меня твердо связано с «высокодуховными девушками» и чуваками неопределенного пола в общественном транспорте или кофейнях с маленькими, карманного формата книжками в вызывающей оранжевой обложке. Литература не для всех, епт. А Уэлш действительно стоит внимания.