Культура
05 ноября, 2014

Фильмы, скрывающие тайный смысл

Обычно, чтобы понять, о чем снят тот или иной фильм, не нужно иметь семи пядей во лбу: «Мальчишник в Вегасе» – про парней затусивших в Вегасе на мальчишнике. «Интервью с вампиром» – про интервью с вампиром. «Гарри Поттер»… Ну, в общем, ты понял. Однако есть и другая категория фильмов: ты мог их смотреть тысячу раз и видеть лишь простой (или не очень) сюжет и незамысловатую, но увлекательную историю, так и не поняв, что истину, спрятанную где-то там, ты все же пропустил, так как режиссер по какой-то причине захотел утаить от тебя скрытый смысл своего фильма.

1. «Чужие» как метафора Вьетнамской войны

Крёстный отец научно-фантастических фильмов Джеймс Кэмерон снял культовую картину, рассказывающую о горстке американских солдат, которых отправили в самый зад Вселенной, где они погибают один за другим по причине некомпетентности начальников, раздающих нелепые указания. Ну, и из-за кровожадных инопланетян. Если ты еще не понял, сейчас мы говорим о «Чужих».

Так и какой скрытый смысл может таиться в этом фильме? Согласно дополнительным материалам коллекции «Чужие: Квадрология», происходящее в фильме является огромным флэшбеком Вьетнамской войны, а так как картину сняли спустя 11 лет после её окончания, по идее, зрителям был бы понятен этот очевидный намек. Во-первых, посмотри внимательнее на десантный корабль – он был спроектирован по моделям американских военных самолётов того времени. То же касается и их оружия, военной формы, рисунков на самолетах.

Подобные сходства прослеживаются на протяжении всего фильма. Как и во Вьетнаме, технологически продвинутые солдаты совершенно неожиданно оказались окружены врагом, который напал на них во тьме. Кэмерон не говорит о том, что вьетнамцы были отвратительными чудовищами, но в целом подразумевается отношение к ним самих солдат, которое начинается с заявлений о том, что «мы тут самые крутые ублюдки», а заканчивается: «Матерь Божья, мы все умрем!»

Еще один ключевой момент фильма – изображение власти. Нам показывают коррумпированных отморозков из компании «Weyland-Yutani», которые, как и многие крупные военные компании во время Вьетнамской войны, подвергают солдат опасности только ради добычи. Главный офицер, лейтенант Горман, считает себя представителем элиты, но сваливает при первой же опасности, и спасать всех приходится Рипли. Это также отражает мнение большинства людей об американских солдатах, участвовавших во Вьетнамской войне: куча молодых американцев погибло, тогда как высшему эшелону военной власти даже не пришлось запачкать руки.

2. «Люди Икс» как символ борьбы за права геев

Если мы спросим о том, какую основную мысль несет в себе каждая из частей фильма, снятая про мутантов, наверное, очевидным будет ответ, что железные когти, выскакивающие из рук, обеспечат тебе увлекательную и веселую жизнь. Хотя изначально комиксы несли в себе идею борьбы людей за гражданские права и движения против расизма 60-х годов. Логично было бы предположить, что фильмы сняты примерно о том же. Но не тут-то было…

На самом деле «Люди Икс» являются одной большой метафорой борьбы за права гомосексуалистов. Не думай, что у нас временное помутнение рассудка после продолжительных праздников. Во-первых, об этом говорил сам режиссёр, и оба сценариста фильма «Люди Икс 2», и Йен МакКеллен, который исполнил роль Магнито. А еще все эти люди знают толк в крепких мужских задницах. Возьмем пару диалогов, на которые ты, возможно, не обращал внимания. Например, в сцене в «Людях Икс 2», в которой Человек-Лёд признаётся своим родителям, что он мутант, они ему отвечают: «А ты пытался не быть мутантом?». Или еще одна сцена из «Людей Икс: Первый класс», где Чудовище, оказавшись в похожей ситуации, говорит: «Ты не спрашивал – я не говорил». Или сцена с молодым Магнито и профессором Икс в том же фильме, покрытая легким налетом голубизны.

Но все это очевидные улики, украшающие этот супергеройский, или, вернее, суперГейский торт. Рассмотрим сходства между мутацией и гомосексуализмом: и то, и другое проявляется в подростковом возрасте (в первом фильме Роуг осознала, что является мутантом, когда впервые поцеловала парня). Кроме того, и мутация, и гомосексуализм становятся острыми социальными вопросами, которые ведут к тому, что политики начинают говорить о «спасении наших детей».

Уильям Страйкер, герой второго фильма, также олицетворяет собой гомофобию: отправляя своего сына-мутанта в школу Ксавьера для одаренных детей, рассчитывает на то, что там его вылечат, однако Ксавьер говорит, что «мутация это не болезнь», приводя в доказательство такие же аргументы, какие приводятся на дебатах касательно гомосексуализма. Но Страйкер приходит в бешенство, когда узнает, что его сын попал в шикарный особняк, где живут симпатичные парни и девушки, в крутых костюмах из латекса и кожи. Тут в дело вступил сценарист фильма, который подтвердил, что да, «Люди Икс» – это фильм о борьбе за права геев. Отказываешься поверить в это? Тогда вспомни фрагмент из первого фильма, где Магнито похищает сенатора и превращает его в мутанта с помощью своего мощного агрегата.

Магнито делает такое лицо:

А потом мы видим большое количество белой жидковатой массы, которая бьёт струёй из верхушки машины:

3. «Начало» как метафора создания кино

Пока ты думал о скрытом смысле этого фильма, повествующего нам то ли о сне, то ли о реальности, все оказалось гораздо проще: эта картина – метафора того, как снимается… фильм. Копнем поглубже. Каждый член команды «хакеров снов» имеет свою, строго определенную роль, по аналогии с обязанностями конкретных членов съёмочной группы: Эймс (Том Харди) – актёр, так как он в буквальном смысле способен изменять свою внешность, сидя перед специальным косметическим зеркалом; Ариадна (Эллен Пейдж) – сценарист, так как она заведует созданием снов; Сайто (Кен Ватанабе) – генеральный директор всей этой конторы, так как именно он оплачивает весь проект; Кобб (Леонардо ДиКаприо) – режиссёр, единственный, кто видит картинку в перспективе и способен свести всё воедино. Эй, да он даже выглядит как Кристофер Нолан!

Герой Джозефа Гордона-Левитта, Артур – тот, кто знает, как всё должно работать, а Юсуф отвечает за спецэффекты, поэтому на протяжении всего фильма мы практически забываем о его существовании. Да и в принципе задача Кобба и его команды весьма похожа на задачу создателя фильма: изменить мироощущение конкретного человека (в данном случае Киллиана Мёрфи), а подобную цель имеет каждый художник.

4. «Старикам тут не место» – метафора неизбежной старости и пенсии

«Старикам тут не место» – фильм о наркоте, оружии и дерьмовых стрижках. Наверное, более подходящее название для этой картины – «Антон Чигур крошит всех в капусту». Конечно, этот шедевр братьев Коэнов слишком жесток для просмотра твоей бабулей, но он действительно о пенсии. Начнем с того, что практически каждый герой либо уже пенсионер, либо приближается к пожилому возрасту. У нас есть Левлин Мосс (Джош Бролин), отошедший от дел сварщик и ветеран Вьетнамской войны. Есть его жена – Карла Джин (Келли МакДональд), которая работает в супермаркете до тех пор, пока ее супруг не приходит домой с сумкой, набитой баблом, и не заявляет о том, что теперь он на пенсии. Есть Карсон Уэллс (Вуди Харрельсон) – «отставной полковник», которого наняли, чтобы найти вышеупомянутую сумку с деньгами. И, конечно, безумный Антон Чигур (Хавьер Бардем) не пенсионер, но отправляющий в отставку, на заслуженный отдых всех и вся, кто оказывается у него на пути. Его нельзя остановить, ведь он сам не знает ни покоя, ни отдыха, избавляясь от стариков. Наконец, есть шериф Ед Том Бэлл (Томми Ли Джонс) – единственный сотрудник правоохранительных органов в истории кино, который объявляет, что собирается уйти на пенсию, и остаётся в живых. Но только он все равно не успевает поймать и обезвредить Чигура, который летящей и современной походкой скрывается и от врагов, и от правосудия.

Само название фильма взято из первой строчки стихотворения Уильяма Батлера Йейтса «Плавание в Византию», где человек сравнивается с «умирающим животным» и «оборванным пальто на палке». Это своеобразная песнь, посвященная старости, смерти и бренности всего сущего на этой земле. Дядя Эллис, которого навещает Бэлл, – одно из двух потенциальных будущих шерифа: жизнь в одиночестве, в компании котов и отвратительного кофе. Он решает все же уйти на пенсию и просит свою жену присоединиться к нему в этом последнем путешествии, на что она ему отвечает: «Хрена с два я уйду на пенсию».

5. «Большой Лебовски» как метафора кастрации

Раз уж мы заговорили о шедеврах братьев Коэнов, то нельзя обделить вниманием еще один их культовый фильм, фразы из которого некоторые парни из нашей редакции цитируют по памяти. Хотя, если верить анализу популярного в свое время американского кинокритика Роба Эйгера, этот фильм про мужиков с проблемами, про литры Белого Русского и боулинг показывает нам, насколько мельчает современный мужик, и в каком находится упадке мужественность мужчины.
Короче, это фильм о кастрации. Образной. Помнишь те огромные ножницы в кошмарном сне Чувака?

А те, что висят в студии Мод?

Этот лейтмотив красной нитью пронзил весь фильм, ведь в каком-то смысле каждый герой мужского пола забыл, что значит иметь стальные яйца. Уолтер (Джон Гудман), например, несмотря на весь свой вспыльчивый и боевой характер, всё ещё находится под каблуком у бывшей жены. Большой Лебовски, строящий из себя крутого влиятельного пофигиста, женат на женщине, которую не в силах контролировать, и вообще живёт на спонсорскую помощь от своей дочери Мод. Плюс за его «богатством» стоит бывшая жена. В первоначальном сценарии, после того как Уолтер бросает старика на пол, последнее, что тот говорит, это: «Вы отморозки! Вы и эти женщины! Вы не оставите мужику его грёбанные яйца!»

В принципе, практически все мужчины, показанные в фильме, постоянно пререкаются и спорят между собой, угрожают друг другу оружием и… буквальной кастрацией. Опять-таки. И с другой стороны мы видим женщин: они настолько могущественны, что контролируют всю историю и жизнь каждого из этих мужиков. «Похищение» Банни задаёт ход целому сюжету, а Мод – одна из тех, кто помогает Чуваку в разрешении его ситуации. Нравится им это или нет, женщины в «Большом Лебовски» являются настоящими богинями…

…а мужчины – жалкими неудачниками, которых причисляют к мужчинам лишь по наличию у них яиц.

ДРУГИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМАМ: