Слушай подкасты нашей студии
Слушать

Старина игровой автомат

игровые автоматы

Игровые автоматы — это больше, чем просто фиговина, в которую можно засунуть монетки и потом наслаждаться прохождением игры. Нет. Игровой автомат, чувак, это целое явление, целая эпоха — без них не было нас нынешних, не было бы массы игр, в которые мы теперь рубимся на эмуляторах. Так что важность игровых автоматов для бро сложно переоценить. Поэтому давай отдадим им должное и познакомимся с их богатым прошлым: как говорится, героев надо знать в лицо.

Давай сразу оговоримся, что речь пойдет не о тех игровых автоматах, в которых дернул за рычаг — и ждешь, выпадут ли одинаковые штуковины или нет. Мы будем говорить об аркадных игровых автоматах, где можно проходить разные, пускай и не очень сложные, но очень приятные игры.

История

игровые автоматы

Первые аркадные игры (точнее, их предшествующие варианты) еще сто лет назад располагались в парках развлечений. Это были тиры, игры, когда нужно было попасть мячом куда-то там и тому подобная фигня. А вот монетками подкармливали совсем не те автоматы, которые мы представляем себе сейчас: давным-давно по такому принципу функционировали лишь автоматы, предсказывавшие судьбу или проигрывавшие механическую музыку. А нынешние аркадные автоматы пришли к нам из американских парков развлечений 20-х годов XX века, например, из Кони Айленда в Нью-Йорке — именно там впервые появилась та самая атмосфера аркадных игр.

В 30-е годы XX века были сделаны первые пинбольные машины, запускавшиеся при помои монеток. Они отличались от своих электронных младших братьев тем, что были сделаны из дерева, а также у них не было поршней, освещенной таблички с бонусами на игровой поверхности и электронного скоринга. Примерно к 1977 году большинство пинбольных машин в производстве перешли на использование твердотельной электроники для управления и подсчета очков в игре.

Электромеханические игры

В 1966 году Сега представила публике электромеханическую игру под названием Periscope. Это был один из первых симуляторов субмарины и лайт-ган шутеров, в которых использовались огоньки и пластиковые волны для имитации потопления кораблей с подводной лодки. Игра завоевала популярность во всем мире: в Японии, Европе и Северной Америке, причем там это был первый игровой автомат, игра на котором стоила 25 центов за раз — потом несколько поколений чуваков привычно спускали пригоршни четвертаков, чтобы порубиться в игровые автоматы. В 1967 году Taito выпустили электромеханическую игру Crown Soccer Special — спортивную игру для двух игроков, которая симулировала игру в футбол; в ней использовались различные электронные компоненты, включая электронные версии пинбола.

Чуть позже компания Sega произвела на свет стрелялки, которые походили на шутеры от первого лица, но по факту это были электромеханические игры, в которых изображение проецировалось по технологии старинного зоотропа (с помощью этой фиговины древние чуваки проецировали движущихся животных на экран). Первой такой игрой был лайт-ган шутер Duck Hunt, который Sega выпустила в 1969 году. На экране были подвижные цели, счет игрока печатался на билетике, а громкость звуковых эффектов можно было контролировать. В том же году Sega издала электромеханическую аркаду — гонку Grand Prix от первого лица с электронным звуком, приборной панелью, акселератором. Дорога на экране прокручивалась вперед, как будто ты по ней и правда едешь. В том же году Sega издала еще одну игру — Missile — шутер и симулятор боевой техники, оснащенный электронным звуком и движущейся пленкой, чтобы представлять цели на проекционном экране. Это также первая из известных аркад, в которой использовался джойстик с кнопкой «огонь»; когда самолет был сбит, на экране появлялся анимированный взрыв, сопровождавшийся соответствующим звуком. В 1970 году игра была издана в Северной Америке под названием S.A.M.I. компанией Midway. В том же году Sega произвела на свет Jet Rocket, симулятор военных действий с кокпитом, с его помощью самолет «двигался» по ландшафту на экране и ракеты стреляли в цель, которая взрывалась при ударе.

