Образ жизни
08 февраля, 2018

Игры с глубоким смыслом и не для всех

Мы включили в этот список игры, которые бьют по сознанию и проникают в сердце, прямо в левый желудочек. Они не для всех, но в этом их прелесть.
Иногда возникает непреодолимое желание отбросить шутеры подальше и поиграть во что-то глубокомысленное, не для всех. Погрузиться в историю, впитать атмосферу, даже помучиться, отгадывая разгадки, но чтобы тебя шандарахнуло настолько, что ты потом несколько дней ходил бы под впечатлением. Речь не о масштабных RPG вроде Morrowind, Skyrim, или шедевре Metal Gear Solid 4.

Есть, например, инди-игры, которые сделаны просто, но оставляют после себя грандиозное впечатление. Braid, To the Moon – это были шедевры. Странно и атмосферно. Мы включили в этот список игры, которые бьют по сознанию и проникают в сердце, прямо в левый желудочек. Они не для всех и понравятся немногим. Однако в этом их прелесть.

What remains of Edith Finch

Симулятор ходьбы, в котором поднимаются крайне неудобные и взрослые темы. Центральной является тема смерти, с которой игра снимает табу. Сильно впечатлительные даже слезу пустят.

Когда-то благородное семейство Финчей перебралось из Норвегии в США, перетащив с собой целый дом. Увы, сильный прибой отправил корабль вместе с прародителем рода на дно морское. Семья построила новый дом, но злоключения не закончились. В течение нескольких поколений каждый член семьи умирал в результате неестественных причин.

Эдит – единственная живая представительница Финчей – возвращается в вычурное родовое поместье и пытается понять, с чем связаны эти смерти: родовое проклятие или случайность? А еще чтобы открыть запертые двери, коих в доме больше, чем плохих игр в 2017-м году.

На первый взгляд может показаться, что это не больше, чем очередная мрачная история про проклятый старый дом и отгадывание загадок. Вместо того чтобы решать загадки и через них восстанавливать мрачную историю, игроку предлагается прожить последний день из жизни каждого Финча. Разные люди, разные смерти, разные истории. Каждая как отдельная игра со своей механикой и минимумом подсказок. Так что придется применить смекалку.

Даже странная, поэтичная, причудливая прогулка по полному воспоминаний дому сама по себе интересна, несмотря на полную линейность. Потому что игра умудряется с деликатным очарованием убедить в неизбежности смерти близких людей, ведь тех, кто ушел, уже не вернуть. Вместе с тем игра светлая и дает надежду. И это при том, что все уже умерли. Все это настолько трогает, что плевать на чересчур открытый финал.

Говорить больше про проект, рассчитанный на пару часов, было бы немного нелепо, поэтому мы закончим, а ты поставь на закачку.

Hellblade

Когда инди-игра по уровню и качеству не уступает масштабным и широко разрекламированным поделкам студий с бюджетом, многократно превосходящим ВВП Эстонии, то хочется купить оригинал, а не скачать пиратскую версию. А если ее содержание главенствует над и без того шикарной оболочкой, то отпадает всякое желание прикасаться к гнусным поделкам «EA» и «Bioware». Только инди, только таланты. Жаль, не все игры жанра такие же великолепные.

Hellblade, возможно, лучшее, что произошло с игровой индустрией в 2017 году. В хорошем смысле жуткая, тяжелая, грустная и даже страшная история, в которой в идеальных пропорциях смешаны современные представления о психозе, фентези, психологический ужас, скандинавская и кельтская мифологии. Где б еще нам дали поиграть за душевнобольную главную героиню, да еще из Средневековья? В принципе, людей, извлекающих из пространства между ногтями и пальцами молнии и файерболы, тоже можно назвать душевнобольными, но здесь другой случай.

Мы играем за девушку-воина по имени Сенуа, которая отправляется в царство Хельхейм, чтобы спасти из рук богини Хель душу своего погибшего любовника. По большому счету, это очень красивая, качественная метафора борьбы с психозом. Главное – внимательно слушать голос рассказчицы и запастись терпением, чтобы история героини раскрылась, как цветок, а параллели между мифом и реальностью не ставили в тупик. Для работы над сюжетом были приглашены специалисты по скандинавской мифологии и психологии. И это ощущается, настолько все проработано.

Отдельно стоит отметить работу со звуком. В последний раз так воодушевлял и вдохновлял только саундтрек легендарного Braid.

Journey

Оказывается, Journey – это не только отличная группа, но и симулятор хождения в оранжевых тонах. Игра, требующая максимальной вдумчивости и внимания. Даже несмотря на то, что она длится всего два часа, в ней нет диалогов, а в качестве главного героя выступает бесполое нечто в красной мантии. Но местный сюжет здесь рассказывают декорации и фрески – единственное, что осталось от некогда процветавшей цивилизации. Кругом руины, артефакты, магические предметы и огромные монолиты. До того как взяться за оружие и начать войну за ресурсы, эта цивилизация не знала равных, но в итоге истребила саму себя, оставив только камни и энергию.

И все, что осталось игроку, – это совершить путешествие, собрать как можно больше энергии и отнести ее горе. Тогда в эти края опять вернется жизнь, но зачем это нужно и кто будет жить – неизвестно. Очень пугающий сюжет, особенно для жителей этой планеты.

Journey – это красиво и поэтично. Здесь нет лишних фраз и диалогов – только действия и твои эмоции. Послевкусие прохождения длится долго, а некоторые картины, особенно те, что в финале, надолго поселятся в сердце и памяти.

Firewatch

Грустная, хоть и предсказуемая история, которая вовсе не про Йелоустоунский заповедник, а про побег от себя. Без сюжета и философской начинки это был бы просто неплохой симулятор наблюдателя пожарной вышки в национальном парке. Работа мечты: гоняешь школьников, запускающих фейерверки и оставляющих бутылки пива, наслаждаешься природой и дивной красотой.

Надо сказать, что нарисована игра бесподобно. Хочется наслаждаться этой красотой, жить в ней и не обращать внимания на творящуюся чертовщину в стиле «Алана Вейка». Только для тех, кто не любит триллеры.

Это очень грустная история. Оказывается, мы играем не просто за любителя природы, а за Генри – человека, который потерялся и не знает, что ему делать. У его жены деменция, и она не узнает мужа. Прошлое Генри, с которым мы капля за каплей знакомимся в процессе игры, позволяет воссоздать целостную картину. Между воспоминаниями о знакомстве с женой и том моменте, как ее, глубоко больную, забирают родители, проходит немного времени. Но мы уже становимся персонажем игры.

Наша напарница – такой же несчастливый человек, защищающийся от мира юмором. Самое странное, что ты воспринимаешь ее не как набор прописанных фраз, а как живого человека. И в этом проблема игры – к ней привыкаешь и воспринимаешь слишком серьезно. А как иначе, когда вокруг красота, ласкающая слух и взор, и глубокий сюжет? Творящийся вокруг триллер только добавляет прелести.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: