Интернет: большая свалка или прекрасный новый мир?

Михаил Малахов
08 июня, 2020
10.5k
0
Культура
в избранное
Подобно тому, как человек влияет на окружающую среду, на экологию планеты, мы влияем и на интернет. С той лишь разницей, что интернет создан людьми и потому всецело от них зависит. Мы можем вырубить все леса, заразить отходами все водоёмы, сделать атмосферу непригодной для дыхания. Можем сами загнать себя в небольшие обитаемые зоны, за пределами которых будут безжизненные пустоши. Либо можем переосмыслить тенденцию, осознав, что на данный момент и, вероятно, ещё надолго эта планета — наш единственный дом.

Точно так же мы можем закинуть на каждый сайт в интернете фишинговые программы, заполнить социальные сети fake news и всяким трешем, всё глубже погрязая в безвкусице и примитивизме. Можем сделать интернет таким местом, где просто не захочется появляться без необходимости, местом, где абсолютно всё будет не тем, чем хочет казаться. Либо можем переосмыслить тенденцию, осознав, что интернет — это глобальное общественное пространство, единственное в своём роде.

Анонимус деградировал

Если бы подключиться к интернету было хоть немного сложнее — возможно, нашлось бы, с кем поговорить. Это не значит, что в интернете живут одни только тролли и просто недоумки, но чем больше пользователей, тем меньше вероятность наткнуться на кого-то интересного. Из этого проистекает процесс деградации Анонимуса, который является собирательным образом усреднённого пользователя Сети.

Можно считать это каким-то старческим ворчанием, но раньше средний пользователь интернета точно был куда более эрудированным, более уникальным персонажем. Это объясняется как раз сложностью выхода в Сеть. Во-первых, человеку требовался ПК или Sega Dreamcast, а они были не у всех. Во-вторых, интернет стоит довольно дорого и был жёстко лимитирован. В-третьих, были и технические сложности. Приходилось к материнской плате подключать модем, а тот, в свою очередь, — к домашнему телефону (который опять-таки был не у всех). Кроме лимита по интернет-карте был и домашний лимит, так как приходилось занимать телефонную линию. В общем, время в интернете имело значительно большую цену.

Сегодня нет ничего проще, чем завести своё второе «я» в любой социальной сети. Покупаешь симку или берёшь в аренду виртуальный номер, регистрируешь очередную почту — и всё: новая виртуальная личность готова. Осталось придумать остроумный ник и закинуть какую-нибудь аватарку. Никаких проводов, интернет есть всегда и у всех, включается нажатием одной кнопки. Однако лёгкость, с которой рождаются анонимы, сказывается на их качестве. Как правило, они создаются даже не для того, чтобы безнаказанно высказываться, а вообще просто так. Без всякого смысла. Имя им Легион, но все они абсолютно безлики, ведь по ту сторону монитора сидят настоящие, но такие же скучные и безликие люди. Которые в принципе неспособны породить нечто интересное или хотя бы осознанное.

Я и не знал, сколько на свете кретинов, пока не заглянул в интернет.

— Станислав Лем

Избыток информационных потоков

Сколько страниц в интернете? Наверное, не меньше, чем звёзд в целой Вселенной. При этом большая их часть необитаема и уже давно не подаёт признаков жизни. Ещё совсем недавно исследователи интернета говорили об избытке информации, а сегодня впору говорить о перенаселении. При этом проблема не в количестве пользователей, а в том, что каждый из нас является своего рода менеджером информационных потоков, а нередко ещё и генератором дополнительной информации. Ведь это мы сами решаем, что лайкнуть, что репостнуть, что скинуть в личку, а где открыть жаркую дискуссию.

Подобно тому, как безответственный горожанин бросает мелкий мусор прямо на тротуар, пользователи Сети разбрасывают всюду мусорную информацию. В итоге интернет обретает всё более отчётливые черты огромной свалки, которую как-то нужно контролировать. Как результат — с каждым годом интернет становится всё менее свободным, а для поисков нужного контента приходится тратить всё больше времени. Нет сложностей с поиском информации, но есть проблемы с поиском доказательств её достоверности. Поисковые системы и отдельные социальные сети выдают тысячи ссылок на любой запрос, однако большая их часть ведёт на локальную мини-свалку.

Ярчайший тому пример — видеохостинг YouTube. Например, человек хочет узнать что-то о древних цивилизациях — так в поиске и пишет. В ответ получает несколько десятков, а то и сотен материалов невменяемого характера. Там будет что угодно, от рептилоидов до атлантов, и только где-то на втором-третьем десятке начнётся адекватность. То же самое с космосом: пишем нечто вроде «колонизация Марса» в надежде послушать какую-то лекцию о проблемах колонизации и о её перспективах — находим «Рен ТВ» и ещё с десяток блогов такой же направленности. Так происходит не от того, что злой интернет желает нам мозги запудрить. Пользователи Сети сами лайкают, комментируют и репостят именно этот треш, выводя его на первые строчки поиска и даже в тренды.

В интернете можно найти всё, чего ты не ищешь.

— Анна Руманофф

4 самые странные легенды из интернета

Новое пространство для новых форм жизни

Интернет — это практически полноценное пространство для развития новых форм жизни. Например, вирусы, которые хоть и делятся всего на несколько основных групп, но имеют бесчисленное количество вариаций. Некоторые из них, будучи созданными человеком, в итоге отправляются в свободное плавание по Всемирной паутине. Недалёк тот день, когда подобные «организмы» обретут свойства саморазвивающихся систем. Более того, в интернете уже живут зачатки ИИ в виде нейросетей. Они уже умеют рисовать, вести диалог, писать музыку, играть в игры. Однажды такие сети или уже полноценные ИИ смогут создавать вирусы и кто знает что ещё.

Пространство Всемирной сети может способствовать эволюции человека, открывая ему доступ к практически неограниченным знаниям. Может интернет способствовать и обратному процессу — деволюции, превращая человека обратно в обезьяну. Однако это снова не воля какой-то злой сети, а выбор человека, основанный на личных предпочтениях и отчасти на первых впечатлениях. Здесь снова подходит аналогия с мусором на улице. Если на первой прогулке по парку ребёнок всюду видит разбросанные бычки от сигарет, банки от газировки и салфетки, он решит, что это норма жизни. К тому же если все окружающие, более взрослые люди, ведут себя таким образом. Точно так же, если на первой прогулке в интернете ребёнок попадёт на информационную свалку, это реально может сказаться на всём его мировосприятии.

Уже сегодня интернет может обеспечить условия, при которых человеку вообще не нужны контакты с внешним миром. Здесь столько развлекательного контента, что за всю жизнь не пересмотришь и не переиграешь. Здесь куча работы, за которую платят реальные деньги, но их необязательно никуда выводить, ведь все покупки можно совершать онлайн. Здесь же можно заказать доставку, а в результате пандемии она стала ещё и бесконтактной. Идеальный мир интроверта.

Несмотря на существенные отличия виртуального пространства от привычного, некоторые правила из реального мира действуют и в интернете. Например, беспорядочные половые связи без предохранения могут заразить твой ПК вирусом. Бывало такое? Нужно антивирус использовать либо заходить только на хорошо знакомые сайты. В Сети полно мошенников, а способов обмана, наверное, уже больше, чем в офлайне, ведь и ценность здесь имеют не только деньги. Электронная почта, аккаунты в любых соцсетях и мессенджерах, учётные записи в играх и где угодно ещё — всё это представляет некоторую ценность. Однако куда большую ценность представляет мозг человека. Вернее, возможность на него воздействовать.

В нашем мире существуют три вида смерти: остановка сердца, смерть мозга и уход в Сеть.

— Гай Олмес

Как жить в этом информационном океане

Главное свойство информации — искажение. Это естественный процесс, обусловленный человеческим фактором. Вот есть оригинал первоисточника информации. На протяжении всего маршрута от первоисточника до пользователя информация проходит множество узлов распространения, откуда она как будто разлетается в разные стороны с усилением. Этими «узлами» могут быть группы в соцсетях, какие-то СМИ, блоги и так далее. В этих «узлах» работают обычные люди, которые могут быть ангажированы, могут иметь собственные эмоции и взгляды. В конце концов, они могут просто неверно что-то понять или интерпретировать, тем более когда информация преодолевает «международный узел».

Своеобразный эффект испорченного телефона, при том что весь интернет и есть этот «телефон». Поэтому при погружении в Сеть нужно помнить о некоторых правилах, иначе можно так и не всплыть.

Любая информация на любом ресурсе может быть неверна. Это не зависит от авторитетности источника, просто одни являются регулярными фейкомётчиками, другие фейлят лишь периодически. Однако ошибаться могут все, и если какой-то инфоповод конкретно тебе кажется важным, его нужно проверять. Сначала — просто интуитивно, на уровне адекватности и реалистичности; потом — на уровне подтверждённости в других источниках, с поиском дополнительных деталей или нестыковок. Возможно, это звучит как совет от Капитана Очевидность, однако откуда-то же берутся тысячи верящих в чипизацию и излучение через 5G.

Любую информацию можно проверить. Если это невозможно, то она неверна. В данном правиле могут быть исключения (например, когда есть только первоисточник и он уже недоступен), но такая ситуация занимает положение статистической погрешности. В подавляющем большинстве случаев, если какую-то информацию нельзя проверить, она будет вбросом или просто чьей-то шуткой.

Спорить в интернете абсолютно бессмысленно. В споре не рождается никакая истина, а, напротив, умирают часы жизни. Представь, что перед тобой в комментариях не какой-то человек, а просто набор пикселей или НПС, как в играх. Здесь ты никого никогда и ни в чём не переубедишь, так как Анонимус не имеет никаких моральных принципов, а сама анонимность ему нужна именно для самоутверждения.

Тренды — это почти всегда низкосортный контент, рассчитанный на усреднённого пользователя. Бывают редкие исключения вроде того же Бэдкомедиана, который делает действительно качественный контент, но таких примеров по пальцам одной руки можно пересчитать. В остальном тренды — это качество всегда ниже среднего, рассчитанное на случайно заглянувших на огонёк пользователей. Владельцы трендовых каналов или групп практически никогда не генерируют уникального контента. Их тактика — регулярность и частота выхода в эфир, а на создание чего-то своего у них просто нет времени.

День рождения интернета и самые важные события в развитии Сети