Образ жизни
30 марта, 2015

Герой нашего времени

Совсем недавно ваш покорный слуга ерзал костлявой задницей на неудобном совдеповском стуле в кругу агрессивно-прогрессивной молодёжи и пытался выдумать патриотические мероприятия, которые каким-то мифическим образом могли привлечь внимание этой самой молодёжи. Я не буду рассказывать про то, как строится организация работы подобных структур, так как статья получится очень грустной. Для грусти и без того хватает поводов.

В одном из таких мероприятий надо было задействовать кумиров современной молодёжи, её героев, нравственные ориентиры. Казалось бы, всё нормально. Но тут пришла мысль о том, что у современного молодого поколения кумира нет. Одной яркой личности, Жанны Д’Арк, за которой они пойдут, Джимма Моррисона, с которым они будут долбить кислоту, Курта Кобейна, в день смерти которого будет наблюдаться массовая волна самоубийств, и, наконец, Вити Цоя, в честь которого они будут расписывать целую стену. Более того, если сейчас умрёт, к примеру, Эд Ширан, никто не сбросится. Все многозначительно вздохнут и скажут: «Ну, жаль. А чё помер? Наркоман, наверное. Пойду, посру». Согласен. Эд Ширан крайне неудачный пример. Но я не могу сейчас вспомнить никого более-менее значимого.

Последним героем для всего мира был Майкл Джексон, дважды: в начале карьеры и после смерти. Это последний пример того, как можно выехать на собственной смерти. Весьма действенный способ: умри, и твои записи ещё два года будут в топах. Но для этого нужно запасть в душу, а в душах – проходной двор из имён и интересов.

Но за последние 10 лет не появилось никого, кто бы мог эффективно управлять умами молодёжи, быть её иконой, как Джонни Кеш в 50-е или тот же самый Кобейн. Сейчас герои, как кометы: появились на горизонте, и через секунду их никто не помнит. Идеальный пример – Макс Корж. Меньше чем за год про него перестали вспоминать. И слава Богу. Хотя прежде восхваляли на каждом шагу. Да и то не все.

У нас нет условий для появления социального бунтаря. Если в 80-е всем на самом деле были интересны перемены, то сейчас мы придерживаемся старинной поговорки: «Не дай Бог жить в эпоху перемен». Мы их избегаем и сгораем от скуки. Общество как бы говорит тебе: даже не «подчиняйся и соответствуй» и «успокойся и улыбайся». Нечего развращать, нечего нарушать, все настолько пресыщены жизнью и оттого ленивы для всяких геройств. СМИ сделало из слово «политика» нечто скучное, бессмысленное, неинтригующее. Поэтому по-настоящему несогласных, как французские студенты в 60-х, у нас нет. Да и не за кем идти. Идеал «мужчины мечты» с инициалами ВВП ежедневно показывают везде, где можно. Политик может стать кумиром, но для этого нужно победить в войне, вывести из кризиса. Но мне как-то не хочется опускаться ещё глубже.

Буду банален, но всё-таки сейчас уже не появится персонаж столь же яркий, эпатажный и в то же время интеллектуальный, каковыми были, например, Берроуз, да даже издроченный массами Егор Летов. Кругом какие-то «русреперы», парни в очках с толстой оправой и начёсом, какие-то мутные личности-однодневки, одним словом.

Скорость – девиз этого времени. Всё проходит слишком быстро. И дело даже не в качестве продукта, а в том, что память человеческая стала короче. В эпоху, когда каждые полгода на прилавках появляются технологии с яркой биркой «товар нового поколения», а срок годности телефона составляет 1 год, очень сложно быть всегда актуальным. В своё время, казалось, героями станут Блоггеры – парни, которые учили молодёжь тому, что не обязательно ходить на скучную работу, достаточно зарабатывать, изливая свои мысли в нете. И пример был куда более заразителен, чем кривляния Twisted Sisters в 80-е. Рей Уилльям Джонсон, сделавший карьеру на комментариях к видео, показал, что деньги можно делать, даже обсуждая на камеру свою утреннюю какаху. Вскоре это появилось и на Руси: +100500, Мэддисон, Хованский, – и сотни молодых умов примкнули к экранам.

Однако интернет – это целая жизнь в жизни, если можно так сказать. Он дарит едва ли не большее разнообразие, чем окружающая действительность, и потому публика растворилась в кислоте онлайн-пространства. А сами интернет-творцы не успевали за растущими потребностями скучающих зрителей. Это проблема всех творческих единиц. Ну, и потому, что они ленивые любители, работающие по одиночке. А в одиночку сложно создать что-то эффективное. Да и, честно говоря, этот продукт был снят для определённой аудитории. Школоте – своё, тем, кто поумнее, – другое. Но самое интересное, что публика растёт, а они нет. Другим – третье.

Раньше альбом Rolling Stones был событием. Его месяцами заслушивали до дыр. Сейчас ни один альбом не слушается больше месяца. Почему? Потому что слишком большой выбор. К тому же не надо поднимать задницу, и идти в магазин, и тратить деньги на новый винил. Всё просто: взял, скачал, послушал, удалил.

Сейчас не стали хуже. Они стали другими. Кто-то посетует на то, что раньше музыка была лучше, а сейчас всё друг на друга похоже. Не спорю, раньше и музыка была лучше, и трава зеленее, и солнце ярче, и друзья не были мудаками. Но и тогда особенного разнообразия не было. Просто сейчас, когда ты, не напрягаясь, можешь слушать один альбом за другим, кумиры элементарно не успевают появиться.

Кому-то покажется, что всё, напротив, дико однообразно. Чушь! Однообразие – это когда Боярский в роли Д’Артаньяна на долгое время становится кумиром почти всех без исключения. Сейчас даже Скриллекса забывают.

А нужен ли нам герой? Каждый скажет, что ему и так хорошо. Сейчас звание «герой поколения» равносильно званию «работник месяца». И продолжительность дольше. У людей слишком разные интересы. Слишком уж большое расслоение. У нас не будет нового Высоцкого, потому что Высоцкий жил и творил в эпоху, когда интересы у людей были более менее схожи, выбора не было. А сейчас даже общей идеи нет. У ИГИЛ вот есть, поэтому под душераздирающие крики муэдзина толпы новообращённых шахидов едут туда со всего мира, дабы резать головы и заниматься прочими видами отдыха. Самое странное, что герои появляются в годы перемен, бунта или застоя, так что ну их к чёрту – нам и так хорошо.

Сейчас гораздо большее внимание обращают на героев прошлого. Герои всё-таки нужны. Нужны примеры хоть сколько-нибудь вечные. Поэтому молодёжь слушает Джаггера и восхищается рассказами Оззи Осборна о том, как он вынюхал грузовик кокса. Может быть, когда все достойные из пантеона Богов уйдут в небытие, осиротевшее общество само выберет себе нового Марлона Брандо, ведь именно общество дарует столь важный титул.

«Герой нашего времени», «собирательный образ поколения» – это теперь уже пустые словосочетания. Если и представить себе собирательный образ нашего поколения, то он как раз и будет собранным из разных частиц, на нём будет навешано много всякой яркой мишуры, он будет весь состоять из разных материй, в его сознании свастика и пацифик спляшут вместе под ретровейв, после чего этот образ-химера закурит шмаль и присядет на корта, отхлебнёт яжки и будет читать тексты Басты под задорный Drm-n base.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: