Сообщество
15 июля, 2015

Главная проблема музыки в России

Вопрос:

Друзья, короткий вопрос от меломана: почему в России музыка – такое гов***ще? (Простите, другое слово не подобрал…) С удовольствием почитал бы ваше видение ситуации в статье на BD. Наверняка много людей также задается этим вопросом, а он, судя по всему, неоднозначный. Спасибо!

Ответ:

Друг, ответ вряд ли получится кратким. Сам пойми, тема очень сложная, как говорится, без ста грамм не разберёшься. Однако мы попытаемся. Тем более мы все так или иначе связаны с музыкой и играем на различных инструментах. Как ты знаешь, наш главный редактор был пианистом на китобойном судне (и это чистая правда). Создатель BroDude играл на маракасах в четвертом составе «Арии», а менеджер по рекламе отрубала курице голову на концерте Alice Cooper. Сам автор, играя на банджо и арфе, участвовал в записи легендарного альбома Владимира Асмолова «Резиновая женщина». Если не знаешь о чём речь, изучи классику.

И вот, когда мы нагнали себе авторитета, давай разберёмся, что стало с музыкой в России. Вспомним сакральные слова Захара Мая из его самой мудрой песни: «Главная проблема музыки в России это ты. Ведь ты слушаешь говно. Уже достаточно давно.» И не поспоришь. Дело в том, что в нашей великой стране, с великими музыкальными традициями большинству населения нравится песня про «мужчину с бородой». Чёткие пацанчики с 20 зубами и отпечатком глубокого интеллекта на лицах с удовольствием слушают в падиках чёткий пацанский рэпчик. А как известно, чёткий пацанский рэпчик – самый бессмысленный и беспощадный музыкальный жанр. Можешь с этим не согласиться, нам плевать – всё с тобой ясно. Народ сделал свой выбор, слушая Тимати и ходя на его концерты. В твоей филармонии каждую неделю при полупустом зале играют шедевры классической музыки, но кому они интересны! А ведь нашу страну знают благодаря Стравинскому, Чайковскому, Прокофьеву и им подобным, а не благодаря «Каспийскому Грузу», «Наиву» и певице Натали. Как-то у Стинга спросили: «Знаете ли вы кого-нибудь из современных российских музыкантов?» Он ответил: «Нет, только классику. Прокофьев, Римский-Корсаков.» Правда, ещё был успешный опыт экспансии группы Тату на запад, но они просто знали, на что давить, и делали качественный продукт. Хотя, скорее всего, причина успеха в том, что у западной публики тоже большая тяга к попсе и дурновкусие.

Может быть, когда в караоке-барах перестанут петь «Бутырку» и «ВиаГру» у нас наступит священная эпоха, и музыканты начнут делать качественную музыку. Индустрия же подстраивается под публику. А если «пипл хавает», то чего мудрить? Есть такой музыкант – Алексей Чумаков. Никто не знает, что он поёт, но все знают, кто это. На очередном телеэфире, где самые нелепые из людей – музыкальные критики – вместе с мордатыми музыкальными продюсерами обсуждали, что не так с русской музыкой, Лёха встал и сказал очень правильную вещь о том, что на бесптичье и жопа – соловей. Мол, товарищи музыканты, начните делать качественный продукт, а не сводить фонограмму наспех левой ногой. Сам Алексей торжественно поклялся, что искренне старается делать качественный продукт. Ты можешь его послушать и решить сам, насколько Чумаков был честен. Но доля правды в его словах есть.

В большом шоу-бизнесе уже давно главной целью является заработать, а не творить. Продюсеры решили, что «пускай он занимается творчеством у себя в гараже, а то мы так все бабки потеряем». И музыкант вынужден петь про «люли мои люли». Иногда работников эстрады самих тошнит от собственного репертуара, но из обоймы выпадать нельзя. «Всё стерпится, всё слюбится, попою про сиськи, письки и любовь и уйду делать качественную босса-нову». Они понимают: чем чаще мелькают на радио и телевидении, тем чаще их будут звать на корпоративы, потому что музыкантов кормят корпоративы, а не продажи альбомов. А звезда может себе и цену за выступление хорошую заломить. Они ещё надеются, что смогут там играть своё, но народ требует: «Вон ту песню с радива!» Похожий инцидент был на одной роскошной свадьбе, куда позвали недавнюю участницу «Евровидения». Она вышла, спела два радийных хита и принялась исполнять свои песни, которые никто не слышал. Разумеется, на свадьбе всем некогда вникать в суть, всем хочется веселиться под хорошо знакомые хиты. Певице вручили пухлый конверт и попросили завершить своё выступление за два часа до запланированного срока. Остаток времени гости провели весело, глумясь под Сердючку и прочее дерьмо, скопившееся на флешке у тамады.

Вот такие дела. Но и на этом беды не заканчиваются. Как-то у Мэттью Перпетуа, основателя Fluxblog, редактора сайта rollingstone.com, спросили, знает ли он кого-нибудь из российских музыкантов, на что он ответил: «Нет». На вопрос: «А не охренел ли ты?» – он так же ответил отрицательно, но пояснил в чём причина. Перпетуа доводилось мучить себя нашими песнями, после чего он сделал вывод: русские музыканты слишком подражают западу и совершенно не хотят изобретать что-то своё. Такая проблема есть, конечно, она касается далеко не всех, но многие считают, что изобретать велосипед бессмысленно, можно просто быть похожими на Naked and Famous, U2 и прочих забугорных товарищей, и тогда успех сам к тебе придёт. Но на западе такую музыку не воспринимают всерьёз, считая вторичной и некачественной. Так и есть, она очень некачественная. Прежде чем петь на английском и планировать завоевание забугорной публики, многим нашим музыкантам следовало бы удостовериться, что их английский понятен слушателям. Англичане ведь ни черта не понимают: «Что несут эти русские? Это монгольский? Ах, английский! Нет, это не он!» Скандинавам и немцам в этом плане проще, у них на английском разговаривают даже таксисты, а у нас, прежде чем замахнуться на запад, нужно придумать что-то своё и отточить язык.

Но те, кто на запад не рассчитывает, бессовестно покоряют отечественную публику трижды использованными приёмами. Действительно, зачем мучиться и творить, если есть отменный исходник, с которого вы бесстыже черпали идеи? Такого полно как в большом шоу-бизнесе, так и, как ни странно, в андеграунде. Проще перекупить или сплагиатить идею, музыку и получить свои несколько тысяч за выступление. Поэтому на западе то и дело вспыхивают новые имена, чьи альбомы в мгновение ока выходят в топы Itunes, а в нашей стране если кто-то новый и появляется, то иногда возникает ощущение, будто тебя накормили уже переработанной желудком пищей. Проще выступать с продуктом, который хорошо зарекомендовал себя на публике, чем повторять судьбу самобытных «Аукцыона» и «Пикника». Хотя и те, и другие отлично себя зарекомендовали и всегда собирают полные залы тех, кто понимает. Но по телевидению их увидишь нечасто, ибо не формат. По мне, так лучше повторить их судьбу, стараться писать качественный материал, нежели позориться с песней, которая с музыкальной точки зрения хороша, но похожа сразу на всё. На запад нужно равняться, перенимать у них опыт, чёрт с ним, может быть, даже подражать, но не делать стопроцентную кальку. Клоны ведь долго не живут, ни биологические, ни какие-либо другие.

Кстати, раз уж затронули тему качества, стоит поговорить и о нём. Многие считают, что наша музыка захлебнулась в выгребной яме непрофессионализма, поскольку музыкантов много, а умеющих петь и играть – единицы. Но позвольте, все коллективы Егора Летова, «Аквариум», который американские продюсеры признали профнепригодным во время турне по США, и «Звуки Му», которые в свое время наделали шума в США – разве их невозможно слушать? Разве «Всё идёт по плану» – это высококачественный с точки зрения профессионализма продукт? Нет. Но если ты скажешь, что это дурная песня, то ты мой кровный враг. Что касается русского рока, в котором всегда было мало хороших музыкантов, то его беда отнюдь не в качестве, а в идее. «Русский рок» – это как шансон: явление очень странное и непонятное. Непонятное в первую очередь для тех, кто его исполняет. Не поленись, почитай, что говорят про русский рок сами рокеры. Так вот, если раньше в русском роке, по утверждению творцов, акцент делался на стихи, то сейчас и тексты слушать невозможно. Это больная собака, которая сжирает сама себя. Новые группы не предлагают ничего нового, копируя старые приёмы, а на старые грустно смотреть. Давеча посмотрели последнее «Нашествие». Ну что сказать, всё очень плохо. К выступающим испытываешь только жалость, а не интерес.

Но даже в русском роке появляются свои жемчужины, как появляются они во всех жанрах. Да-да, тут мы подошли к самой сути изложения. Не вся музыка в России дерьмо, далеко не вся. Я могу назвать тебе с десяток исполнителей, которые делают самобытный и качественный материал, помимо вышеперечисленных «Аукцыона» и «Пикника». Взять хотя бы горячо любимую мной самарскую музыкальную сцену, где трудится волшебная инди-фея Полина Хвостова под псевдонимом Polly Wants, или восхитительный, постоянно покоряющий новые вершины инструментальный коллектив Сергея Табачникова «Nobody.one». А сколько самобытных коллективов! А «Аффинаж»? А «Сатана печёт блины»? Да не счесть талантов на Руси, интересных, самобытных и ярких! Только, увы, про них мало кто знает, а шансов пробиться через толщу льда продажного, закостенелого шоу-бизнеса у них нет. Для этого нужны большие деньги и могучие покровители, а этих самых покровителей нужно убедить в том, что твоя самобытная качественная музыка может быть кому-то интересна. Но это очень сложно. Законы суровы, а продюсеры не подпускают к большой кормушке никого непохожего на убогий массовый продукт. Боятся, что те сломают устои к чертям собачьим, и на сцену хлынут непохожие ребята, которые вытеснят многочисленные «поющие трусы». Нет у нас и нормального менеджмента, а хороших организаторов очень мало. В России проводится очень много рок-фестивалей, но пообщавшись со многими организаторами и увидев, в каких условиях работают музыканты, понимаешь, почему всё так плохо, и почему Мик Джаггер, сидя в лондонской квартире, не будет смотреть концерт группы «Ундервуд». Самое жуткое, что, занимаясь музыкальной индустрией, они совершенно не знают, кто есть кто в русской музыке и как обстоят дела. Я не люблю русский рэп, но по-моему, если ты собираешься приглашать на организуемый тобой фестиваль Басту, ты должен как минимум знать, что это мужчина.

Все эти организаторы, менеджеры, директора, как правило, думают о своём личном заработке, а о том, чтобы развивать группу… Да зачем, на них и так ходят! Им что, мало? У Led Zeppelin, помимо потрясающей музыки и огромного таланта, был потрясающий менеджер Питер Гранд, который причастен к мировому финансовому успеху группы едва ли не больше, чем сами музыканты. За своих ребят он рвал и метал, он был способен до потери человеческого облика выбивать лучшие условия для музыкантов у очередного устроителя концертов. Именно он сломал устои радиовещания, впихнув в эфир восьмиминутную версию «Лестницы в небо». А что могут наши? Ну, организовать очередное бесплатное выступление в клубе. А чаще всего эти молодые талантливые музыканты сами вершат свою судьбу, поскольку никому не интересны. И пока о них не начнут говорить много и громко, никто не предложит им свои услуги. И что самое поразительное, за рубежом некоторых наших музыкантов знают лучше, чем на родине. Они попадают в ротации на радио и выступают на лучших условиях, нежели на родине. Взять хотя бы Муджуса, которого боготворит зарубежная электронная публика, а в России многих его вещей просто не понимают. Потому что делают своё (на заметку отечественным плагиаторам).

Когда-то опального продюсера сладкоголосых попсовых групп спросили, почему его талантливые музыканты не появляются в ротации. Продюсер не выдержал и выдал гневную тираду, где возмутился, мол, «зачем задавать глупые вопросы, неужели вы не знаете, кому нужно заплатить и что нужно сделать, чтобы пропихнуть своего музыканта на телеэкраны»? Как там пела Metallica? Sad but true. И как нам сдвинуть этот ржавый моховик музыкального застоя? Наверное, обратиться к опыту его величества шансона. Люди просто повсюду начали слушать шедевры музыки «тех, кто видел жизнь», и теперь даже на больших экранах мелькают выходцы из «Радио шансон» и трели «Вороваек» и Шуфутинского (ничего не имею против Михаила Захаровича, замечательный певец, и песни хорошие). Понятно, что это неизбежно в стране, где сидел каждый третий, а в большинстве дворов под гитару перепевали вовсе не Pink Floyd, а Аркадия Северного. Но если мы будем воспитывать в себе вкус, то индустрия сможет измениться.

Та же самая история и с «рэпчиком». Баста без труда собирает «Олимпийский». Так может, если мы начнём слушать хорошую музыку, перестанем покупать сборники аля «Самые сливки шансона» и слушать попсовые сопли, то и качество музыки вырастет? Артисты поймут, что халтурить больше нельзя, и во время очередного интервью Duft Punk скажут, что в списке их самых любимых треков – новый альбом Киркорова, который недавно получил «Грэмми», не похожие на Снуп Дога треки Тимоти, Da kooka и «Хоп-хэй лалалэй» Агутина. Не возмущайся, Лёня умеет работать с музыкой.

И было бы неплохо ощутить какую-никакую поддержку от государства. В Европе много примеров, когда музыкантов поддерживает государство. Особенно в Северной Европе: в Норвегии, Финляндии существуют такие официальные департаменты, бюро музыкального экспорта. В Германии есть Гете-институт, во Франции – Культурный центр. Те же финны очень мощно вкладываются: привозят на все шоу-кейсы огромные стенды, оплачивают дорогу своим группам, создают имидж стране. В Польше есть Институт Адама Мицкевича, который благодаря усилиям пары молодых сотрудников тратит деньги на поддержку местного авангарда – они возили группы на крупнейший в мире американский шоу-кейс SXSW, на фестиваль Primavera Sound в Барселону. А во многих странах такие вещи получились благодаря частным инициативам. В России, к сожалению, пока ничего подобного нет. А если бы кто-то это все и взял в свои руки, наверняка бы все было коррумпировано, и своих бы только продвигали. Во многом поэтому в Англии обсуждают скандинавских и австралийских музыкантов, но никто ни слова не говорит про волшебную русскую музыку.

Слушай только хорошие композиции и развивай вкус. Чем больше хорошей музыки мы будем слушать, тем лучше она будет становиться. Понятно, что критерии весьма специфичны, ведь на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Кому-то от души нравится звучащее отовсюду дерьмо. Поэтому обращаюсь к публике, которая понимает, насколько убого качество окружающей музыки. Если эти люди повелись на рэпчик, шансон и Сергея Лазарева, то поведутся и на нашу хорошую музыку. Вот Митяев, например. А что, очень мудрая житейская песня про настоящую жизнь, а не про то, «как мы в падике дули ганджу». И музыка хорошая, и слова мудрые.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: