Культура
25 июня, 2015

Иллюстрированный мир

В детстве всем плевать на содержание книги, ведь самое интересное в ней – картинки. С годами меняются предпочтения, начинаешь обращать внимание на текст, но любовь к хорошим иллюстрациям не проходит. И не важно, украшали ли эти иллюстрации книги или просто выложены в сети, главное, чтобы цепляло и уносило с собой в странный мир, созданный художником.
Вот лишь немногие художники-иллюстраторы, которые достойны внимания. На всех не хватает времени, увы. Может, когда-нибудь мы перечислим всех, а пока вот небольшой список тех, кто своими работами не оставляет равнодушным.

Геннадий Спирин

В волшебный мир Спирина ваш покорный слуга попал в глубоком детстве, когда ему под руки попалась старая, но невероятно красивая книга за авторством прославленной феминистки и лесбиянки Жорж Санд. Нет-нет, речь идёт не о знаменитом «Консуэлло», а о славной поучительной сказке про типичного простофилю «История истинного простофили по имени Грибуль». Эдакий Иванушка дурачок, только слишком добрый и омерзительно справедливый. В принципе, за это он и поплатился. Его сожгли. Ещё там были люди, превращающиеся в злых шмелей, и прекрасные феи, превращающиеся в пчёл. Но весь сок был не в антропоморфных мутациях, а именно в том, как господин Спирин их изобразил. Это было нечто волшебное, напоминающее по своей стилистике картины Брейгеля, ван Эйка и шедевры Ренессанса, только с налётом той самой дремучей европейской сказочности.

Акварельные работы Геннадия Константиновича с успехом выставляются на крупных выставках и хранятся в частных коллекциях, приобретённые за очень большие деньги, потому что Спирин себе цену знает. Известно, что с давних пор гений «Северного Ренессанса» живёт в далёкой Америке, где и продолжает трудиться по сей день. Однажды на его работы наткнулась Мадонна, которая вдруг решила стать писательницей. Её сказка «Яков и семеро разбойников» связана с жизнью некоего городка восточной Европы XVII века. А кто лучше всего умеет рисовать эту волшебную эпоху? Правильно, Спирин. Вот к нему и обратились. Правда, художник, который, к слову, так и не выучил ни слова по-английски, не стал даже слушать замысел сказки. Потребовал сумму, от которой у всех волосы дыбом на спине встали, да ещё и перевести сказку на русский. Интереса ради условия строптивого «медведя» были выполнены. Началась работа, которая принесла ещё больше сюрпризов для госпожи Мадонны. Та пыталась руководить работами, посылая адвокатов, объяснявших художнику, что и как надо сделать (напрямую они не общались). Тот посылал их подальше, так как рисует сразу, без эскизов. Даже написал письмо, где аккуратно и жестко намекнул, что, мол, девочка, успокойся, не мешай профессионалам делать своё дело. Та смирилась, но когда увидела готовые рисунки, пришла в такой восторг, что купила вдобавок оригиналы всех 36 рисунков Геннадия Спирина, а тот, польщенный, наконец, ее покладистостью, нарисовал подарок – портрет Мадонны в сказочном стиле: юная красавица скачет на черном коне-иноходце на фоне средневекового города. Вся эта история примечательна тем, что с Мадонной на тот момент уже давно никто не спорил. Но Спирину, как видно, было всё равно. Вот что значит свободный художник, убеждающий силой творчества.

Жульен Пако

Если Спирин – это воплощение сказочного Ренессанса, то француз Жульен Пако создал свой собственный стиль на стыке сюрреализма и кубизма. Его можно обвинять в подражании Сальвадору Дали, но, чёрт возьми, моего товарища Васю Пашутина, любившего разрисовывать заборы абстрактными детородными органами, тоже обвиняли в подражании Дали. Особенно после того, как его посадили в психушку. Пако – слишком самобытный художник.
В начале 90-х он понял, что ему нравиться экспериментировать с изображениями в Photoshop – так начался его путь художника.

В прошлом Жульен был астрофизиком, известным игроком в снукер, гипнотизером и преподавателем эсперанто (какой необычный перечень). Ныне он художник, творящий только в порыве вдохновения. Слишком, даже чересчур творческий человек посвящает работы своему главному хобби – путешествиям, сочетая в работах людей и ландшафты так, что сам Терри Гиллиам позавидовал бы, а Сириак Харрис и вовсе принял бы двойную порцию ЛСД, дабы создать нечто более безумное. Он вдохновляется Магритом, Дали, кинематографом и своей давней мечтой путешествовать во времени. Впрочем, всё это отчётливо читается в его футуристических картинах. Пако – эдакий визуальный рассказчик с большим чувством юмора и огромной тягой к геометрическим фигурам. Впрочем, не надо искать тут потаённых смыслов в стиле дедушки Фрейда. Просто они вносят необходимый баланс или дисбаланс в полотно. Говорю тебе, как художник художнику.
Среди, пожалуй, самых известных иллюстраций – обложка к книге «1Q84» Харуки Мураками.

Бенджамин Монти

Бен Монти – это чёрный юмор на бумаге. Гротескный, грубый, странный и тем не менее не лишённый шарма. От этих рисунков так и веет старухой Англией. Складывается ощущение, будто художнику плевать на результат работы – уж слишком всё небрежно. Ему абсолютно всё равно, на чём рисовать, хоть на обратной стороне товарного чека. Однако не будем столь категоричны. Парень старается. Очень старается, иначе мы бы о нём не говорили.

Матеуш Колек

А ещё говорят, что у поляков радуга черно-белая, и кроме слова «курва», они ничего другого не говорят. Так вот, бессовестно врут. Молодой польский иллюстратор Матеуш Колек всячески пытается это доказать.
Работы иллюстратора нельзя назвать обычными. Как ни пытайся. Все эти гигантские грибы, лиловые головастики и непонятная растительность, напоминающая микрофлору человека в многократном увеличении, заставляют задуматься об одном: что творится в голове у этого поляка?
Но тем не менее всё очень приятно и симпатично.
Кто-то скажет, что на фоне глобальной популярности японских мультфильмов, из которых Матеуш, безусловно, черпал вдохновение, эти работы выглядят банально. Пусть так, но это не умаляет их красоты и обаяния.

Джон Макнейр

Американский художник и иллюстратор Джон Макнейр демонстрирует своеобразный стиль рисунка, который основан на сюрреализме и готической фантазии. Чёрно-белая палитра его творений напичкана лесными духами, воскресшими мертвецами, неопознанными таинственными сущностями и сценами сражений с мифическими чудовищами. Складывается ощущение, будто художник не понаслышке знаком с Сатаной, либо очень любит клипы Чада Вангаллена. Однако, работы завораживают той бесовщиной, которая в них присутствует.

Андрей Первухин

Ещё немного о наших соотечественниках.
Андрей Первухин, скрывающий своё истинное имя под звучным псевдонимом Первандр, является, наверное, одним из самых уважаемых молодых иллюстраторов, которым повезло родиться в России. В его работах встречается как сочное фэнтези (особенно удались рисунки на тему «Властелина колец»), так и военная тематика с горящими танками и автоматами вместо мечей. Простой воронежский парень, стал обладателем нескольких десятков зарубежных и отечественных наград. Его буквально отрывают с руками как отечественные, так и зарубежные компании и арт-сообщества.

Андрей Ферез

Одушевлённая городская архитектура с человеческими чертами, потрясающе красивый сюрреализм, очень подходящий для украшения обложек книг, и ореол грусти, окутавший каждую из картин, – всё это можно сказать про работы замечательного художника Андрея Фереза, больше известного под ником «25 картинок». Его сюрреалистические работы наполнены необычайной глубиной и множеством мелких деталей. Это не простые причудливые детали: каждая из них рассказывает свою отдельную историю и тянет вглубь, окунуться в атмосферу причудливого пейзажа.
Андрей рисует на планшете Wacom в Photoshop и делает это просто шикарно. Каждая деталь рисунка обладает душой. Впрочем, к чему этот трёп, смотри сам.

Уильям Блейк

Один из знаковых художников и мистиков позапрошлого столетия тоже отметился на иллюстраторском поприще. Его картины всегда напоминали сказку, поэтому иллюстрации были делом времени. Особенно заметны его работы над «Книгой Иова». Двадцать две гравюры являются ничем иным, как рисунком по памяти. Блейк зарисовывал свои видения, являвшиеся ему в его воображении главным образом по ночам. Так возникла большая серия (более сотни) карандашных рисунков под условным названием «Головы призраков» с портретами множества исторических, библейских, мифологических и литературных персонажей, среди которых был также и Иов.
Но не Иовом единым славен сей мистификатор. Очень здорово, особенно для 1827 года смотрятся его рисунки к великой «Божественной комедии» Данте, даже несмотря на то что выражения морд некоторых тварей вызывают смех, нежели ужас.

Владислав Ерко

Владислав Ерко чем-то похож на Спирина: его иллюстрации украсили не одну книгу, и эти самые иллюстрации, выполненные в духе голландской школы, чаще говорят куда больше, чем текст. Пожалуй, самые знаменитые – к «Снежной королеве» – видел каждый. Но мало кто знает фамилию автора.
Его работы отличаются поразительной детализацией и обилием красок. Кроме того, Ерко был признан лучшим иллюстратором книг о Гарри Поттере.
А иллюстрации Владислава к книгам Коэльо издательство даже выпустило отдельным альбомом, объясняя это тем, что «при многократном увеличении в рисунках проступают всё новые и новые детали.
Кстати, не все работы украинского мастера отличаются яркостью. Его иллюстрации к вечному шекспировскому «Гамлету», напротив, отличаются излишней мрачностью, но от этого не выглядят хуже.
В своё время его уверяли быть проще и не рисовать так изысканно. К счастью, Ерко не внял уговорам и создал шедевры, которые до сих пор удовлетворяют даже самый капризный запрос.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: