Человек считает себя творцом. Мы способны управлять машинами, летать над землей, строить дома, изобретать небывалые вещи. Но наша сила далеко не безгранична, а то новое, что мы придумываем, зачастую уже имеет аналоги в окружающем мире. В этой статье мы с командой notAnotherOne расскажем, чем древние люди вдохновлялись, когда придумывали колесо, как природа и человек стали неразделимы в эпоху Возрождения и почему в современных изобретениях так много отсылок к окружающему миру.
Древность
Мы обязаны древним людям многим: они приручили огонь, который не давал им замерзнуть холодными зимами, научились строить жилища, защищающие их от зверей, и многое другое. Чтобы выжить, им приходилось постоянно адаптироваться и учиться – и их первым учителем была природа. Они наблюдали за ней и создавали свои первые изобретения, которые проложили им дорогу вверх по эволюционной лестнице.
Например, рубило. Это первый инструмент в истории, который появился более 3 миллионов лет назад в Африке. Австралопитеки заметили, что некоторые камни опасны, потому что могут поцарапать или порезать. Они начали специально затачивать их друг об друга, чтобы использовать в качестве оружия. Получился универсальный инструмент — им резали мясо, обрабатывали кости, выкапывали корни деревьев и забивали добычу на охоте.
Еще одно изобретение, которое буквально изменило ход истории, — колесо. Когда люди стали засевать поля и разводить скот, им пришлось таскать огромные тяжести на большие расстояния. Но в какой-то момент они заметили, что ствол срубленного дерева может катиться. Желание облегчить себе жизнь и вдохновение природой привели к созданию первого колеса.
Древние Греки, заметив, как стремительно камни идут под воду, стали первооткрывателями якоря. Чтобы удержать на одном месте лодку, они брали большую корзину, заполняли ее булыжниками и отправляли на дно моря. Позже они начали использовать для этого больших мешки с песком и деревянные бревна с отверстиями посередине, в которые был залит свинец.
То, какое влияние оказала природа на изобретения древних египтян, — ни для кого не секрет. Огромная пирамида Хеопса, чьи грани расположены ровно по сторонам света, непонятно как сконструированный Сфинкс, “эликсир” сохранения мумий — все это до сих пор не изученное и удивительное наследие Древнего Египта. Но знаете ли вы, что ими была придумана шестеренка? По одной из версий, вдохновением для этого изобретения стала цикада Issus coleoptratus. В задних лапах насекомого есть зубчатые колеса, которые помогают ему делать синхронные движения при прыжке.
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения изменились отношения человека и природы, а также философская концепция восприятия Бога — его перестали воспринимать как конкретную личность, он стал единым целым со Вселенной. Творцы начали чувствовать близость с природой и считать, что она проявляет себя через каждого из нас. Если в древности окружающий мир помогал выжить, то в эпоху Возрождения из него черпали идеи для создания картин, скульптур и зданий.
Например, в работах Рафаэля Санти человек всегда связан с природой — “Три грации”, “Прекрасная садовница”, “Мадонна Альба”. То же самое можно наблюдать на полотне “Весна” Сандро Боттичелли: центральная фигура — девушка, на голове которой венок из полевых цветов. Практически каждый из художников эпохи Возрождения старался изобразить на своих картинах неразрывную связь людей с окружающим миром.
Великий Леонардо да Винчи тоже не стал исключением, некоторые его изобретения также вдохновлены природой. Например, орнитоптер, в котором человек должен был находиться в лежачем состоянии, а для полета использовать силу ног и рук. На чертежах он был похож на современный дельтаплан, только с формой крыльев, как у летучих мышей. Кроме того, да Винчи — первый в мире инженер, которому приписывают проекты пилотируемого полета. Вдохновившись полетом птиц, он долгое время изучал рассечения их крыльев. По расчетам художника и изобретателя, для поднятия в воздух его орнитоптера были необходимы птицеподобные крылья, длина которых достигает двенадцати метров.
Связь с природой отразилась и на архитектуре. Если в суровом Средневековье предпочтение отдавалось монументальным зданиям из камня, то в эпоху Возрождения люди создавали парки и сады. Ландшафтное проектирование получило новый толчок в своем развитии.
На живописных холмах Флоренции возводили загородные дома с обширными террасными садами, в которых удачно использовались водные устройства, зеленые насаждения и скульптуры. Популярностью пользовались зеленые изгороди, они отделяли одни владения от других. Одним из ярких примеров является замок Шамбор во французской долине Луары — он возведен из известнякового туфа, окружен водоемами и аллеями. А Флорентийская церковь Базилика Сан-Лоренцо построена в виде четырехлистника, что подчеркивает влияние окружающего мира на архитекторов эпохи Возрождения. В это время люди отдавали предпочтение природным материалам, а главной задачей архитектуры считалось поддержание гармонии между человеком и внешним миром.
Современность
Сегодня природа влияет не только на изобретения, но и на их дизайн. Например, инженеры компании Mercedes создали бионический автомобиль благодаря рыбе-кузовку, форма которой позволяет ей сохранять устойчивость и плавность передвижения. Она обитает в местах с сильным течением и сопротивляться ему может именно благодаря форме своего тела. А некоторые из Олимпийских плавательных костюмов, например, Speedo Fastskin, повторяют рельеф кожи акулы, чтобы предотвращать формирование водоворотов и быстрее плыть.
Люди, глядя на птиц, мечтали летать с давних времен. И совсем не удивительно, что сегодня ученые указывают на схожесть между животными и современными вертолетами и самолетами. Например, посмотрев на лопасти вертолета, можно увидеть, что они работают, как крылья стрекозы. А турбины вертолетов были созданы по образу и подобию плавников горбатого кита. Они могут достигать веса в 45 тонн, но при этом легко передвигаться по воде благодаря бугоркам на зазубренном плавнике. Добавив такие на лопасти турбины, инженеры смогли увеличить мощность, при этом уменьшив сопротивление и уровень шума вертолетов.
Также природа продолжает оказывать большое влияние на архитектуру. Еще в 1890 году “отец небоскребов” Луис Генри Салливан впервые употребил термин “бионическая архитектура”, которая впоследствии стала настоящим феноменом. Наука бионика стоит на трех “китах”: экономия ресурсов Земли, экологичность и контакт с природой. Например, по этим правилам была построена Эйфелева башня. Она проектировалась по принципу строения берцовой кости человека. У архитектора была цель создать мощную конструкцию при минимуме доступного материала, и у него это получилось.
Природа — это источник бесконечной вдохновения для дизайнеров и изобретателей. Она является бесконечным музеем, где можно найти решения на самые разнообразные проблемы. Она обладает уникальными формами, цветами, текстурами и процессами, которые могут быть использованы для создания красивых и функциональных продуктов.
Но это не единственная причина. Природа является источником эффективных и инновационных решений. Промышленные дизайнеры могут изучать структуры растений и животных, чтобы понять, как они функционируют и какие принципы могут быть применены в технических устройствах.
Природа также является источником эмоций и вдохновения. Ее красота, гармония и симметрия могут быть использованы для создания эстетически привлекательных продуктов.
В эпоху технологий компании продолжают черпать вдохновение из окружающего мира, используя то, что было придумано ранее и дополняя это новейшими решениями. notAnotherOne выпускает продукты, которые способны улучшать жизнь, создавая инклюзивную среду с помощью дизайна, где находят свое место как человек, так и природа. Их работа направлена на создание комфорта и изменение жизни в лучшую сторону.
Комментарии
(0)