Вслед за релизом Pong в 1972 году электромеханические аркады заместили электронные видеоигры. Тогда же Sega выпустила электромеханическую игру под названием Killer Shark, лайт-ган шутер от первого лица, который потом прославил появившийся в 1975 году фильм «Челюсти». В 1974 году Nintendo издали игру Wild Gunman, лайт-ган шутер, который использовал фулл-моушн видеопроекцию с 16-мм пленки, чтобы отображать ковбоев-врагов на экране. Одна из последних успешных электромеханических аркад — F-1, гонка, разработанная Namco, которая потом вышла и на Atari в 1976 оду. Игра была показана в фильмах «Рассвет мертвецов» и «Полуночное безумие». Однако видеоигра 1978 года Space Invaders имела даже большее влияние на популярность электромеханических игр.

Аркады-видеоигры

игровые автоматы

В 1971 году студенты Стэндфордского университета сделали Galaxy Game, версию видеоигры Spacewar, которую надо было подкармливать монетками. Это самая ранняя из известных видеоигр, которые запускались при помощи монет. В том же году Нолан Башнелл создал первую массовую подобную игру, Computer Space, для Nutting Associates.

В 1972 году Нолан Башнелл и Тед Дабни создали Atari. Своей игрой Pong компания произвела на свет целую индустрию видеоигр на монетках, то была первая успешная видеоигра — пинг-понг. Pong был популярным, но подражатели не дали компании занять ведущие позиции на рынке монетных видеоигр.

Золотой век

Игра Space Invanderers компании Tatio в 1978 году оказалась первой аркадной видеоигрой — блокбастером. Ее успех обозначил начало золотого века аркадных видеоигр. Аркадные игровые автоматы распространились по торговым центрам, маленькие «игровые уголки» появились в ресторанах, магазинах, барах, кинотеатрах по всем США, Японии и в других странах в поздние 70-е и ранние 80-е годы прошлого века. Игры Space Invanderers, Galaxian, Pacman, Battlezone, Defender и Bosconian были особенно популярны. К 1981 году индустрия аркадных видеоигр оценивалась в 8 миллиардов долларов.

В течение 70—80-х годов прошлого столетия сети ресторанов и баров специально оборудовали свои заведения аркадными игровыми автоматами, а уже в конце восьмидесятых аркадная горячка начала спадать из-за широкого распространения домашних консолей. К 1991 году заработок аркадных игр упал до 2,1 миллиарда долларов. Однако в этом же году была выпущена игра Street Fighter II, которая привлекла к аркадным автоматом новых и старых задротиков, горячо полюбивших файтинги. Игра впервые ожививила индустрию игровых автоматов со времен старого доброго Пэкмэна. А потом появилась 3D-графика, и к середине девяностых гоночки и лайт-ган шутеры добавили аркадным автоматам популярности. К 1994 году в США прибыли от аркадных автоматов составили 7 миллиардов долларов, от домашних игровых консолей — 6 миллиаров: многие популярные игры для домашних консолей выходили и для автоматов — в общем, прибыльное это было дело.

Со временем популярность игровых автоматов падала, и в 2004 году прибыль от них составила лишь $866 миллионов — даже до одного миллиарда не дотянуло. Грустно, чувак. К тому времени уже подоспела возможность рубится в игры через Интернет, так что игровые автоматы и вовсе остались позабыты-позаброшены.

Наши дни

игровые автоматы

Сегодня игровые автоматы заняли-таки свою нишу. Ясно-понятно, что во все эти аркады можно поиграть на приставке, но фишка автоматов в том, что это более социальное занятие, ориентированное на сражение, на соревнование, на то, чтобы показать себя и превзойти другого чувака. А еще же и появились ритм-игры типа Dance-Dance и DrumMania. В Японии игровые автоматы так вообще популярны до сих пор. Например, в 2009 году прибыль рынка аркадных автоматов оценивалась в 20 миллиардов долларов — ты только вдумайся, чувак! Это, между прочим, самый большой сегмент японской игровой индустрии. Даже консоли (3,5 миллиарда) и игры для мобильных телефонов (2 миллиарда) не идут с ними ни в какое сравнение. Так что есть еще у этих старичков порох в пороховницах!

Задай вопрос редакции,

возможно, мы ответим на него в наших следующих статьях.

Комментарии

(0)