В мире живет не так много людей, осознанно покупающих игры, в которых нужно много думать. Остальные натыкаются на них случайно, и немногие из них затягивают и завораживают так сильно, как те, что мы перечислили ниже. Вот и мы наткнулись на них случайно, а бросить не смогли. Заманили своим геймплеем, головоломками и проблемой выбора. Это тебе не Нико Беликом выбирать, кого из двух подонков пристрелить. Здесь действительно надо думать.
The Talos Principle
Когда игра только вышла, весь мир содрогнулся в блаженном изумлении: как студия, пятнадцать лет не выпускавшая ничего, кроме новых частей и ответвлений шутера Serious Sam, умудрилась создать тонкую философскую головоломку, где нет ни одной драки, зато есть больше сотни заковыристых задачек? Правда, кое-какое напоминание о Сэме было в виде многочисленных греческих и египетских развалин. Собственно, они и являются главным местом действия. Только среди древних руин парят странные механизмы, светят пулеметные турели, светятся мины. А потом странный голос возвещает, что имя ему Элохим, и предлагает войти в храм, который больше похож на испытательный комплекс со множеством порталов в разные миры: средневековая Европа и древние Греция с Египтом. Но везде лишь развалины и механизмы, которые не пускают тебя дальше и норовят убить.
Задача – избежать машин смерти – сводится, по сути, к решению головоломок. Можно просто деактивировать, а можно натравливать плоды технического прогресса друг на друга, и чем дальше, тем изобретательнее и разнообразнее способы. И все для того, чтобы пробраться в башню, куда Элохим строго-настрого запретил соваться.Игра чем-то похожа на Portal, только юмора в ней нет ни грана. Она поднимает серьезные философские темы, превращая процесс в медитативное приключение с «вечными» вопросами. Эстетический побег из реальности, где искусственный интеллект борется с живым и пытается свергнуть своего Бога. Именно эти темы не дают заскучать во время разгадывания головоломок. Зато после прохождения чувствуешь себя как после сдачи экзамена.
Antichamber
Объяснять эту игру – это все равно что пытаться выкопать могилу ложкой. Но мы попробуем.
Девиз Antichamber гласит: «Из двух очевидных вариантов правильным оказывается третий». Игра твердо следует этому мото, круша все устои и нарушая все возможные логические правила.
Сразу после запуска игры ты попадаешь в комнату, где уже тикает таймер и нет никаких намеков, что, как и зачем нужно делать. А нужно просто пройти до конца по витиеватым коридорам, больше напоминающим приход или галлюцинации. Стандартная логика и привычные принципы устройства мира не работают. В этом смысле напоминает Portal, но терзает мозги и нервирует гораздо сильнее. Особенно своими яркими, неадекватными цветами и странной логикой.
Игрушка на любителя. Кому-то понравится, кому-то нет, но впечатления после себя оставит.
Beholder
Разбавим бездушные блуждания по фантасмагорическим мирам чем-то более реальным и душевным. Ведь иногда думать нужно не только для того, чтобы решить какую-то головоломку, но и сделать правильный выбор, исходя из точки зрения морали, выгоды, здравого смысла и собственной безопасности. Именно такие вопросы поднимает дивная и крайне грустная игра Beholder.
По сути это симулятор управдома в одном очень суровом тоталитарном государстве. И главная задача игрока – шпионить за личной жизнью жильцов и писать доносы на неугодных правительству людей. За ними, естественно, приезжает «воронок» и увозит куда-то далеко. За это ты получаешь деньги, на которые содержишь и балуешь семью. Это и является главной целью игры – удовлетворение потребностей и сохранение жизни домочадцев. А их у тебя трое: жена, сын и дочка. И они могут болеть или недоедать. И приходится искать самые разнообразные выходы из ситуации. Можно даже подкинуть одному из жильцов запрещенный в Республике товар, позвонить куда следует и получить свои деньги. И вроде семья спасена, но не всем домочадцам по нраву такая деятельность.Так что игру можно закончить в полном одиночестве, когда одни члены семьи не захотят с тобой общаться, а другие просто помрут. И знаешь, что все это напоминает? Жизнь, когда ситуация складывается так, что ради близких приходится идти на сделку с совестью и искать себе оправдания. В этом сложность игры, что каждое свое действие приходится рассматривать с весьма неожиданной стороны.
Stephen’s Sausage Roll
Кто бы мог подумать, что симулятор жарки сосисок на углях может быть таким интересным. Без шуток, главный герой оказывается на острове, разделенном на множество зон, каждая из которых — пазл. Суть проста: есть горячие поверхности, есть сосиски. Нужно равномерно прожарить каждую сосиску и не сжечь ее. Но прежде нужно расчистить пространство, столкнуть сосиску в нужное место и приготовить.
При всей внешней простоте игра генерирует огромное количество различных геймплейных ситуаций, а новые механики вводятся так незаметно, что игрок всегда думает, будто сам их обнаружил. Несмотря на примитивную графику, играть в это очень приятно. Но не сразу, нужно некоторое время попривыкать, ведь поначалу управление будет жутко выводить из себя.
The Witness
Если уж и были игры, созданные по мотивам собственных снов, то The Witness – определенно одна из них. Невероятно красивый пейзаж, в который гармонично вплетены загадки и сложные головоломки, имеющие иногда несколько типов решений. Кроме того, система загадок сделана таким образом, что заставляет нас с диким интересом присматриваться к каждой детали в поисках какой-то подсказки.
Иногда для того, чтобы решить загадку, придется присмотреться к окружению, иногда — вспомнить уже решенные пазлы. Иногда же — двинуться дальше, оставив сложное на потом. И если повезет, выход придет сам собой.
Игра в первую очередь про загадки, а не сюжет. И мотивировать двигаться дальше может исключительно любопытство. Если его нет, то станет скучно: помимо всего прочего, игра бьет по самолюбию. Ведь некоторые пазлы заставляют считать себя невероятно тупым.